Организация работы над словарными словами
статья по русскому языку по теме

Материал по организации работы над словарным словом с у чащимися 3-4 классов, из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы над словарными словами

Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что в этих словах? Ответ прост, это словарные слова из школьного словаря начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить, и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая.  Хочу поделиться опытом своей работы со словарными словами

Работу над словарными слова с детьми в 3-4 классах  начинаю  с того, что заводим для каждого ребёнка словарик (это блокнот для записи иностранных слов с разделительной полосой на каждой странице). С ребятами оговариваем единственное правило работы в словарике:

Каждое новое словарное слово мы записывает в левой колонке страницы, выделяя цветом те буквы, которые надо запомнить.

В правой колонке страницы мы выполняем одну из работ над словарным словом:

  • Подбираем и записываем однокоренные слова, выделяя корень слов;
  • Подбираем и записываем синонимы (антонимы слова);
  • Записываем (кратко) толкование слова или его этимологию слова , используя для этого всё поле страницы словарика;
  • Записываем слова - помощники, которые могут помочь запомнить написание слова;

Обязательно даю одно из следующих домашних заданий по работе над словарным словом:

  • Выполнить фонетический разбор слова (такое задание применяю часто, особенно со словами, различающимися по написанию и произношению;
  • Выполнить рисунок, который поможет своим внешним видом запомнить написание словарного слова;
  • Подобрать пословицу или поговорку со

словарным словом

  • Подобрать загадку, где отгадка словарное слово;
  • Составить синквейн на слово;
  • Подобрать интересный факт по данному слову;
  • Составить ребус к слову.

Любой самостоятельно организованный труд ребёнка необходимо подвергать проверке с обязательным оцениванием: отметочным или словестным – здесь кому как больше нравится. В своей работе проверку словарей осуществляю следующим образом:  

  • Беглый просмотр (перед выполнением какого-либо упражнения прошу ребят раскрыть словарики и положить на край своего стола). Просматривая, выбираю что-то наиболее удачное и обязательно с данной работой знакомлю класс, ученик при этом ощущает ситуацию успеха;
  • При выполнении какой –либо работы у доски (на отметку) ученик выходит со словарём, который мною просматривается и проверяется;
  • Один раз в четверть в классный журнал выставляю отметку за ведение словарика; Как правило, проверку начинаю осуществлять за 10 дней до конца четверти по 5-6 словарей в день;

Обязательно и очень важно хвалить тех ребят, кто систематически ведёт работу в своём словарике, поддерживая интерес к этой работе. Кроме этого можно организовать выставку словариков с наиболее удачно подготовленными страницами, большинства ребят класса, вручать дипломчики,  «мини похвальные листы» за ведение и работу в словарике.

Проверка усвоения словарных слов

  1. Карточки с пропуском букв (использую в своей деятельности часто)
  2. Запись в тетради только той буквы, которая пропущена.
  3. Узнать слово по его лексическому значению и записать его.
  4. Вспомнить и записать 10-12 слов, в которых непроверяемыми безударными гласными были а или о (е или и, согласные буквы).
  5. Картинный словарный диктант.
  6. Подобрать к словосочетанию подходящее по смыслу словарное слово;

При работе в группах:

  1. Хоровое проговаривание словарных слов.
  2. Квази письмо.
  3. Составить рассказ, в котором будут употреблены словарные слова.
  4.  Составление кроссворда.

Один раз в полугодие даю работу, которую называю «Снежный ком», при выполнении этого задания ребята самостоятельно определяют, что они будут делась со словарным словом. В такой творческой работе можно увидеть всё: и рисунки, и ребусы, и загадки, и стихи и ещё много чего интересного.

Желаю творческих успехов Вам, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему «Содержание и организация работы над словарными словами на уроках письма»

Доклад на тему «Содержание и организация работы над словарными словами на уроках письма» был написан, так как в начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, п...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....