Информационные образовательные технологии в практике начальной школы
статья по теме

Серая Татьяна Николаевна

 

   Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_nachalnoy_shkole.rar997.9 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные образовательные технологии в практике начальной школы.

   В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

   Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

   Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально  “ заглатывают “ все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им становятся  не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

  У школьников практически нет психологического барьера перед компьютерной техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”.

    В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.    

Слайд 2

   «Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

     Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не  передача знаний.

  Слайд 3.

Цели и задачи применения ИКТ  в работе образовательного учреждения:

1.  Развитие   творческих способностей  навыков исследовательской   деятельности, умения   принимать оптимальные решения как педагогами, так и родителями, и  детьми.

2.  Формирование умения работать с информацией, развитие    коммуникативных  способностей

3.  Формирование положительной мотивации учения

4.  Активное вовлечение  детей  в учебный процесс

5.  Активизация деятельности  на учебном  занятии

6.  Качественное изменение контроля   деятельности

7.  Формирование адекватного отношения  к информационному достижению общества.

    В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования. 

    Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

Слайд 4.

Внедрение в процесс обучения  школьников информационных технологий обеспечивает:

  1. доступ к различным информационным ресурсам;
  2. способствует обогащению содержания обучения;
  3. придает ему логический и поисковый характер;
  4. решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся;
  5. развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

   Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Полная ломка традиционной методики преподавания не нужна, более того, это сделало бы проблематичной компьютеризацию обучения в ближайшем будущем. Компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.

   Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Создание презентаций — творческий, интересный, хотя, трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

 Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог.

Слайд 5.     Использование ИКТ на занятиях:

  1. ИКТ  целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.
  2. Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить любой  предмет,   который  является не самым привлекательным для наших детей. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не получится ни у кого , а помочь в этом педагогу должна машина. Плоды такого сотрудничества – это слайды с объяснением новой темы, мультимедийное сопровождение, позволяющее полнее познать окружающий мир, тренировочные тесты, презентации по творчеству поэтов и писателей, игры, с усвоением основных учебных понятий.

   Слайд 6  В функции учителя компьютер представляет:

—  источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

—  наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

—  индивидуальное информационное пространство;

—  тренажер;

—  средство диагностики и контроля.

Слайд  7  Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  2. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
  3. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно – наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

  Подобные занятия необходимы. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность. Ощущается переизбыток эмоций.

 

 Слайд 8

    Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию Обостряется восприятие за  счет работы  различных каналов восприятия текста, звука, графики, анимации, видео. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.

   Дети с большой радостью работают на уроках, выполняют тесты, получают большое количество  наглядной информации, которой нет в учебнике.

Слайд 9, 10  Обучение грамоте

На уроках обучения грамоте с помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности. Например, при знакомстве с новой буквой применяются такие задания…

Развиваются навыка самоконтроля.

 Слайд 11 Русский язык 

  Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). И здесь мне опять приходит  на помощь презентация.

Слайд 12 Математика.

   Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков.   Я использую  презентации  для устного счёта, а также для наглядности при изучении новых тем.

Слайд 13.14.Окружающий мир

  Вообще для уроков окружающего мира  презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое.

И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.

 Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства, образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках труда и т.д.

 Список возможностей использования презентации для уроков еще далеко не полон, но я думаю, что возможности программы помогут нам сделать наши уроки более эффективными, интересными, яркими и тем самым повысить интерес учащихся к учёбе.

   Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток  на уроках эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. В качестве примера приведу электронную гимнастику для глаз.

Слайды 16, 17.

Слайд 18.  Планируя урок с применением ИТ, учитель должен соблюдать следующие требования:
- четко определять педагогическую цель применения ИТ в учебном процессе;
- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер  

  объяснения новой информации
- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы  

   изучаемого материала.

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими  

техническими средствами обучения;
 Слайд 19.

 Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках ?

  1. Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
  2. Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
  3. Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
  4. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

 Слайд 20 Что дает  использование ИТ?

   Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Слайд 21

Как же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе?

  1. Учителя подбирают иллюстративный материала к уроку, оформляют стенды класса
  2. Работают с ресурсами Интернет: подбирают дополнительный познавательный материал к урокам, знакомятся со сценариями праздников и внеклассных мероприятий
  3.  Обмениваются опытом, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформляют классную документацию, отчеты.
  5.  Используют готовые обучающие (игровые, развивающие) программы.
  6.  Создают презентации в программе Рower  Рoint  для повышения эффективности урока

   Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...

Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владе...

Информационно - коммуникативные технологии в современной начальной школе

ИКТ используются в начальной школе с целью сбора, хранения, распространения и использования информации....

«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы» «Современные приемы формирования функциональной грамотности в нач.шк.»

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи....

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы

Использование информационно – коммуникационных технологийна уроках  начальной школы...