Статья "Составляющие успеха младшего школьника"
статья по теме

Сизова Мария Сергеевна

Статья написана в соавторстве с учителем начальных классов Пономаревой Светланой Викторовной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_sostavlyayushchih_uspeha.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учиться-усваивать какие-нибудь навыки, уменье. (словарь Ушакова)

С 2009 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, основной задачей которого является формирование умения учиться. Значит, как для учителя, так и для ученика во главу угла становится формирование образованного человека.

Стать образованным человеком- значит развить ум( рациональность), приобретая широкие знания о себе, природе и обществе, и на их основании преобразовывать чувства(эмоциональность) в высокие нравственные качества личности. Это возможно только тогда, когда человек почувствует себя успешным. Успешный-значит успевающий, делающий вовремя, умеющий согласовывать свои жизненные цели с имеющимися внешними и внутренними ресурсами, а в результате, достигающий поставленных целей.

Мы живём в 21 веке. На современного ребёнка направлен огромный поток различного рода информации, причём по данным социального опроса 83%информации несёт негативный характер. Следовательно, учащиеся находятся в состоянии неуверенности и опасности, а это ведёт к разрушению здоровья как физического, так и психологического. Вследствие этого дети не чувствуют себя уверенными в своих силах и низкой самооценкой оберегают себя, так как наделены от природы защитным психологическим, подсознательным фоном, уберегающим их от опасностей и перегрузок.

В связи с этим  перед нами встал вопрос: « Как оптимизировать процесс обучения, зародить в детях интерес к учению, т.е., как воспитать успешного человека?»

Изучив психологическую литературу, мы выявили семь составляющих успешного человека:

  1. Психологический комфорт
  2. Здоровье
  3. Межличностные отношения
  4. Цели и идеалы
  5. Самопознание
  6. Самореализация
  7. Финансовая свобода

Мы адаптировали данные составляющие для учащихся начальной школы, исключив финансовую свободу, в связи с возрастными особенностями. Оставили первые шесть и дали им названия, которые будут понятны для детей.

 Все шесть составляющих неразрывно связаны между собой, и как только один из компонентов упускается из виду, то путь к успешности становится призрачным для тех, кто по нему движется. Эта задача трудна для взрослых, что же говорить о детях. Тогда нужно помочь себе ( мы ведь являемся « примером») и нашим ученикам. Всем известно, что для лучшего запоминания информации лучше использовать различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. А для учащихся начальной школы наглядность имеет первостепенное значение. Поэтому в нашей работе мы решили использовать ромашку Успеха.

Каждый лепесток- это шаг к успеху. Если один из лепестков выпадает, то она не только потеряет свой внешний вид, но и весь смысл своего содержания. Такой помощник необходим каждому участнику образовательного процесса. Каждый лепесток ромашки имеет свой цвет и название. На них написаны четыре коуч-вопроса:

  1. Что я хочу получить?( фокус на результат)
  2. Как я пойму, что получил это? ( критерии)
  3. Почему для меня это важно?( прояснение цели и мотивации)
  4. Что мне для этого нужно сделать? (планирование)

Первая составляющая успеха- Комфорт

Комфорт- это бытовые удобства; благоустроенность жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т.п. В переносном смысле: душевный комфорт- состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и окружающим миром. Как видно из данного определения человек будет находиться в комфортном для него состоянии, если все сферы и места его пребывания будут «радовать» душу и глаз. Используя ромашку, как наглядное пособие учитель может провести рефлексию, как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Отвечая на коуч вопросы, учащиеся разворачиваются к себе, находят проблему внутри себя, а не снаружи, и с помощью учителя планируют способы её решения.

Вторая составляющая успеха-Здоровье

Во время урока учащиеся испытывают различные нагрузки. Они связаны с затратами собственной энергии для мыслительных операций и с обязательной необходимостью поддерживать тело в определённой позиции. Продолжительность эффективной и продуктивной работы составляет 20-25 минут. А значит для наших учеников и нас самих просто необходимы минуты отдыха во время учебного урока. Традиционно их называют физкультминутки. Их можно разделить на следующие группы: двигательные, оздоровительные, расслабляющие. На сегодняшний момент существует достаточно много интересной информации по этому вопросу. Также важным моментом здоровьесбережения является обучение учащихся распределять различные виды нагрузок и отдых с помощью режима дня. Составление режима и его соблюдение способствует не только сохранению здоровья, но и формирует умение ценить и распределять самый ценный в мире ресурс-время.    

Третья и важная составляющая –Дружба и любовь

 Это взаимоотношения с другими. Полноценные взаимоотношения это долгосрочные отношения дружбы и близости с другими людьми. С помощью очень простой проверки можно проверить, как складываются отношения в любом коллективе, будь то семья, класс или коллектив работников предприятия. Это смех. То, как часто члены коллектива смеются, показывает насколько они ладят. Когда отношения счастливые, люди часто смеются общаясь друг с другом, а когда отношения портятся исчезает и смех.

Четвёртая составляющая – Цели и идеалы

 Школьный возраст это благодатная площадка для взращивания целеустремлённого человека. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В современном уроке, учитель так строит образовательный процесс, чтобы учащиеся могли самостоятельно поставить и определить для себя  учебную цель. Используя дифференцированный подход, и ромашку Успеха, каждого ребёнка можно научить ставить перед собой цель, как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Пятая составляющая- Познаю себя

Главной задачей этой составляющей является принятие себя, как индивидуальной и не на кого не похожей личности. Важно, чтобы ребёнок принял себя таким, какой он есть со всеми своими достоинствами и недостатками, понимая, что последние ему даны, как «помощники» в воспитании себя. Из опыта работы приведём пример: учащийся второго класса из урока в урок получал неудовлетворительные отметки за знание таблицы умножения, хотя конкретный смысл действия умножения он понимал. На вопрос учителя, что же ему мешает выучить таблицу умножения, он отвечал банально-лень. Работая с ромашкой Успеха, ответив на четвёртый коуч-вопрос, учащийся понял, что проблема не успешности в учебном предмете находится внутри него и её решение зависит от его конкретных действий.

Шестая составляющая-Действую

Эта составляющая подразумевает тот факт, что ребёнок осознаёт себя, а так же путь по которому он движется для достижения своих целей. А для этого он аккумулирует в себе внутренние и внешние ресурсы. Действую –это стремление реализовать себя в социуме, используя те качества личности, которыми наделила природа, а так же совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом результате, так как ресурсы человека безграничны.

Определение шести составляющих успеха даёт на и нашим ученикам набор целей, толчок с помощью которого мы будем их достигать, понятие и осознание своей индивидуальности. Лепестки дают возможность вычленить те ресурсы, с помощью которых ученик сможет достичь успеха во всех сферах своей жизнедеятельности.

Данную наглядность можно использовать, как на отдельных уроках в качестве помощника, который помогает раскрыть в ученике необходимые ресурсы для устранения возникшей трудности, а так же для самосовершенствования и саморазвития.

Работать  с ней можно, как целым классом, так и с каждым учеником в отдельности.


Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника

Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....

педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"

В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...

«Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»

В новой школе нужны  новые  технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться стро...

Занятие для младших школьников "Как достичь успеха?

Цели занятия:1. Раскрыть сущность понятия «успех». 2. Развить стремление к успеху в жизни. 3. Воспитывать у учащихся лучшие качества, уверенность в себе, свои силы....