Использование здоровьесберегающих технологий
материал по теме

Прудникова Светлана Юрьевна

Использование здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

                                                                                                  Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                                                           МОУ ГСОШ г. Калязина

                                                                                                                           Прудникова С. Ю.

2013г.

Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                                                                                                     В. А. Сухомлинский.

«Здоровье – состояние полного физического,

 психического и социального благополучия».

Данные Министерства здравоохранения России

Внешние факторы риска:
(за пределами образовательного учреждения)

  • экология;
  • семья и микроклимат в ней;
  • круг общения, вредные привычки;
  • питание;
  • здоровый образ жизни.

Внутренние факторы риска:
(в самом образовательном учреждении)

  • организация учебного процесса, методика организации урока;
  • организация и реализация воспитательного процесса;
  • двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
  • создание условий психологического комфорта,
  • создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
  • организация питания в образовательном учреждении;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.

Типы

технологий

1. Здоровьесберегающие

(Профилактические прививки,

 двигательная активность,

витаминизация и т.д.)

2. Оздоровительные

(физподготовка, массаж,

арома и арттерапия,

3. Технологии обучения

здоровью

(Включение соответствующих

тем в предметы

образовательного

цикла).

4. Воспитание культуры

здоровья

(внеклассные и

внешкольные занятия,

факультативы,

фестивали и т.д.)

Сущностные характеристики успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

  • Восприятие;
  • Память;
  • Воспроизведение;
  • Внимание, (переключение);
  • Воображение;
  • Мышление;
  • Сравнение;
  • Абстракция;
  • Обобщение.

Работа по предупреждению утомляемости на уроках.

  • Организация урока в условиях здоровьесбережения.

  • Организация подвижных игр на переменах;
  • Организация правильного питания;
  • Организация питьевого режима в классе;
  • Сотрудничество с медицинской и социально- педагогической службой школы;
  • Формирование здорового образа жизни младшего школьника через кружок «Здоровый Я – здоровая семья!»;

Результативность опыта.

  • Рациональная организация урока с точки зрения здоровьесбережения позволила младшим школьникам успешно усваивать учебный материал;
  • Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный настрой на успешное усвоение учебного материала;
  • Динамические паузы, дыхательные гимнастики повышают уровень работоспособности и стрессоустойчивости;
  • Подвижные игры, полноценное горячее питание, организованный питьевой режим, работа кружка «Здоровый Я – здоровая семья!» - даёт положительную динамику в профилактике хронических заболеваний;
  • Работа с родителями, выходы в природу, организация соревнований – прививают здоровый образ жизни не только учащимся, но и их семьям,повышают физическую активность детей.

Утомление чаще всего возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;
  •  возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
  •  сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
  •  окончание четверти, учебного года, недели.

Двигательная активность на уроке

  • Динамическая смена поз (сидя – стоя 2-3 раза за урок)
  • Гимнастика перед началом уроков
  • Физминутки с использованием ортопедических дорожек
  • Подвижные игры на переменах

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На зарядку становись.

Релаксация

Игра « Волшебный сон»

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!

Крепко пальцы сжать в кулак, и к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.

Массаж  активных  точек:

« Оживлялки»

С силой потереть ладони друг о друга ( 10 раз)

♦С силой потереть щеки вверх – вниз ( 10 раз)

♦Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз)

♦Помассировать мизинцы обеих рук

Пальчиковая гимнастика

Здоровьесберегающая технология - это:

  •   условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  •  рациональная   организация   учебного   процесса   (в  соответствии с возрастными,     половыми, индивидуальными  особенностями  и гигиеническими требованиями);
  •  соответствие учебной и физической нагрузки     возрастным возможностям ребенка;
  •  необходимый, достаточный и рационально      организованный двигательный режим

                                                                                                                              В.Д. Сонькин

Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

  • снижение утомления школьников,
  • создание благоприятного психологического климата,
  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
  • выполнение санитарно-гигиенических условий.

Сохранение
и укрепление здоровья учащихся

           Этому способствуют следующие моменты:

  • проведение ежегодной диспансеризации обучаемых,
  • учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы,
  • обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классе,
  • нормализация учебной нагрузки учащихся,
  • организация горячего питания,
  • введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры,
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

10  правил здоровьесбережения

  • Обращайте больше внимание на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Соблюдайте режим дня!
  • Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья о  применении  здоровьесберегающих  технологий  на логопедических  занятиях....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...