Использование здоровьесберегающих технологий
материал по теме
Использование здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ ГСОШ г. Калязина
Прудникова С. Ю.
2013г.
Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский.
«Здоровье – состояние полного физического,
психического и социального благополучия».
Данные Министерства здравоохранения России
Внешние факторы риска:
(за пределами образовательного учреждения)
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- круг общения, вредные привычки;
- питание;
- здоровый образ жизни.
Внутренние факторы риска:
(в самом образовательном учреждении)
- организация учебного процесса, методика организации урока;
- организация и реализация воспитательного процесса;
- двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
- создание условий психологического комфорта,
- создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
- организация питания в образовательном учреждении;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.
Типы
технологий
1. Здоровьесберегающие
(Профилактические прививки,
двигательная активность,
витаминизация и т.д.)
2. Оздоровительные
(физподготовка, массаж,
арома и арттерапия,
3. Технологии обучения
здоровью
(Включение соответствующих
тем в предметы
образовательного
цикла).
4. Воспитание культуры
здоровья
(внеклассные и
внешкольные занятия,
факультативы,
фестивали и т.д.)
Сущностные характеристики успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.
- Восприятие;
- Память;
- Воспроизведение;
- Внимание, (переключение);
- Воображение;
- Мышление;
- Сравнение;
- Абстракция;
- Обобщение.
Работа по предупреждению утомляемости на уроках.
- Организация урока в условиях здоровьесбережения.
- Организация подвижных игр на переменах;
- Организация правильного питания;
- Организация питьевого режима в классе;
- Сотрудничество с медицинской и социально- педагогической службой школы;
- Формирование здорового образа жизни младшего школьника через кружок «Здоровый Я – здоровая семья!»;
Результативность опыта.
- Рациональная организация урока с точки зрения здоровьесбережения позволила младшим школьникам успешно усваивать учебный материал;
- Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный настрой на успешное усвоение учебного материала;
- Динамические паузы, дыхательные гимнастики повышают уровень работоспособности и стрессоустойчивости;
- Подвижные игры, полноценное горячее питание, организованный питьевой режим, работа кружка «Здоровый Я – здоровая семья!» - даёт положительную динамику в профилактике хронических заболеваний;
- Работа с родителями, выходы в природу, организация соревнований – прививают здоровый образ жизни не только учащимся, но и их семьям,повышают физическую активность детей.
Утомление чаще всего возникает в следующие периоды:
- начало учебного года и недели;
- возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
- окончание четверти, учебного года, недели.
Двигательная активность на уроке
- Динамическая смена поз (сидя – стоя 2-3 раза за урок)
- Гимнастика перед началом уроков
- Физминутки с использованием ортопедических дорожек
- Подвижные игры на переменах
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На зарядку становись.
Релаксация
Игра « Волшебный сон»
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!
Крепко пальцы сжать в кулак, и к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
Массаж активных точек:
« Оживлялки»
♦С силой потереть ладони друг о друга ( 10 раз)
♦С силой потереть щеки вверх – вниз ( 10 раз)
♦Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз)
♦Помассировать мизинцы обеих рук
Пальчиковая гимнастика
Здоровьесберегающая технология - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
В.Д. Сонькин
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
- снижение утомления школьников,
- создание благоприятного психологического климата,
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
- выполнение санитарно-гигиенических условий.
Сохранение
и укрепление здоровья учащихся
Этому способствуют следующие моменты:
- проведение ежегодной диспансеризации обучаемых,
- учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы,
- обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классе,
- нормализация учебной нагрузки учащихся,
- организация горячего питания,
- введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры,
- применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
10 правил здоровьесбережения
- Обращайте больше внимание на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Соблюдайте режим дня!
- Желайте себе и окружающим только добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.
В помощь учителю начальных классов....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...