Статья "Приоритетные цели обучения в начальной школе"
статья по теме

Кочкина Татьяна Владимировна

   Для того чтобы проектировать современный учебно-воспитательный процесс на основе компетентностей, необходимо сначала учителю понять, что такое «компетентность» и «компетенция», возможности компетенции как компонента потенциального качества подготовки обучающегося. Это определило выбор темы  развития начальной школы – «Компетентностный подход – основной путь достижения современного качества образования младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prioritetnye_tseli_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Кочкина Татьяна Владимировна

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                     МАОУ гимназии №32

                                                                                       города Калининграда,

                                                                                              учитель высшей категории

Приоритетные цели обучения в начальной школе:

 1. Целостное гармоничное развитие  личности школьника ; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого

 2. Становление элементарной культуры деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

  3. формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Что такое развитие младшего школьника?

 Что такое развитие младшего школьника? Какие новообразования в личности ребёнка этого возраста относятся к качественным изменениям?

а) развитие – это сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;

б) развитие – это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;

в) развитие – это сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;

  г) развитие – это высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др.

  Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, автора проекта предлагают специальную методику изучения учебных предметов. При этом очень важным условием является учет возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Интеграция – важный принцип начального образования.

 Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. В эту зону попадают и связи разных образовательных областей, изучаемых ребёнком. Эта позиция стала основой разработки интегрированного предмета «Окружающий мир», главной целью которого является формирование у детей осознания единства окружающего мира и взаимодействия его объектов.

  Интеграция позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи.

 Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника, создаёт условия для усиления значения разнообразной деятельности как способа познания разных сторон окружающей действительности.

     В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного  качества образования, которое «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

 Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в жизни. Способность использовать полученные знания и умения тесно переплетается с общими учебными умениями. В связи с этим основными задачами начального образования являются формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовности обучения в основном звене.

 Достижение учебной самостоятельности и ответственности младшего школьника при его переходе в среднее звено возможно при наличии высокого уровня сформированности общих умений и навыков и способов деятельности и овладение  обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и освоить способы деятельности в результате освоения предметного содержания начального общего образования.

Понятие «нового, современного качества образования» предполагает переход от предметно-знаниевой модели образования к компетентностной, где «опыт личности, её компетентность являются основной целью обучения и развития».

Сегодня, исходя из государственных документов, основных положений, выработанных Советом Европы, к образовательным результатам относятся:

1. Развитие способности ориентироваться в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

2. Формирование ключевых компетенций:

Социальные и политические компетенции, коммуникативные компетенции,  информационные компетенции, толерантность и самообразование.  

   Как достичь таких результатов и как измерить это достижение?

  Изменение образования указанным образом требует не только изменения учебников, учебных программ, минимальных требований к содержанию образования, образовательных  технологий но и самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

   Перед современным учителем стоит актуальная задача организации своей профессиональной жизнедеятельности в непрерывно изменяющихся условиях таким образом, чтобы она была не только адекватной этому времени, но и «опережающей жизнеспособностью и компетентностью».

   Для того чтобы проектировать современный учебно-воспитательный процесс на основе компетентностей, необходимо сначала учителю понять, что такое «компетентность» и «компетенция», возможности компетенции как компонента потенциального качества подготовки обучающегося. Это определило выбор темы  развития начальной школы – «Компетентностный подход – основной путь достижения современного качества образования младших школьников».

Цель: переход от предметно – знаниевой модели образования к компетентностной

Задачи:

1.Изучение и анализ различных точек зрения на компетентностный подход в образовании и способы их формирования и развития.

2.Реализация компетентностного подхода на практике.

3.Разработка диагностических материалов по достижению образовательных результатов:

а) способность ориентироваться;

б) формирование пяти ключевых компетенций:

-социальные и политические,

-коммуникативные,

-информационные,

-толерантность,

-самообразование.

Предполагаемые результаты для учителя:

реализация индивидуальных программ  развития ключевых компетенций:

-самообразовательные и исследовательские;

-организационно – коммуникативные;

-конструктивно – проектировочные;

-социально – личностные;

-адаптивные;

Для ученика:

-свободное владение предметными знаниями и их применение  в повседневной жизни;

-инициативность в познавательной деятельности, умение планировать свою деятельность и добиваться поставленной цели;

-склонность к размышлению, аргументация своего мнения;

-умение находить информацию из различных источников, перерабатывать и хранить;

-умение слышать и слушать других, уважать чужое мнение;

-искренность, отсутствие боязни проявлять свою индивидуальность;

-способность брать на себя ответственность при принятии решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока математики "Уравнение с неизвестным целым" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)

Цель урока: формирование у учащихся навыка решения уравнений с неизвестным уменьшаемым, применяя правило нахождения неизвестного целого по известным частям.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащ...

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...

Цели воспитания в начальной школе - возможность их оптимизации

Тема воспитательных целей в школьной практике очень актуальна, из-за следующих причин:Видим и ощутим недостаток информации в педагогической практике относительно целей воспитания. По этой причине, эти...