Цели воспитания в начальной школе - возможность их оптимизации
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тема воспитательных целей в школьной практике очень актуальна, из-за следующих причин:

  • Видим и ощутим недостаток информации в педагогической практике относительно целей воспитания. По этой причине, эти цели очень часто сравниваются с образовательными или заменяются ими, или наблюдается полное отсутствие воспитательных целей при планировании какой-либо организационной формы.
  • Видима потребность всевозможных вариантов реализации воспитательных целей, особенно носящих патриотический характер.

Цель воспитания подрастающего поколения тесно связана со всеми изменениями в мире, обществе, стране. Также, с общепринятыми нормами поведения на данный конкретный момент. Таким образом, цель воспитания – это величина не постоянная и очень изменчивая. 

Воспитательные цели являются ключевым компонентом воспитательного процесса. Они определяют задачи, содержание, форму, методы, средства и результаты воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели воспитания в начальной школе – возможность их оптимизации.

Автор: Минова О.А.

Школа – это место, где для благополучного будущего юных граждан страны трудятся люди, пытающиеся вложить в детей научные знания. В основном, упор идет на учение и его результаты. В свою очередь, воспитание, как неотъемлемый процесс в образовании, базируется, в большей части, на отдельных событиях, произошедших внезапно, то есть воспитание – как цель не носит запланированный характер. Поэтому, в этой статье, я постараюсь раскрыть возможность системного планирования и реализации качественных воспитательных целей.

Тема воспитательных целей в школьной практике очень актуальна, из-за следующих причин:

  • Видим и ощутим недостаток информации в педагогической практике относительно целей воспитания. По этой причине, эти цели очень часто сравниваются с образовательными или заменяются ими, или наблюдается полное отсутствие воспитательных целей при планировании какой-либо организационной формы.
  • Видима потребность всевозможных вариантов реализации воспитательных целей, особенно носящих патриотический характер.

Воспитательные цели в современной начальной школе.

Цель воспитания подрастающего поколения тесно связана со всеми изменениями в мире, обществе, стране. Также, с общепринятыми нормами поведения на данный конкретный момент. Таким образом, цель воспитания – это величина не постоянная и очень изменчивая. На нее могут повлиять:

  • Духовное и материальное развитие общества;
  • Возраст субъекта воспитания;
  • Среда, в которой воспитывается субъект воспитания;
  • Компетентность воспитывающих: духовная, моральная;

Воспитательные цели являются ключевым компонентом воспитательного процесса. Они определяют задачи, содержание, форму, методы, средства и результаты воспитательного процесса. Эти цели отличаются от образовательных по следующим признакам:

  • Любая воспитательная цель реализуется за продолжительный период времени. Это является причиной того, что результат невозможно увидеть мгновенно, как при реализации педагогических целей;
  • Воспитательные цели ориентированы очень широко и обхватывают абсолютно все спектры жизни человека;
  • Воспитательные цели формируются на основе потребностей данного конкретного класса (численность; количество девочек и мальчиков; этническая, расовая и религиозная принадлежность; принадлежность к разным социальным слоям и т.д.)

На основе вышеизложенной информации, педагог вправе сформировать и выбрать наиболее удачный вариант для данной конкретной ситуации. Образовательные цели носят приравнительный характер, которые не учитывают сложившуюся конкретную ситуацию, а обучение ориентированно на среднего ученика, без особенностей характера, менталитета, условий, семьи и т.д.

  • Основа воспитательных целей зависит от разных сфер воспитания (социальное, эмоциональное, моральное, интеллектуальное, эстетическое, патриотическое и т.д.) Образовательные цели, в отличие от воспитательных, более конкретизированы, опираются на содержание единой государственной программы, не учитывая особенностей данной конкретной группы детей и микроклимата в классе.
  • Воспитательные цели ориентированы к достижению благоприятного климата в классе, формирование ученика как личности, как достойного гражданина страны (в эмоциональном, интеллектуальном плане и т.д.), направлены на его успешную адаптацию и самореализацию в обществе.

Опять же, цели обучения направлены к овладению конкретными умениями и знаниями, в конкретной области.

Несмотря на глубокие отличия между обучающими и воспитательными целями, они одинаково необходимы для полноценной подготовки и развития ученика.

В начальном этапе образования воспитательные цели могут быть следующими:

  • Стимулирование позитивной вербально коммуникации;
  • Формирование умения выразить аргументированное мнение;
  • Формирование толерантного отношения к другому человеку;
  • Умение отличать «добро» от «зла»;
  • Формирование умения работать в коллективе;
  • Формирование положительного отношения и заботе об окружающем мире;
  • Формирование ответственности за собственное здоровье;
  • Воспитание эстетического вкуса;
  • Стимулирование бережного и уважительного отношения к культуре России, ее традициям, законам, правилам и т.д.;
  • Формирование чувства ответственности за страну, в которой живешь.

Объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования – воспитательная теория и практика в начальной школе.

Предмет исследования – воспитательные цели, как существенный компонент воспитательной деятельности учителя начальных классов.

Целью исследования является раскрытие возможностей системного планирования и реализации качественных воспитательных целей.

Задачи:

  1. Оптимизация воспитательной работы учителя в начальной школе.
  2. Выяснение, на основе собственных наблюдений, отношение учеников в начальной школе к презентациям, образовательным играм, соревновательным компонентам, праздникам, опытам и другим интерактивным методам взаимодействия на уроке, как возможный путь осуществления более эффективной воспитательной деятельности.
  3. Предложить способ планирования качественных воспитательных целей.
  4. Предложить вариант системной работы по реализации конкретной воспитательной цели.

Отношение учеников начальной школы к интерактивным методам и формам деятельности в школе – результаты собственных наблюдений, опрос.

В учебном 2023-2024 г. в г. Санкт-Петербурге, в 1Б классе было проведено много различных мероприятий и были приложены разнообразные методы обучения:

  • Презентации;
  • Видео и аудио сопровождение уроков;
  • Объяснение материала в игровой форме;
  • Опыты;
  • Проекты;
  • Праздники и концерты.

Представленные ниже результаты опроса учеников и сформировавшееся мнение, но основе собственных наблюдений, дает ясную ориентацию возможного направления, в помощь учителю начальных классов в его воспитательной деятельности.

Результаты показали, что около 90% учеников ответили, а также показали свой активный интерес и огромное желание участвовать в разнообразных мероприятиях. Также, при проведении некоторых опытов, особенно при непосредственном личном участии, ученики проявляли особенную активность.

Данные дают основание полагать, что интерактивные методы и формы привлекательны для большинства учеников, а также мотивируют их к активному взаимодействию между собой, что является важной основой реализации воспитательных целей. И только около 10% учеников предпочитают быть пассивными участниками, то есть наблюдать происходящее со стороны. Скорее всего это обусловлено некими психологическими затруднениями в процессе социализации.

При проведении мероприятий, заключительной фазой всегда является опрос на тему: «Насколько понравилось или не понравилось мероприятие?», «Есть ли идеи внести что-то новое?», «Будем ли мы повторять подобные мероприятия?».

Почти 100% от опрошенных детей довольны и хотят повторения того или иного мероприятия. Активно предлагают свои идеи по видоизменению или по теме.

Результаты этого опроса раскрывают бесспорное желание учеников активно участвовать в различных классных и внеклассных формах деятельности, наполненных практическими занятиями и положительными эмоциональными переживаниями.

Данные от проведенных опросов и собственных наблюдений доказывают, что воспитательная работа в начальных классах будет более эффективна, если педагоги будут основываться на позитивном отношении учеников к проектам, играм, опытам и другим интерактивным методам и формам воспитательного взаимодействия. Это, со своей стороны, водит к заключению, что учитель должен стремиться системно организовывать такие события, чтобы не терять связь, воспитание – развитие.

Пути оптимизации воспитательной практики учителя начальных классов.

Помощью в воспитательной работе учителя будет планирование качественных, объективных и достижимых, для конкретных учеников, воспитательных целей. В основе профессионального успеха каждого учителя лежит его умение быстро и четко уловить специфику его учеников, как в коллективе, так и каждого по отдельности. С этого и начнется системная воспитательная деятельность. Другими словами, планирование подходящих воспитательных целей будет являться основой потребностей и/или их дефицита в поведении учеников.

Учитель, имея профессиональные знания в сфере воспитания и связывая эти знания с реальным поведением учеников, приступит к выбору целей, которые могут быть социальными, эмоциональными, моральными, интеллектуальными, эстетическими и др. Если иметь в виду вышеописанную специфику воспитательных целей, становится ясно, что в своей ежедневной воспитательной деятельности педагог фокусирует свое внимание только на 1, 2 воспитательных целях, для реализации которых будет необходимо разное время (месяц, несколько месяцев, год). Это требует принятия следующего шага в воспитательной работе, а именно – подготовка плана с основными формами, методами и действиями, которые будут планироваться и реализовываться последовательно.

Заключение и выводы.

Осуществление воспитательной деятельности в начальной школе – это ответственная задача для каждого педагога. От качественного исполнения данной деятельности зависит правильное формирование богатого набора значимых для ученика умений, помогающих его полноценному функционированию в социуме.

После проведения исследования можно сделать следующие выводы:

  • Воспитательная деятельность учителя начальных классов, в первую очередь определяется воспитательными потребностями учеников данного конкретного класса;
  • Воспитательные цели могут быть запланированы по иерархическому принципу (цель, подцели). Например: социальная цель – «Формирование умения работать группой» может быть основной, а к ней добавятся подцели:
  • Формирование умения выслушивать и принимать мнение другого человека;
  • Формирование умения создавать идеи, делиться ими, а также уметь их реализовывать;
  • Формирование умения принимать решение группой.
  • Воспитательные цели реализуются более удачно, когда находятся в гармоничном сочетании с интерактивным методами, формами, ведущими к активному участию учеников в воспитательном процессе.

Воспитательные цели в начальной школе являются такими же значимыми, как и образовательные и развивающие. Определенно существует невидимая связь между обучением и воспитанием, что в свою очередь, показывает необходимость баланса между ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель начальной школы, возможности профессионального роста

Статья "Учитель начальных классов, возможности профессионального роста"...

Статья "Приоритетные цели обучения в начальной школе"

 Для того чтобы проектировать современный учебно-воспитательный процесс на основе компетентностей, необходимо сначала учителю понять, что такое «компетентность» и «компетенция», возможност...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Технологическая карта урока математики "Уравнение с неизвестным целым" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)

Цель урока: формирование у учащихся навыка решения уравнений с неизвестным уменьшаемым, применяя правило нахождения неизвестного целого по известным частям.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащ...

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...