Формирование УУД
статья по теме

Возможности  новой системы     оценивания  для определения уровня сформированности УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности  новой системы     оценивания  для определения уровня сформированности УУД

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата — требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Прежде всего меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать  учение посредством:

—        оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он
привнес в выполнение задания или в изучение темы;

  • учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;
  • побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме таких процедур, как (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и т. п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т. п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

В методиках обучения, отвечающих особенностям стандартов второго поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:

—        раздельной оценки достижения базового и повышенных  уровней требований к подготовке учащихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно»,
а повышенные уровни — таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых или сверстников»;

  • оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);
  • кумулятивной (накопительной) оценки;
  • открытости и реалистичности норм и критериев;
  • признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
  • признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.

Как уже отмечалось, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков (навыков письма и чтения, вычислений и рассуждений и т. д.), но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т. п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся, составляющие портфолио.

Это слово на слуху, о детском портфолио много говорят, спорят, ему посвящено большое количество исследований и публикаций. Каждому родителю хочется, чтобы успехи его ребенка – такого любимого, необыкновенного, самого-самого лучшего, были известны не только ему, родителю, но и всем вокруг. И, конечно, каждый учитель  рад поделиться достижениями своих учеников и воспитанников.

В современном обучении портфолио учащегося используется на разных этапах. Оно помогает фиксировать результаты обучения и предъявлять их в социум.

Портфолио – это форма учета индивидуальных достижений ребенка.

Как оценить успехи ученика наиболее объективно? Как правило, традиционная система оценивания учебных достижений в школе очень проста: это шкала «от двойки до пятерки». Но разве такой способ оценки может передать все многообразие достижений ученика? Портфолио позволяет оценивать успешность детей не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Что можно рассказать о технологии портфолио вкратце?

Основная идея учебного портфолио – показать лучшее, на что способен учащийся.

Основная задача – проследить динамику учебного прогресса ребенка.

Преимущества можно перечислить следующие:

• Преподавание, учение и оценивание объединены в одной технологии. Разделы портфолио посвящены разным этапам учебной деятельности: например, в один раздел помещаются материалы, которые ребенок планирует использовать, работая над проблемой, в другой – промежуточные результаты учебной деятельности, в раздел достижений – конечный продукт. Таким образом, можно проследить динамику учебного процесса: от зарождения идеи изучить какую-то проблему до конечного «Ура! Я научился!»

• Портфолио позволяет проанализировать разнообразные продукты учебно-- познавательной деятельности ребенка и объединить количественную и качественную оценку.

То есть, в портфолио учитывается все: от количества грамот и дипломов до показателей качества выполненных работ.

Технология портфолио поощряет не только оценку, но и самооценку учащегося, то есть если в традиционной системе оценивания «пятерку» или «двойку» ставит только учитель, то в технологии портфолио ученик может оценить сам себя. Помимо этого, здесь предусмотрена взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль самого автора портфолио. Умение оценивать себя и принимать оценку сверстников невозможно переоценить, и портфолио помогает сформировать это важное социальное умение.

• Портфолио помогает сотрудничеству учителя и ученика. Как вместе с учителем оценить свои успехи, приложенные усилия и прогресс в обучении? Учитель превращается в сознании автора портфолио из «карающей инстанции» в помощника и старшего наставника.

• Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования. Что это значит? Портфолио делает наглядным весь процесс обучения по выбранной проблеме, а оценке подлежит не только конечный результат, но и все промежуточные достижения.

• Портфолио помогает участвовать и побеждать в конкурсах, олимпиадах, различных проектах и грантах. Чем раньше ребенка приучат фиксировать свои достижения, тем проще ему будет адаптироваться в конкурентном мире взрослых.

Так как мы только начинаем работать по новым стандартам, портфолио дети только завели и начинают собирать материал. Мы решили не закупать фабричные, у всего класса они одинаковые. Оформление взяли на себя родители. В них мы вкладываем не все работы, а только те, которые считают нужными вложить дети, конечно после обсуждения с учителем, родителями. Мы завели оценочные листы: один вид заполняет учитель, другие листы - дети. В них они оценивают себя сами. Так как, мы работаем по программе  «Школа 2100» у нас есть дневники, в которых  сразу с первого дня дети учатся  самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....