Защита педагогической концепции
статья по теме

        Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОСа, предполагает ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий и составляет цель и основной результат образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Защита педагогической концепции

     Представляю Вашему вниманию опыт работы по проблеме

         «Реализация системно-деятельностного подхода

в образовательном процессе обучающихся 1-х классов

как условие достижения планируемых результатов

в контексте введения ФГОС НОО»

        Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОСа, предполагает ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий и составляет цель и основной результат образования.

      Актуализация системно-деятельностного подхода в условиях перехода на стандарты второго поколения обусловлена тем, что его реализация способствует существенному повышению мотивации, интереса к учению, более гибкому и прочному усвоению знаний обучающимися, а также самостоятельному движению  в изучаемой области и  обеспечению условий для общекультурного и личностного развития.

   Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать их.

Безусловно, системно-деятельностный подход имеет глубокую методологическую основу  (разработанную Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и другими отечественными и зарубежными учёными).

Ключевым теоретическим положением, на основании которого базируется мой опыт работы в рамках обозначенной проблемы, является следующее:

системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, что требует применения  технологий деятельностного типа.

      Кратко остановлюсь на описании своего опыта.

В частности, системно-деятельностный подход реализуется  на разных этапах урока.

Например,

на этапе  целеполагания  я:

  • чётко формулирую, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам,
  • причём формулирую как образовательную, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий ). При  необходимости изменяю конспект урока, добиваясь запланированного результата).

На этапе  мотивации

  • планирую и организую работу по актуализации опорных знаний учащихся, это- подготовительный этап, который позволяет  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания,
  • в течение урока  применяю формы, методы,  приемы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность  учащихся,

   

  • продумываю систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создаю  на уроке «точку удивления» для фиксации ими границы между знанием и незнанием,
  • добиваюсь, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создаю на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика.

На этапе отбора содержания учебного материала отбираю его соответственно теме и  цели урока

  • в этом случае способ, схема, алгоритм не дается ученикам в готовом виде, а моделируется на уроке вместе с детьми.

На этапе подбора форм организации познавательной деятельности  обучающихся

  • не только работаю с классом  фронтально на всех этапах урока,
  • но и учу детей работать в группе. Использую парную и  групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбираю эти формы коммуникативного взаимодействия для проговаривания каждым учеником нового знания и  алгоритма действий во внешней речи,
  • организую учебное сотрудничество детей и при решении учебных задач,
  • исхожу из того, что каждый ребёнок  индивидуален, работаю с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню  знаний.

На этапе отбора методов обучения

  • применяю современные и наглядные средства обучения, информационно-коммуникационные технологии; учу составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учимся с детьми переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график),
  • организую самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам,
  • применяю интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские беседы, проблемное  обучение,   межпредметную интеграцию.

На этапе рефлексии

  • организую подведение итогов урока, задавая детям такие вопросы: Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?
  • организую  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать (например,работа с лесенкой знаний),

  • учу детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагаю уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям  с помощью волшебных линеечек).

Системно-деятельностный подход реализуется нами через технологии деятельностного типа, такие, как   

  1. технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), она  обеспечивает умение истолковывать прочитанное, формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), учит осознанно читать вслух и про себя тексты учебников (коммуникативные УУД); а также обеспечивает умения извлекать информацию из текста (познавательных универсальных учебных действий),
  • 2-- Проблемно-диалогическая технология, она способствует формированию умения ставить и решать проблемы. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы - познавательных.

  • 3---Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

    Данная технология направлена прежде всего на формирование
    регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Системно-деятельностный подход  реализуется мной и во внеурочной деятельности в рамках опытно-экспериментальной работы. по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ (Федеральные государственные требования) на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон  с позиции непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ (дошкольное образование) – начальная школа  - средняя школа» в  условиях нашей школы в 1-2 классах преподается надпредметный курс «Мир деятельности» (авт.Людмила Георгиевна Петерсон).

    Курс «Мир деятельности» сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода и помогает мне выстроить единую систему, направленную на достижение планируемых результатов. Важно и то, что работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

   Говоря о результативности реализации системно-деятельностного подхода   к обучению учащихся 1-го класса, важно отметить позитивную динамику уровня сформированности общеучебных умений и связанных с ними личностных качеств.

     Исследования проводились нами в рамках входной диагностики и промежуточной по методике, разработанной в Москве  Центром системно-деятельностной педагогики при Академии повышения квалификации работников образования. Диагностика проводилась фронтально в форме тестирования.

Из диаграммы видно, что на этапе входной диагностики  63% детей показывали высокий и выше среднего уровень сформированности общеучебных знаний, а на этапе промежуточной диагностики этот процент вырос до 67.

   Таким образом, системно-деятельностный подход обусловливает качественное изменение подхода к  образованию.

Показателями эффективности работы над проблемой является также моё участие в эксперименте  в рамках :

договоров о сотрудничестве

1) с Академией повыш. квалиф. работников образования РФ по апробации надпредметного курса  « Мир деятельности»,

2) с кафедрой дошкольного и начального образования МРИО.

Свой опыт я активно представляю на

-семинарах-практикумах  различного уровня через     открытые уроки,

 мастер-классы,

-на Всероссийских дистанционных конкурсах для педагогов 

         Опубликованы статьи в сборниках  и научно-методических журналах (журнал «Интеграция образования», МГУ )

Романова И.Н. Новое качество воспитания в условиях современной начальной школы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – Осовские педагогические  чтения "Образование в современном мире: новое время – новые решения" (24-25 ноября 2011г.), Саранск, 2011

Романова И.Н. Новое качество воспитания в условиях современной начальной школы  // Сборник материалов Республиканского научно-практического семинара "Инновационные подходы к управлению современным общеобразовательным учреждением" (10 ноября 2011г.). Саранск, 2011

Если говорить о перспективах работы над заявленной проблемой: то выделю следующие:

Во-первых, совершенствовать собственный  опыт в применении технологии проблемного диалога.

Во-вторых,  проводить мониторинг достижения планируемых результатов, их сравнительный анализ с целью обозначения проблемных зон и коррекции.

В-третьих, продолжить опытно-экспериментальную работу по курсу « Мир деятельности» по формированию метапредметных знаний и  умений.

Подробнее о работе по обозначенному направлению можно узнать на сайте школы.

    А закончить хочу  словами  библиографа и писателя Николая Александровича Рубакина, которые стали моим педагогическим кредо:

«Никогда не прекращайте Вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы Вы не учились, сколько бы Вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Список источников

  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  2. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 15-20.
  3. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
  4. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
  5. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
  6. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  8. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
  9. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  10. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66.
  11. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  12. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
  13. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

Педагогическая концепция

Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...

Моя педагогическая концепция

Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...

Педагогическая концепция воспитания

Воспитание как педагогический  компонент  социализации ребёнка через авторскую программу  «Я познаю мир через мой родной язык»   ...

Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.

1.  Цель, стоящая перед педагогическим  коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...

Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...