Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

   Гарунова Ирина Леонидовна

 

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре,

к родному селу или городу,

к родной речи -

задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого -

с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь,

эта любовь к родному

переходит в любовь к своей стране -

к ее истории,

ее прошлому и настоящему,

А затем ко всему человечеству,

человеческой культуре.

Д.С.Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

 Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта на тему: «Напишем книгу о себе».

Концепция

воспитательной системы через проект

«Напишем книгу о себе».

Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре,

к родному селу или городу,

к родной речи -

задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого -

с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь,

эта любовь к родному

переходит в любовь к своей стране -

к ее истории,

ее прошлому и настоящему,

А затем ко всему человечеству,

человеческой культуре.

Д.С.Лихачев.

В этих словах Д.С.Лихачева выражена основная цель изучения родного края, основная «мысль», «стержень» краеведения.

В каждом уголке России, в каждом городе, в каждом поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Важность изучения эколого-краеведческого материала очевидна. Без воспитания любви к малой родине нельзя вырастить гражданина и патриота Родины большой. Казалось бы, усвоение учащимися знаний об особенностях своего региона не представляет особых трудностей. Предполагается, что основа этих знаний уже заложена личным опытом знакомства учеников со многими объектами своего края и обилием информации и т.д.

Моя задача – опираясь на жизненный опыт детей, систематизировать имеющиеся у них знания.

Экологическое воспитание

воспитание                              воспитание                               воспитание

     нравственности                          духовности                             интеллекта

Человек и природа... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома - Земли.

Экологическое воспитание детей, с моей точки зрения, предполагает:

  1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  2.  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  4. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  1. понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  2. о  освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  1. о проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить

действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности школьников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания,  сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,  сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

     Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных школьникам экологических знаний, которая включает:

  1.  представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  2.  понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  3.  осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе -необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства школьников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

А поэтому важно подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Цель педагогической концепции: Воспитание классного коллектива духовное обогащение личности через индивидуальный подход к каждому ученику, воспитание любознательной личности с целью приобретения лучших нравственных качеств: доброты, отзывчивости. Содействовать успешности социализация личности.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующие:  

-желание учащихся строить взаимоотношения в классе на основе взаимопонимания, взаимоуважения;

-стремление развивать эмоционально-чувственную сферу, любознательность и интеллектуальные способности, расширять кругозор;

-потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие образцы;

-желание родителей видеть своих детей духовно богатыми, интеллектуально развитыми.

Воспитательную концепцию группы продленного дня характеризуют такие понятия, как «коллектив», «индивидуальность», «креативность», «самостоятельность». Для достижения выше поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

  1. создать единое воспитательное пространство класса, опираясь на основные направления воспитательной системы класса, школы;
  2. содействовать становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, их творческих способностей;
  3. развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся и ценностно-смысловые ядра личностей детей;
  4. учить учащихся самопознанию, самосовершенствованию, анализировать свою деятельность, межличностные отношения с окружающими и понимать свою роль в общей деятельности класса и школы, находить пути решения из создавшейся ситуации.

Воспитательная концепция сформирована после изучения коллектива, детей и родителей, на основе диагностик, проводимых в классном коллективе.

Наиболее распространенным видом комплекса (концепции) являются ключевые школьные дела, в которых одновременно участвуют учителя, дети и их родители.

Из выше сказанного я решила, что наиболее приемлемо было бы для детей создать проект на тему: «Напишем книгу о себе».

Общий план книги о себе.

1 класс

 

Глава 1. Как я воспринимаю  мир.

Глава 2. На что я способен.

Глава 3. Мыслю - значит существую, творю – приношу пользу.

2 класс

Глава 4. В городе мечты и фантазии, слова и дела.

Глава 5. Мои чувства от А  до Я, мои поступки.

1 класс.

Глава 1. Как я воспринимаю мир (Сентябрь-декабрь)

Цель: Изучение индивидуальных возможностей каждого ребенка в отдельности и всей группы, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Задачи:

-создание позитивного эмоционального -делового тона и атмосферы в классе;

-формирование общего признания возможных индивидуальных проявлений учеников во время учебной деятельности, внеурочного школьного времени;

-формирование добровольного участия в школьных мероприятиях;

-формирование интереса к другому человеку как личности;

-развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

-развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.

Сентябрь. Проект № 1. «Давайте познакомимся».

1.Обоснование необходимости проекта.

     Данный проект необходим в связи с тем, что учащиеся перешли из детского сада в начальную школу. Они стали учиться в новом здании, у них появились  новые педагоги. Для каждого ребенка переход в другое место, смена учителей – это стресс. Задача воспитателя группы продленного дня – создать благоприятную атмосферу для первоклассников, помочь адаптироваться в новых условиях.

Данный проект будет решать следующую проблему:

- избежание стрессовых ситуаций первоклассников, конфликтов, ведущих к снижению интереса к учебной деятельности, к нежеланию ходить в школу.

2.Описание проекта.

1. Проведение тренингов:

  1. «Снежный ком».

Учащиеся встают в одну линию. По команде учителя они начинают «скручиваться», образуя ком. В то же время дети должны по очереди говорить о том, что они любят. После того, как учащиеся раскрутятся, они вспоминают,  кто  что говорил.

  1. «Визитная карточка».

Этот тренинг лучше проводить в командах. На команды учащихся может разделить учитель. В течение определенного времени дети должны подготовить представление своей  команды  (рассказать об увлечениях, показать, что умеют делать).

Перед началом тренинга детям нужно четко проговорить критерии оценивания.

  1. «Самореклама».

Каждый учащийся должен рассказать, почему он самый лучший, в чем, по его мнению, он лучший.

Задача учителя подбадривать ученика, потому что дети, как правило, стесняются себя хвалить.

  1. «Последний герой».

Для проведения этого тренинга требуется подготовка учителя, который в ходе наблюдения за детьми должен выявить очень стеснительных, «непринимаемых» детей. Педагог готовит конкурсы (они могут быть интеллектуальными или спортивными). Главными участниками этих конкурсов и должны стать особые дети. Класс должен увидеть, что они могут многое, только надо иногда помочь им раскрыться.

  1. «Волшебный календарь».

Учитель оформляет стенд, на который учащиеся вешают листочки, цветочки из бумаги, на которых написаны разные даты. Каждый ребенок должен объяснить, чем памятен для него этот день и почему.

Сентябрь. Проект № 2. «Давайте перезнакомимся снова»

(распределение ролей в проектной группе).

1. Обоснование необходимости проекта.

Данный проект необходим в связи с распределением ролей в проектной группе. Новый классный руководитель не знает возможности учеников, их меру ответственности. Он только может опираться на результаты проведенных тренингов.

Данный проект будет решать следующие проблемы:

-нежелание некоторых учеников участвовать в общественной жизни группы класса в связи с тем, что воспитатели в начальной школе недооценивал возможности ребенка;

-неумение учащихся  правильно проанализировать свои возможности, в результате чего у них формируется заниженная самооценка.

2. Описание проекта.

1. Выбор командира группы, шефов, членов в библиотечный, спортивный сектор по личному желанию учащихся.

2.Выбор командира группы, шефов, членов в библиотечный, спортивный сектор по  результатам анкетирования всей группы.

3. Сопоставление личных желаний и выбора группы продленного дня.

Октябрь. Проект № 3. « Послушаем мир».

  1. Обоснование необходимости проекта.

Данный проект необходим для создания единого воспитательного пространства группы, опираясь на основные направления воспитательной системы школы, эколого-краеведческой направленности для создания условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности. Также он ориентирован на воспитание интереса к истории родного края.

  Проект направлен на решение следующих проблем:

-нежелание учащихся развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор, знать историю родного края.

  1. Описание проекта.

1.Экскурсия в Тихвинский монастырь. Конкурс рисунков по теме: «К истокам родного края».

2.Тематические классные часы:

-Россия – Родина моя;

-Земля – наш общий дом;

-Чудо земли - хлеб;

-Основной закон Российской Федерации;

- Колесо истории.

(см. приложение 1)

Ноябрь-декабрь. Проект № 4. «Раскрасим мир».

1.Обоснование необходимости проекта.

Целью данного проекта является совершенствование максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей каждой отдельной личности ребенка, обучение детей основам, принципам сотрудничества и сотворчества.

           2.Описание проекта.

1. Проведение классного мероприятий «Полезное». Школьники, работая по 5-7 человек, осуществляют помощь в социуме школы, совершая разнообразные полезные для общества дела:

-участие в различных общешкольных конкурсах;

-издание  журнала по проблемам класса (то, что не нравится в школе, изображено в виде рисунков);

-издание классной газеты (дети собирают материал, обрабатывает его учитель);

-подготовка к Новогоднему празднику.

Глава 2. На что я способен (Январь-февраль)

Цель: формирование коммуникативных навыков; духовное общение через общение со всеми участниками учебного процесса; развитие стремления к общению на основе принципа сотрудничества, умения разрешать конфликтные ситуации; развитие умения анализировать свою деятельность; привитие ребенку социальных навыков; формирование навыков бесконфликтного поведения.

Описание проекта.

Проведение «Ярмарки идей».

Учащиеся являются полноправными организаторами такого мероприятия. Акцент делается на активности и заинтересованности каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.

В зависимости от интересов учащихся организуются мероприятии, причем воспитателю группы продленного дня отводится второстепенная роль.

Глава 3. Мыслю - значит существую,

творю – приношу пользу (март-май).

Цели:

- формирование индивидуальности и субъектности ребенка, проектирование уникального образа его жизнедеятельности.

-формирование навыков позитивного досуга на переменах и в свободное время;

- -формирование творческих способностей и интересов учащихся.

Описание проекта.

Проведение мероприятий:

1. «10 минут с пользой».

Разработка учащимися вместе с воспитателем группы продленного дня картотеки полезных занятий на переменах и в свободное время;

2. «Таймер полезности»

(Ученики проводят ежедневный «замер» полезно проведенного для саморазвития времени и определяют возможные пути насыщения своего времени полезной деятельностью)


Полезные дела в школе


Полезные дела дома

Например:


Защитил девочку, полил цветы в классе, вытер доску, помог учителю, открыл дверь перед девочкой и т.д.


Читал книгу, помогал маме, играл с младшим братом ( сестрой).


Мероприятия:

Без друга в жизни туго.

Ты – ученик.

Твой труд дома.

Порадовать близких – как это просто.

  1. «Творческие школы»

(Проведение учащимися различных творческих конкурсов «Что я могу?», например, кто красивее нарисовал, кто лучше танцует и т.д.)

2 класс  

Цель: совершенствование максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности ребенка.

Задачи:

-формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

-формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

формирование интереса к другому человеку как личности;

-развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.

Глава 4. В городе мечты и фантазии, слова и дела.

(сентябрь-декабрь).

Описание проекта.

Проведение мероприятий.

  1. «Пишите письма»

(Создание внутриклассной школьной почтовой службы. Ученики и учителя могут писать письма).

2. «Жемчужины человеческой мудрости».

Глава 5. Мои чувства от А до Я, мои поступки.

(январь-май)

Описание проекта.

По тематическим программам составляются клубные часы и мероприятия:

-Я и природа моего края;

-Я и моя школа;

-Я и мои родители;

-Я и мои друзья;

-Я и мое здоровье.

(см. приложение 2)

Прогнозируемый результат воспитательной системы.

Нравственный потенциал личности.

Знание и понимание отечественной истории; творческое самовыражение личности. Самооценка собственных возможностей. Знание и соблюдение правил поведения (дома и в школе).

Познавательный потенциал личности.

Принятие знания как ценности, успешность в самообразовании, активная познавательная деятельность, расширение кругозора личности, доказательность и аргументированность суждений. Эрудиция.

Коммуникативный потенциал личности.

Владение умениями и навыками культуры общения: уважительное отношение к иному мнению, поступку, личностным качествам окружающих; культура самовыражения, соблюдение этикета, способность устанавливать и поддерживать контакт в социуме.

Эстетический потенциал личности.

Готовность к освоению отечественной культуры; культура речи,  умение находить прекрасное в повседневной жизни.

Физический потенциал личности.

Соблюдение правил личной гигиены, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и занятиях спортом.

Список используемой литературы.

  1. Внеклассные мероприятия: 2 класс / Авт. – сост. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина, Л.А.Обухова. – 3-е изд.перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256с. – (Мозаика детского отдыха).
  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт. – сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: ВАКО, 2007. – 272с. – (Мастерская учителя).
  3. Трудовое воспитание в начальной школе:  тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) / авт. - сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
  4. Классные часы: 1 класс / Авт.-сост. Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – 272с. – (Учебный год).
  5.  Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006. – 303с.
  6. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – Вып. 2 /авт.-сост. Н.А. Касаткина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 382с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Проектная деятельность на примере проекта «Волшебные герои русских народных сказок»

Статья, в которой рассказывается о проекте 4 класса о русских народных сказах....

Формирование у младших школьников любви к малой родине через экологическое воспитание.

Наиболее зфффективные педагогические задания для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения через экологическое образование....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...