Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности.
статья по теме

Малюкина Вера Викторовна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности.

                                                                                           Малюкина В. В.,

                                                                                          учитель начальных классов,

                                                 МБОУ « Основная общеобразовательная школа №22»

                            « Родина без нас обойтись может, мы же без неё ничто».

                                                                                                       В.А.Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Сегодня эта проблема приобретает особую значимость. Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают так: школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание. Разработана «Примерная программа воспитания и социализации учащихся» для начального и основного образования. В ней сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, происходит переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.  

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

 «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам» (Д.С. Лихачёв)

Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий процесс. Воспитание ценностного отношения к Родине представляется особо трудным. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса,  но в особенности во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно ориентированные воспитательные возможности.  Как показал опыт, использование кружковой работы позволяет намного успешнее воспитать у младших школьников чувство патриотизма.  

 Я работаю по  рабочей программе внеурочной деятельности  «Мой край», которая самым тесным образом связана с социосредой и содержанием курса «Окружающий мир» по УМК «Начальная школа XXI века».

Обогащение духовного мира детей, формирование патриотизма и любви к Родине, развитие творческого мышления – цель программы.
В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи:

- помочь лучше узнать край, глубже понять его особенности;

- наладить взаимосвязь с природой, историей и культурой;

- приобщить к трудовым делам на пользу и радость окружающим людям;

- пробудить чувство гордости за свой родной край, любовь к природе, уважение к трудовому человеку;

- создать  условия для развития интеллектуальных и  творческих способностей обучающихся с учетом их интересов и склонностей.

Начинаю свою работу с изучения родной природе, что является важнейшей стороной патриотического воспитания. Тем более что наш край славится  своей замечательной природой. А чтобы понять и по-настоящему полюбить эту природу, нужно её хорошо знать.

             Богата  Белгородчина и талантливыми людьми. Она дала стране многих выдающихся деятелей науки, техники, культуры, героев Великой Отечественной войны. На Белгородской земле и сейчас живёт прекрасный трудолюбивый народ.

     Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем - естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность школьников - основная задача работы кружка.  Поэтому чрезвычайно важно так организовать систему обучения и  воспитания, чтобы каждый ребёнок хорошо знал природу родного края, был патриотом своей «малой родины». Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю, музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.

          Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, не наполнив их души  переживаниями красоты родных мест. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется, во что вкладывает частицу своей души.

«Краеведы, эти … скромные люди, всегда с глазами настежь и с сердцем настороже – сущие энциклопедисты родного края… Это драгоценная категория патриотов» (Л.Леонов)

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23

3. Григорьев Г.Н. География Белгородской области 1996 г.

4.Саяпина Н.Г. Ознакомление младших классов с родным краем. 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Воспитание любви к малой Родине

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Формирование у младших школьников любви к малой родине через экологическое воспитание.

Наиболее зфффективные педагогические задания для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения через экологическое образование....

Воспитание любви к малой родине

Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию - цель государственной программы «Патриотическое воспитани...