Воспитание любви к малой родине
консультация (3 класс)

Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию - цель государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Моя цель: показать возможности решения задач по воспитанию любви к Родине у подрастающего поколения через использование технологии «педагогическая мастерская»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_rodine.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине

Горбунова Валентина Ильинична,

учитель начальных классов МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Д.С. Лихачёв

Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию - цель государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. [3]

Такая цель обозначена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Эта цель не потеряет своей актуальности во все времена. Считаю, что для её достижения на уровне начального общего образования задача классного руководителя, учителя – воспитывать чувства любви и верности своему Отечеству через любовь к семье, к самым близким людям, к своему родному дому, малой родине. Любовь к родине формируется незаметно. Она рождается от чувства причастности к истории места, где ты живёшь, к природе, которая тебя окружает, к социальным отношениям между людьми.

Решая эту задачу, я провела с ребятами 3 класса внеклассное мероприятие «Люби и береги свою малую родину» Целью занятия поставила: создание условий для формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому, настоящему своей малой родины – села Оёк. Предстояло решить задачи: активизировать познавательный интерес и творческий потенциал личности ребенка в ходе воспитательного мероприятия; формировать активную гражданскую позицию школьников; воспитывать уважение к истории своей малой родины и людям, прославившим её;  развивать коммуникативно-речевые умения.

Занятие построила в соответствии с технологией «педагогическая мастерская», которая примечательна своей структурой, где обучающиеся могут проявить себя в разных видах деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, в группе, приобщаться к мини исследованию, чувствовать поддержку одноклассника. На таком занятии никто не критикуется, только самому себе можно дать оценку и почувствовать себя причастным к общему делу, то есть быть востребованным. [2]

Форма «педагогической мастерской» уже полюбилась  в нашем классе, ведь каждый участник чувствует себя комфортно, не боится получить плохую оценку, знает, что его мнение тоже важно. При моделировании мероприятия выбор содержания пал на настоящее и прошлое нашего села. Подготовкой детей стало поручение – сфотографироваться в месте, где летом приятно было проводить время и принести на занятие фотографию.

            Для эффективного результата проводимого занятия необходимо соблюдать все этапы «мастерской».  На первом этапе  «Индукция» перед педагогом стоит задача - создать эмоциональный настрой на предстоящую работу. В качестве индуктора может быть слово, пословица, музыка, стихотворение, предмет и многое другое. Замечательных стихов о Родине очень много, каждое рисует картины родных мест. Я выбрала стихотворение Анны Зайцевой Кутеповой (поэта-любителя) «Кто она – Родина?». Оно привлекло меня диалогом матери и сына о Родине. Ученик класса со своей мамой создали видеоклип, где инсценировали это стихотворение. Это и стало индуктором на нашем занятии. После его просмотра детям предложено предположить, о чём сегодня пойдёт разговор? Сомнений нет, конечно, о Родине. Дальнейшие размышления о том, какие слова важные в этом диалоге,  почему Анна Кутепова пишет стихи, хотя не является поэтом, наводят на тёплые, добрые высказывания детей о родных местах.

На следующем этапе «Самоконструкция» педагогу нужно расширить сферу актуализации знаний, сподвигнуть к созданию  гипотезы и путей её решения. На вопрос: «Что вы считаете своей родиной?» дети назвали родную улицу, свой дом, школу, семью, сад, речку и т.д. Так подошли к выводу, что малая родина у каждого своя. Вернувшись к стихотворению, находим главные слова: «Ты только расти, успешно учись, о Родине знай и народом гордись!». Вопросы: «Можем ли мы сказать, что знаем многое о своей малой родине? Кем и чем можем гордиться?» предполагают не только ответы на них, но и в какой-то мере планирование деятельности на занятии, постановку цели: узнать больше о родном селе и рассказать друг другу, что узнали. Предлагаю начать проектную работу по изучению нашего  села и создать первые страницы для альбома.

На занятие ребята принесли фотографии о летнем отдыхе в любимых местах нашего села.  Им предложено написать названия к фотографиям или подписать их несколькими предложениями.

Плавно переходим в третий этап «Социоконструкция». Задача педагога - способствовать работе в парах, коммуникативному общению. Детям предложено обсудить в парах, показать соседу, что получилось, рассказать, почему сфотографировались именно в этом месте, чем оно  нравится. Надо сказать, что обучение диалогу, работе в паре дело нелёгкое, но нам обязательно надо научить ребят строить понятные для собеседника высказывания,  развивать  умение слушать и слышать собеседника. Так формируются коммуникативные навыки.  На этом этапе произошёл взаимообмен впечатлениями, каждый участник смог высказаться. Высказывания были примерно такими: «Это детская библиотека. Здесь много интересных книг. Я люблю ходить в библиотеку», «Это лётное поле. Однажды мы ехали с родителями мимо и увидели воздушный шар. Мы остановились посмотреть, и я сфотографировалась. Когда я вырасту, мечтаю полететь на воздушном шаре», «Я занимаюсь футболом, поэтому я здесь с мячом на футбольном поле», «Я люблю праздник 1 сентября – День знаний. Это радостная встреча с одноклассниками», «Это площадь у Дома культуры. Мы с сестрой любим кататься здесь на роликах и самокатах», «Это моя семья. Я люблю, когда мы все вместе» и т. д. На вопрос «Можно ли всё это отнести к своей малой родине?» дети утвердительно ответили, что всё это родное и близкое.

Задача педагога на этапе «Социализация» - способствовать работе в группе, умению договариваться. Участникам мастерской предложено объединиться в группы и договориться, как коллективно можно представить всю их работу, то есть всё, что сделано, должно быть обнародовано. Дети в группах договорились, кто выступит первый, кто следующий, о чём скажут.

Переходим на этап «Афиширование». Задача -  познакомить с работами участников мастерской.  Получились коллективные рассказы с демонстрацией фотографий о любимых уголках малой родины. Все фотографии прикреплены на доске. Дети довольны, все успешно выступили. Ситуация успеха налицо!

Наступает значительный этап «Разрыв». Задача педагога - подвести участников мастерской  к углублению проблемы, к поиску ответов. Речь взрослого: «Много красивых, чудесных Оёкских мест вы представили. Таков Оёк современный. А знаете, с чего началась история нашего села? Кто прославил нашу землю? (Высказывания учащихся) Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю открыть конверты с интересной информацией».

Началась групповая работа учащихся с источниками информации:

  1. Изучить и представить историю образования села (Приложение 1);
  2. Узнать имена известных жителей и уроженцев с. Оёк (Приложение 2);
  3. Изучить и представить символы: герб и флаг Оёкского муниципального образования (Приложение 3) [4]

Работа ребят прошла, как и на этапе «Социализация». Они изучили и отобрали необходимый материал, договорились в группах о выступлении и снова  представили коллективные работы, которые стали страницами альбома «Мой любимый Оёк». В альбом вошли все фотографии, которые ребята принесли на урок.

На заключительном этапе «Рефлексия» активизирую учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Спрашиваю:

- Какую цель ставили на занятии?

- Стали ещё больше любить свой край? Поясните.

- Что помогло нам узнать больше и сильнее полюбить свои родные места?

- Что можете сказать по поводу совместной работы?

- Пожмите друг другу руки и поблагодарите друг друга за работу.

- Первые страницы для альбома готовы.  Вернёмся к главным словам стихотворения. На что напутствует нас автор? (Успешно  учиться, знать свою Родину и  гордиться народом)

Обобщаю:

- Знание истории, родители, дом, где ты родился и вырос, природа, друзья, любимые книги и игры – такие тёплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Спасибо за работу!

        Подводя итоги занятия, считаю цель достигнутой. Благодаря технологии «Педагогическая мастерская» в ходе воспитательного мероприятия удалось активизировать познавательный интерес и творческий потенциал детей; вызвать уважение к истории своей малой родины и людям, прославившим её; сформировать активную гражданскую позицию школьников. Во время парной и групповой работ развивались коммуникативно-речевые умения. Все участники мастерской чувствовали себя комфортно: выступление каждого было важно, никто не подвергался критике, все были востребованы. Решился вопрос и проектной деятельности – на занятии создан продукт  – альбом о родном селе.

Такие занятия, беседы, проекты о Родине помогут классным руководителям и учителям начальных классов сформировать одну из важных нравственных ценностей -            патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству и помогут в будущем противостоять разрушительным влияниям. [1]

Используемая литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения).- М.: Издательство «Просвещение», 2011
  2. Крылова О.Н. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002 г.
  3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71296398/
  4. Страницы истории с. Оёк. Официальный сайт Администрации Оёкского муниципального образования Иркутского района - [электронный ресурс], - Режим доступа:    http://oek.su/history.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Научно - методическая статья "Формирование у младших школьников чувства любви к малой Родине"

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (по материалам курсового исследования)...

Воспитание любви к малой Родине

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....

Формирование у младших школьников любви к малой родине через экологическое воспитание.

Наиболее зфффективные педагогические задания для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения через экологическое образование....