Детский туризм как средство любви к малой Родине
статья по зож по теме

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shauhanova_m.t._detskiy_turizm.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЛЮБВИ

К МАЛОЙ РОДИНЕ

М.Т.Шауханова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Ясный, Оренбургская область

Я не хочу сегодня говорить прописные истины о необходимости привития любви детям к своей малой Родине. Я постараюсь убедить вас в том, что любое образовательное учреждение каждому учащемуся за годы учебы, независимо от его склонностей, желаний и увлеченности может дать определенную порцию туризма. А ведь без сомнения, именно туризм способен развивать у детей интерес к родному краю как части огромной России.

В литературе к существительному «туризм» можно применить множество разных прилагательных - «местный», «зарубежный», «детский», «пешеходный», «экологический», «семейный», «лыжный» и т.д.  Уже само обилие прилагательных говорит о многообразии понятия «туризм».

Для детей туризм- способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов-средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен- он необходим каждой развивающейся личности, ибо,как сказал Гёте,- «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Именно этим высказыванием я руководствуюсь, привлекая ребят в объединение «Вертикаль».

С первых же дней на ребят наваливается (в хорошем смысле слова) всё многообразие туристической деятельности: это изучение туристических узлов, работа со специальной страховочной системой, работа с веревками, изучение и применение на практике туристического оборудования (карабины, жумары, восьмерка, кроль, решетка и т.д), участие в различных видах соревнований по туризму (это пешеходный, велосипедные, лыжные соревнования) и, конечно же, походы.

Туристические походы, в чем же их привлекательность? Это не только своеобразный отдых, но и познание окружающего мира. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм  «Туризм - это краеведение, но краеведение- это не туризм».

На протяжении всего учебного  года мы с воспитанниками ходим в туристические походы по нашему району. Это уже всем известные степенные пешие и велопоходы: пеший  и велопоход 1 степени по маршруту г.Ясный-Заячья роща-г.Карабулак- р.Байту- Еленовская плотина- п.Еленовка,пешеходный поход 1 степени г.Ясный- р.Верхняя Славенка- п.Новосельский, г.Ясный- р.Верхняя Славенка- Кумакское водохранилище, поход выходного дня в Заячью рощу.

На будущее лето с юными туристами мы планируем пешеходный поход 3 степени по нашему району.

Участвуя в туристических мероприятиях, обучающиеся восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое  здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня учащиеся значительную часть времени проводят в закрытых помещениях, поэтому даже однодневный туристический  поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболевания.Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки- все это способствует укреплению здоровья юных туристов. Однодневные походы и экскурсии могут выполняться недалеко от учебного заведения, ведь в каждом уголке,  в каждом городе, поселке, деревне есть свои природные особенности.

Наукой установлено, что из всех чувств, которыми  человека наделила природа, зрение дает ему свыше 50% информации о реальном мире, необходимой для нормальной жизни. В этом и заключается неоспоримое преимущество экскурсионной формы перед другими формами познания. Оказывается, утверждение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» имеет под собой научное обоснование. Возможности, которые заложены, в походах безграничны. Они включают в себя большой познавательный материал, имеют воспитательную направленность.

Согласитесь, что гражданственность и патриотизм, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач- воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовно культурой. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Организовать такую деятельность на должном уровне сложно, но мне как руководителю туристического объединения «Вертикаль» повезло, так как ребята активные, целеустремленные, легко идут на контакт, оказывают максимум поддержки. Все это облегчает работу и дает уверенность в завтрашнем дне.

С целью популяризации туристско- краеведческой деятельности в этом году в лагере дневного пребывания при ДЮЦ была организована работа профильной туристической смены. Бывалые туристы уже не первый год занимающиеся в нашем объединении с большим энтузиазмом обучали малышей и подростков азам туризма. Самым запоминающим для всех ребят оказался поход в Заячью рощу. Занятия в лагере способствовали тому, что многие дети к началу учебного года записались в туристическое объединение.

Туризм и краеведение в системе образования являются незаменимыми средствами воспитания гражданско-патриотических позиций граждан.

Но увлечь этим видом деятельности сможет только тот человек, который будет увлечен этим делом сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Детский туризм в Германии (презентация)

Экскурсионное путешествиеподготовили ученики      4 "Б" класса       МОУ «СОШ № 70»Руководитель Белолипцева О.А.Саратов -2014...

Кубановедение Исследовательский детско-родительский проект «Моя малая Родина»

Исследовательский детско-родительский проект «Моя малая Родина» - данный проект  девочка  делала вместе с мамой к уроку «Окружающий мир»АВТОР: Пилюк Алена 1 класс «в»...

Проект "Детский туризм"

На базе нашей школы была запланирована реализация проекта "Детский туризм"...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...