Проект "Детский туризм"
проект по зож (3 класс) на тему

Дамбаева Лидия Мухановна


На базе нашей школы была запланирована реализация проекта "Детский туризм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlm_proekt.docx962.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сужинская среднеобразовательная школа»

Проект

«Детский туризм: первый шаги»

2921_html_1161cd5f

Руководитель проекта: учитель начальных классов Дамбаева Л.М.

2017г

Характеристика проекта: долгосрочный, исследовательско-творческий.

Участники проекта: ученики начальной школы

Сроки реализации проекта: 1,5 года (2017-2020гг)

Проблема:

Высокий уровень заболеваемости детей, увеличение детей с девиантным поведением требует поиска новых путей развития системы круглогодичного отдыха, оздоровления, досуговой деятельности, нового подхода к организации внеурочной деятельности с целью формирования  эколого-туристических знаний и умений природопользования.

Актуальность.

Туристическо-краеведческая деятельность младших школьников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о родном крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания младших школьников. Оно объединяет любовь и уважение к своему народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям.

Что помогает школьнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей младшего школьного возраста.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристическо-краеведческая деятельность младших школьников  включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Существенный вклад в развитие краеведения  нашей малой Родины внес Международный Фонд гуннов, который является координатором инновационного проекта МБОУ «Сужинская СОШ»

Цели проекта для детей: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ОУ.

Задачи:

  1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями Республики Бурятии, Иволгинсокго района, с.Сужа, исторического памятника культуры «Гуннское городище»;
  2. Средствами туристическо-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  3. Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию  «открытий»;
  4. Закрепить знания о видах туризма и туристическом природопользовании, познакомить с разными видами  туризма на теоретическом уровне:
  5. Закрепить навыки и умения работы  с планом-макетом культурного памятника «Гуннское городище», научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.
  6. Нравственно воспитывать школьников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;
  7. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Принципы детского туризма.

Методы:

Формы:


Формы работы:

Этапы работы:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Апрель-октябрь 2018г.

Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется  продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Внедренческий

Ноябрь-апрель 2018-2019гг

Планирование совместной деятельности,

Сбор и систематизация информации,

Поисковая деятельность

Проведение бесед, игр, экскурсий, мастер-классов

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием продукта проекта.

III этап

Презентационный

Май 2019г

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Планируемые результаты:

  • Сформировать знания о детском туризме.
  • Знать представителей флоры и фауны родных мест.
  • Знать историю родного края.
  • Сформировать умения необходимые в туристическом походе. ( умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки, умение преодолевать «полосу препятствий».
  • Сформировать умения необходимые туристам в туристическом походе ( умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану Гуннского городища или на макете, созданным своими руками; умение пользоваться компасом ).
  • Умение оценивать состояние окружающей  среды и здоровья человека.
  • Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Социальные партнеры:

  1. Международный Фонд Гуннов
  2. Музей природы РБ
  3. Этнографический музей РБ
  4. Иволгинский Дацан
  5. БГУ(факультет восточных языков, педагогический институт)
  6. Республиканский  детско-юношеский центр по туризму

Продукт проекта:

  1. Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий,видеоотчеты
  2. Энциклопедия маленького туриста.
  3. Фотоальбом: «По дорогам предков»
  4. Презентация о проекте.
  5. Летопись в рисунках.
  6. Элективный авторский курс «По дорогам предков»

                      Маршрутный лист – Блок № 1

                             

                                 Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Маршрутный лист – Блок № 4

Перспективный план

Блок

Мероприятия

цель

Апрель

Диагностика (1-2 неделя)

Мой первый опыт

Экскурсия в школьный музей

Познакомить с историей школы

По дорогам предков. Гунны

Выступление агитбригады «Что мы знаем о гуннах?»

Познакомить с историей возникновения государства гуннов

Природа родного края

Природа родного края в фотографиях учеников школы, местных жителей – презентация.

Путешествие по экологической тропе

Воспитывать основы экологической культуры младших школьников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы

Спортивные достижения учеников школы, бывших выпускников Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме»

Определение знаний младших школьников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Май

Мой  первый опыт

Экскурсия в Гуннское городище

Познакомить детей с работой геологов, архиологов, воспитывать уважение к труду взрослых

Природа родного края

Экскурсия – поход «Река Иволгинка»

 

- Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Иволгинка.

- Знакомить с народным праздником Троица.

Мы - туристы

Совместная деятельность: «Кто такие туристы. Туризм и его разновидности. Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале.

Игра «Угадай и расскажи», «Мы собираемся в поход»

Познакомить с туризмом, видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания.

Сентябрь

Мой первый опыт

Экскурсия в Этнографический музей РБ

Познакомить с древними ремеслами бурят. Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

По дорогам предков. Гунны

Беседа «Древние занятия гуннов»

Вызвать у детей интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом бурятского народа и гордость за свой народ.

Природа родного края

«Кто живет рядом»- виртуальная экскурсия по окрестности

День осеннего равноденствия

Закреплять знания детей о фауне родного края

Закреплять знания детей об осенних праздниках

Мы - туристы

Беседа: «Туристическое снаряжение» Рассматривание предметов туристического снаряжения. Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристического снаряжения.

Познакомить с туристическим снаряжением. Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристического снаряжения.

Октябрь

Мой первый опыт

Экскурсия в медицинский блок. Встреча со старшей медсестрой.

Познакомить детей с профессией медработника (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи

По дорогам предков. Гунны

«Полезные богатства края» -экспериментирование.

1.Дать представления о природных богатствах родного края, раскопки на Гуннском городище

2. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (сопоставление, обобщение, анализ, синтез)

Природа родного края

Д/и «Растения нашего леса» составление альбома

беседа

Закреплять в игре знания детей о растениях,. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы

Беседы на тему: «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение», «Знакомство с туристскими знаками»

Игра «Турист – следопыт»

Эстафеты соревновательного характера.

Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.

Ноябрь

Мой первый опыт

Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

По дорогам предков. Гунны

Знакомство с картой – схемой  «Гуннское городище» -

Познакомить с картой .

- Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.


- Закреплять знания детей о животном и растительном мире родного края в игровой форме;

Мы - туристы

Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Дидактические игры: «Нарисуй игрушки на листе бумаги», «Где план, а где рисунок?», «Нарисуй предметы в групповой комнате», экскурсия по группе с опорой на план, прогулка – поход по территории детского сада.

Учить детей ориентироваться в пространстве, познакомить с планом, учить составлять план.

Перспективный план – работа с родителями.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

Октябрь

Помощь в экскурсии к реке Селенга.

Ноябрь

Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением: компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь

Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»

Перспективный план – работа с педагогами.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Круглый стол: «Разработка и обсуждение проекта по туристско-краеведческой деятельности в школе»

Проведение диагностики по проекту.

Октябрь

Организация экскурсии к реке Селенга.

Ноябрь

Организации «уголка туриста» в группе туристическим снаряжением: компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь

Консультация «Приобщение детей к истокам бурятской народной культуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные вопросы по туризму и краеведению.

Готовимся к олимпиаде по краеведению....

Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.

Статья о рождении  музея  "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея -  творчество учителя, коллективный исследовательский проект  учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Начало туризма и краеведения"...

Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"

Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество...

Программа "Промышленный туризм в начальной школе"

Проект "Промышленный туризм в начальной школе" может быть использован во внеурочной деятельности....

Внеклассное занятие по туризму во втором классе

В данном материале опубликовано внеклассное занятие по туризму во втором классе. Тема занятия: "Туристское многоборье". В данном занятии применяются технологии обучения: личностно-ориентировочная и зд...