Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Учебно-воспитательный процесс в начальной школе, требует от учащихся в основном умственного напряжения. На ряду с этим, организм детей в этом возрасте нуждается в активной физической нагрузке, в познании окружающего мира. Через его разнообразные виды деятельности.

        Важно, не пренебрегая занятиями пробудить у детей, через с общение с природой, чувство благоговения и благодарения, научить восхищаться красотою созданного мира.

        Программа «Туризм и эстетическое воспитание в начальной школе» имеет туристско- краеведческую направленность. Программа комплексная.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование и развитие творчески активной, эмоционально отзывчивой, духовно богатой, физически крепкой личности, через освоение разносторонних умений в туристической и художественной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач

Обучающиеся:

  • обучить детей основам туризма, краеведения,, ориентирования.,
  • познакомить с природой, культурным наследием родного края.
  • Выработать умение в работе с природным материалом
  • Обучить практическим и технологическим навыкам, необходимым в походных условиях.

Воспитательные:

  • Развивать индивидуальные творческие способности, формировать художественный вкус.
  • Воспитывать ответственность за все живое.
  • Пропогандировать здоровый образ жизни
  • Совершенствовать культуру общения и поведение в обществе и коллективе.

Развивающие :

  • Развивать познавательные процессы( слух, речь, внимание)
  • Раскрывать и развивать личностный потенциал через выполнение поставленных задач,
  • Развивать творческое мышление и творческую активность.

  При составлении данной программы основу положена программа «Юные туристы- краеведы» , автор Смирнов Д.В.. Отличие, заключается в том, что в программу включены разделы некоторых  направлений творческой деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей: «Музыка и пение, лепка из глины, театр».

«Музыка и пение» - дети учатся основам вокала , пению под гитару, хоровому пению. Готовят музыкальные вечера, тематические концерты, утренники.

«Лепка из глины»- программа носит практический характер. На занятиях дети овладевают способами лепки, учатся передавать предметные образы на плоскости и в объеме, изучают технологический процесс.

«Театр» - предполагает овладение элементами актерского мастерства для самовыражения, участвуют в процессе создания пространства спектакля ( декорации, костюмы, реквизит)

Программа адресована детям младшего школьного возраста 8 – 10 лет. Детям этого возраста свойственно подвижность, любознательность. Они любят все яркое, незнакомое, ждут от жизни приключений . Быстро утомляются от однообразия, легко отвлекаются на любые внешние раздражители. Легко поддаются азарту соревнования.

Программа рассчитана на три года обучения с учащимися начальной школы. Время на обучение 216 часов в год. Данная программа требует от педагога владения музыкальным инструментом, иметь навыки изобразительного творчества, сценического мастерства. Исходя из времени года и погодно- климатических условий самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятия. Программа составлена с учетом принципов  гармонизации личности и среды, принципов наглядности, доступности, целостного подхода в воспитании. Предусмотрены такие формы работы, как викторина, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, беседы, концерты.

        Занимающиеся первого года обучения знакомятся с окружающим их миром- своей семьей, классом, школой, поселком, ближайшее        й зеленой зоной «парком», «лесом», «рекой». У них формируется начальные навыки здорового образа жизни, безопасного поведения в окружающем мире, а также элементарные знания и навыки в творческой деятельности. Занимающиеся второго и третьего года расширяют зону познания окружающего мира, знакомятся с достопримечательностями поселка, города, участвуют в походах по родному краю, закрепляют и совершенствуют приобретенные навыки.

        Работа с младшими школьниками строится на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях накладывающихся друг на друга циклах, каждый из которых включает подготовку к мероприятию, организацию и проведение и подведение итогов, выставок, концертов, соревнований.

Наименование тем и разделов

Теор

Прак.

Всего

1.Введение. Значение туризма.

2

2

4

2. Природа и мы.

Мир вокруг нас.

Гармония в природе

Лекарственные растения.

Тропа природы.

Птицы – объект живой природы.

Животный мир нашего леса

Экологический десант

6

2

2

2

2

2

2

-

6

4

-

2

6

4

2

4

12

6

2

4

8

6

4

4

ИТОГО:

12

22

34

Путешествие в прошлое.

Родословная

Моя школа

Мой поселок


4

4

4


6

6

6

ИТОГО:

12

18

30

Азбука туриста

Туристско-бытовые навыки.

Топография и ориентирование.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Общая спортивно-оздоровительная подготовка


10

4

4

2


18

6

8

18

ИТОГО:

20

50

70

Искусство и культура

Хоровое пение

Народные песни

Школьный театр.

Лепка из глины и роспись


4

8

4

2


16

10

16

10

ИТОГО :

18

52

70

ВСЕГО:

216 часов

Содержание программы

1.Введение  (12 часов)

Туризм – средство познания родного края. Связь  путешествия с развитием личности, воспитание самостоятельности. Оздоровительная роль прогулок.

Практическое занятие

«На чем можно путешествовать ?, просмотр слайдов, рисунки по итогам просмотров, игра «Кто первый?»».

2.Природа и мы (24 часа)

Мир рукотворный и нерукотворный, нарушение гармонии в природе. Живое в природе. Забота об окружающем месте. Мусор. Загрязнения почв. Тропа природы, отрядное место. Лес во все времена года. Сбор бересты. Меры безопасности при обращении с огнем. Наблюдения за птицами.

Практические занятия

Лепка птиц из глины, рисунок на  бересте. Песня о птицах. Рисунки растений, деревьев. Уборка школьного двора от мусора.

3.Путешествия в прошлое (30 часов)

Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Истории школы, история поселка. И8рры бабушек и дедушек.

Практические занятия:

Рассказ о родителях, рисунок на тему «Моя семья», «Дом в котором я живу». Экскурсия по улицам поселка. Краеведческая викторина. Народные игры.

4.Азбука туриста (70 часов)

Организация движения группы в лесу. Полоса препятствий, способы преодоления. Снаряжение туриста- лыжника, правила движения на лыжах. Узлы и их применение. Элементы ориентирования , топографические знаки. Комплекс утренней гимнастики, гигиена обуви и одежды. Закаливание. Помощь при ожогах. Аптечка выходного дня. Индивидуальный подход при физических нагрузках.

Практические занятия:

Турпраздник «Посвящение в туристы». Топографический диктант. Игра «Веселая стрелка», игра- задание «Собери рюкзак», лыжные прогулки, спортивные игры.

5.Искусство и культура (70 часов)

Развитие певческого голоса, музыкального слуха, игра на музыкальных инструментах. Сценическое внимание, память. Темп, ритм, координация движения. Социально- значимые мероприятия, работа с глиной. Основные способы лепки.. Передача форм, предмета в объеме. Лепка и роспись простейших игрушек.

Практические занятия:

Вокально- хоровые упражнения, индивидуально- групповая работа, репетиция, концерты, утренники, праздники, творческие задания, практикум, выставки.

Наименование тем и разделов

Теор

Прак.

Всего

1.Введение.

Подведение итогов прошлого года. Задачи на новый год.

Правила поведения туриста.


2

4


4

6

ИТОГО :

6

10

16

Природа и мы.

Тропа природы

Проблемы охраны природы.

Правила сбора лекарственных  и дикорастущих растений, грибов, ягод.

Правила безопасности во время туристских прогулок. Осень в лесу.

 Экологическая игра


2

2

4


2

2

2


4

6

4


6

4

4

ИТОГО:

14

28

32

Путешествие в прошлое

Родословная

История поселка

Богородские святыни

Азбука краеведения


6

4

4

2


4

8

10

2

ИТОГО:

16

24

40

Азбука туриста

Основы туристской подготовки

Топография и ориентирование

Личная гигиена и первая доврачебная помощь

Общая спортивно- оздоровительная подготовка


10

6

4

2


16

12

8

14

ИТОГО:

22

50

72

Искусство и культура

Хоровое пение

Народные песни

Школьный театр

Лепка из глины и роспись


4

2

2

4


14

10

10

10

ИТОГО:

12

44

56

ВСЕГО

216 часов

Содержание занятий программы второго года обучения.

1.ВВЕДЕНИЕ : 16 часов

Туризм – средство познания родного края. Обязанности и должности каждого воспитанника. Достижения. Правила безопасности.

Практические занятия :

Рисунок на тему «Как я провел лето?». Прогулка на отрядное место. Оформление уголка туриста. П

2.Природа и мы (32 часа)

Продолжение тропы природы, начало реки. Пруды. Поле. Наблюдения за животным и растительным миром. Охрана природы. Вода в прирорде. Помощь притцам.

Практические занятия :

Рисунок по итогам прогулки. Поход : «Куда   течет Васса?». Утренник «Берегите лес». Экскурсия на водокачку. Экодесант. Рисунки, следы на снегу.

3.Путешествия в прошлое ( 40 часов)

Родословная дерева. География родни. Архитектура предприятия и поселка. Святыни Богородского края. Краеведческие должности.

Практические занятия:

Составление, совместно с родителями родословной. Рассказы о своих родственниках. Экскурсии на предприятия поселка. Поход по святым местам . Экскурсия в краеведческий музей.

   

4.Азбука туриста (72 часа)

Личное и групповое снаряжение. Питьевой режим во время похода. Состав ремнабора, медаптечки. Схема и план местности. Ориентирование с помощью компаса, по сторонам горизонта. Правила утреннего и вечернего туралета. Обработка ран, наложение повязок. Способы транспортировки пострадавшего. Узлы. Обеспечение безопасности в походе. Меры по исключению субъективных опасностей. Сведения о строении организма. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья.

Практические занятия:

Комплектование личного снаряжения. Упаковка продуктов для перекуса. Обеззараживание воды для питья. Игра – состязание «Мастер на все руки». Игра «Выбери место». Изменение расстояния на местности. Топографический кроссворд. Работа с компасом. Оказание первой медпомощи. Игра «Завяжи узел». Турэстафета. Соревнования.

5.Искусство и культура.(56 часов)

Работа над вокально- хоровыми навыками. Музыкальная грамотность. Социально-значимые мероприятия. Упражнения по актерскому мастерству. Работа над репертуаром. Лепка комбинированным способом. Выполнение декоративных украшений.

Практические занятия :

Разучивание песен. Изготовление костюмов. Праздники «Россия- родина моя»., «Рождество», «Мамин праздник». Лепка композиции «Жили- были». Подсвечники. Выставка работ

Учебно-тематический план на 3-й год обучения

Наименование тем и разделов

Теор

Прак.

Всего

1.Введение.

Подведение итогов .

Правила поведения


4

2


4

4

ИТОГО :

6

8

14

Природа и мы.

Мир физический и духовный.

Вселенная – единый организм.

Годовой цикл жизни птиц.

Лекарственные напитки.

Весна в лесу.

Экодесант


2

2

2

2

2

-


2

6

-

4

4

4

ИТОГО:

10

18

28

Путешествие в прошлое

Родословная

Культурное наследие


10

4


8

12

ИТОГО:

14

20

34

Азбука туриста

Туристско-бытовые навыки

Топография и ориентирование

Личная гигиена и первая доврачебная помощь

Спортивно-оздоровительный туризм


12

8

10

4


12

10

10

12

ИТОГО:

34

44

78

Искусство и культура

Пение под гитару

Школьный театр

Лепка из глины и роспись


6

4

4


12

12

16

ИТОГО:

14

40

54

ВСЕГО

216 часов

Содержание программы занятий

1.Введение (14 часов)

Подведение итогов прошлого года. Знакомство с программой занятий. Законы туристов.

Практические занятия :

Туристическая прогулка с целью закрепления полученных навыков. Соревнования на СЮТур.

2.Природа и мы (28 часов)

Взаимосвязь человека и природы. Влияние человека на природу. Наблюдение за изменениями в окружающем мире. Понятие добра и зла. Сотворение  мира. Распределение  птиц по ярусам. Использование растений в приготовлении пищи на костре.

Практические занятия:

Чтение и обсуждение рассказов из серии «Чтение для души», «Добрые чувства животных. «Фитобар» игра задание.

3.Путешествие в прошлое.

Традиции и обряды. Мир русской деревни, быт русской семьи. Г. Курин – герой войны 1812 года. Богородские святыни.

Практические занятия. :

Экскурсия на СЮТур «Музей – Русская Изба». Поход к памятнику Г.Курина. Поход «По святым местам».

4.Азбука туриста (78 часов)

Правила безопасности при разведении костров, пользование колющими и режущими инструментами. Костры. Узлы. Палатка. Приготовление пищи. Азимут. Ориентирование по карте. Способы отметки КП. Обязанности санитара. Одежда и обувь туриста. Пульс. Температура тела. Самонаблюдение. Пищевые отравления, укусы насекомых. Полоса препятствий. Техника и тактика преодоления.

Практические занятия:

«Робинзонада» игра. Игра «Собираемся в поход» Лыжный поход «В гостях у Солонош» Условные знаки спортивных карт Рисование. Соревнования по ориентированию. Игра- задание «Составь меню». КТМ для младших кружковцев.

5.Искусство и культура. (54 часа)

Барды. Авторская песня. Работа над репертуаром. Пробы на роли. Элементы сценического движения. Лепка конструктивным способом.

Практические занятия:

Разучивание песен. Праздник «Прощание со школой».Постановка спектакля «Кошкин дом». Панно «Шестодиев», участие в выставках.

Методическое обеспечение программы.

Минимальный показатель туристских навыков и умений первою года обучения.

правила поведения в лесу

птиц живущих в лесу, городе;

исторические данные о школе;

название улиц поселка;

3-4 песни I) природе:

2 народные песни и игры;

основные приемы работы с глиной;

как вест себя во время выступления перед зрителем; умеет ориентироваться в лесу по приметам;

двигаться в заданном направлении; правила поведения во время прогулки;

прямой узел.

Минимальный показатель туристских навыков и умении второго гола обучении.

где находится отрядное место:

2-3 лекарственных растения:

2-3 дикорастущих съедобных растения:

Умеет убрать место привала  в лесу:

правила соблюдения техники безопасности при приготовлении пищи

 умеет разжечь костер;

умее'1  начертить маршрут туристской прогулки;

 знает топознаки I0 штук;

 знает устройство компаса:

знает 2 узла:

знает откуда берет начало река: умеет трудиться на благо природы

Минимальный показатель туристских навыков и умений третьего года обучения.

правила охраны природы:

умеет выбран, место для костра:

 игры бабушек и дедушек:

знает где расположен краеведческий музей: маршрут к памятнику Г.Курина;

знают предприятия поселка:

 какие должны быть oтношения в семье; знают, как' работать, с берестой:

знают. как работать с глиной:

 знают. кто такие барды:

знают мастеров благовещенской игрушки; умеют работать с  ролью:

 умеют работать с лыжным креплением:

 знают простейшие узлы;

знают лыжные маршруты:

знают. где расположена Станция юных туристов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Методическая разработка урока художественного труда в начальной школе.

Урок художественного труда посвящён изготовлению украшения - снежинки. Очень актуально провести  его накануне новогоднего праздника. В ходе урока организована групповая работа учащихся, работа по...

Презентация: "Технология поэтапного обучения художественному чтению в начальной школе"

Презентация Технологии поэтапного обучения художественному чтению в начальной школе....

Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....

Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.

Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению....