"Священное умение говорить"
проект по теме

Миролюбова Ирина Юрьевна

Методический проект "Создание условий по формированию и развитию письменной речи младших школьников в учебной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyashchennoe_umene_govorit_rev.00_08.10.12.docx326.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 5

Обобщение педагогического опыта

Создание условий по формированию и развитию письменной речи младших школьников в учебной деятельности

Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

Миролюбова Ирина Юрьевна

г. Лобня

2010 год

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть

И чудо слова возникает сразу.

Е. Винокуров

В настоящее время в России идет  становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании  и формирования отдельных компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые связаны со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций. В последние годы, увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности младших школьников.

Языковая компетентность – это процесс и результат познавательной деятельности, направленный на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности. Не случайно В. А. Сухомлинский потребность в общении, потребность человека в человеке называл самой неискоренимой и самой человечной. Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Компетентность в общении способствует профессиональной  эффективности человека и так же, как учителю, необходима ученикам.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, письме, говорении, аудировании. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока. Ученик должен представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

В учебной деятельности учащимся предлагается самые разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами, в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо  вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие  способности учащихся, как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.

Не «открою Америки», если скажу, что все больше детей, поступающих в школу, плохо говорят, рассказывают. Поэтому, работая учителем в начальных классах, я стараюсь развивать у детей способность выражать свои мысли ярко, образно, лаконично. И чем раньше мы начинаем работу в этом направлении, тем лучше идет процесс развития мыслительной деятельности учащихся. Ведь развивая речь, приобщая их к художественному слову, мы учим их добру, нравственности, осмыслению жизненных ценностей, и тем самым способствуем развитию гармоничной личности. Логически четкая образная речь ученика – показатель его умственного развития. В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении русского языка: « Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека».

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений. Рост эмоционального общения – всё это свидетельство о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Об этом подробно изложено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Поэтому считаю, что тема, выбранная мною, будет актуальна всегда.

Цель – создать условия для саморазвития, самореализации и самовыражения письменной речи учащихся в учебной деятельности.

Задачи:

  1. Содействовать развитию словесного творчества в письменной речи учащихся.
  2.  Использовать продуктивные способы и приемы развития письменной речи.
  3. Развивать образное мышление, познавательные и творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.

Ожидается следующий результат работы:

  • повышение уровня развития письменной речи учащихся, основных её параметров;
  • психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
  • словотворчество учащихся;

при соблюдении следующих условий:

  1. учет психологических особенностей обучающихся;
  2. системность и планомерность организации речевой деятельности в процессе обучения;
  3. практическое использование словотворчества учащихся в социуме.

Работа по созданию условий и формированию письменной речи учащихся делится на четыре этапа: аналитический, подготовительный, деятельностный и заключительный.

В своей работе опираюсь на педагогические принципы программы «Школа- 2100»:

  • сотворчества детей и взрослых;
  • деятельностный подход;
  • вариативность;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом: библиотека, краеведческий музей, зал искусств, экскурсии на промышленные предприятия города; взаимодействие с государственными структурами, такими как МЧС, ГИБДД, а также дни «открытых дверей» для родителей, родительские собрания.

На подготовительном этапе изучила теоретическую литературу по исследуемой теме, а также методологию предмета. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени».

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. То есть механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестических раздражений (Л.Г. Выготский, Б.Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом, видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:

  1. речедвигательного,
  2. речеслухового,
  3. зрительного,
  4. двигательного.

(Приложение №1).

Собственно письмо включает ряд специальных операций:

  1. анализ звукового состава слова, подлежащего записи;
  2. перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
  3. «перешифровка» зрительных схем букв в кинестическую систему последовательных движений, необходимых для записи( графемы переводятся в кинемы).

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки , объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Важно подчеркнуть, что обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. Именно в этом культурно-исторический смысл обучения ребенка письму и чтению, который выделял Л.Г. Выготский.

Нужно не забывать о факторах, влияющие на трудности овладения письменной речью.

Внешние

(экзогенные)

Экологические

Социальные,

Экономические

Социокультурные

Школьные факторы риска: стресс, интенсификация учебного процесса

Смешанные (комплексные)

Первичная неграмотность

Функциональная неграмотность

Особые группы риска: часто болеющие дети, медлительные, гиперактивные, леворукие.

Внутренние (эндогенные)

Генетические

Нарушение пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития)

Несформированность коры головного мозга

Возрастная несформированность познавательного развития.

Развитие письменной правильной и красивой речи у ребёнка – задача важная, но очень не простая.

Для себя выстроила систему по формированию письменной речи младших школьников (таблица).

На первоначальном этапе формирования письменной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как , по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребёнка. Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный  вопрос героям сказки.

Не менее важным является и конструирование  слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно: придумать несколько однокоренных слов, срифмовать слова, позже, перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший ( как предвестник словотворчества); составить достаточно длинное распространенное предложение.

Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берём, например, сказку и решаем вместе с детьми , кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму. Обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.

Работая с ребятами, я убедилась в том, что если предложить им что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль применять нестандартные приёмы обучения письменной речи. Одним из таких приёмов является работа с дидактическими модулями.(Таблица)

В модуле «Слово» -слово рассматривается с точки зрения разных разделов языкознания: фонетики, морфемики, морфологии, словообразования, лексики.

Предложение, как единицу речи мы характеризуем по количеству грамматических основ, по интонации, цели высказывания, наличию главных членов предложения, второстепенных.

Знакомимся с понятием «Текст», с делением его на микротемы, с цепной и параллельной связью  предложений в тексте, что помогает детям успешно писать сочинения и изложения.

Такой методический инструментарий позволяет выйти на технологическую карту, как проект учебного процесса, который отражает нашу деятельность. Но у нас с ребятами появляется потребность в четвертом модуле «Словотворчество», где составляем загадки, пишем сказочные истории, сочиняем стихи, пишем выступления, доклады. И работаем на протяжении всего учебного процесса. Загадки и сказки появляются уже в 1-м классе, поэтами начинаем чувствовать себя со 2-го класса, а в 3и 4-м классах выступаем с докладами.

Любая творческая работа предусматривает результат. Но мало иметь результат, его нужно применять на практике, в жизни.

Мы всегда находимся во взаимосвязи с окружающей средой и социумом.

Сохраняя преемственность, выходим в дошкольные учреждения. Ребята выступают перед малышами с загадками и сказками собственного сочинения. Посещая библиотеки, музей, зал искусств,  предприятия города, ребята с удовольствием пишут сочинения тематические, сочинения-отзывы, доклады, создают книжки-малышки и так далее.

Мониторинг позволяет проследить динамику роста орфографической грамотности. При выполнении контрольных срезов, итогового контроля наблюдается тенденция роста качества знаний учащихся. По результатам выполнения творческих работ были выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ. (Мониторинг представлен в диаграммах).

Итак, родной язык выступает, как основа формирования духовно-нравственного аспекта. В ходе кропотливой работы у учащихся меняется отношение к языку, к его культуре. Развивается осознание красоты языка и эстетической ценности, формируется потребность совершенствовать устную и письменную речь.

Миролюбова Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5, г. Лобня

E’mail: irinagrand20007@yandex.ru 

Адрес:141732, Московская обл., г.Лобня,

ул. Авиационная, д. 14, кв. 34

Тел:        +7 (905) 566 – 17 – 77

Автор: Миролюбова Ирина Юрьевна 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя...

Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"

Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию  гостей предлагается «многосе...

Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"

На чём строится воспитательная работа в классе...

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

Торжественная линейка "«Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» (Для учащихся 4 классов)

Торжественная линейка для выпускников начальной школы.  На линейке детей поздравляют родители и учителя. Музыкальные номера можно выбрать самостоятельно....

Методическая разработка Священные книги религий мира. Часть 1. "Священные книги иудаизма и христианства".

Речь пойдёт о необычных книгах. Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее.Понят...

Умение говорить - визитная карточка человека

В статье представлены материалы по значимости владения правильной речи и искусства общения для каждого человека вне зависимости от возраста. Каждый должен стремиться красиво выражать свои мысли ...