Развивающие компьютерные игры как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников.
учебно-методический материал по теме

Аксенкина Ольга Борисовна

Выступление на школьном методическомобъединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие компьютерные игры как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников.


Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий, являющихся на сегодня самым совершенным видом ТСО.

С помощью компьютера возможно не только облегчить осуществление принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения, но и достигать результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий. При постановке новых целей необходимо учитывать как особенности возрастной психологии младших школьников, так и возможности компьютеров.

К возрастным особенностям младших школьников нужно отнести, прежде всего, их стремление к игровой деятельности, эмоциональность, открытость, восприимчивость, фантазию, стремление к самостоятельности, а также неспособность к проявлению длительных усилий, низкие волевые качества, стремление к получению внимания со стороны взрослых.

Возможности компьютеров можно разделить на технические и интеллектуальные. К первым можно отнести средства графики, цвета и звука, ко вторым – возможности программного обеспечения: использования интеллектуальных экспертных систем, способных адекватно реагировать на действия учащегося в интерактивном режиме.

Технические и интеллектуальные возможности компьютера позволяют создавать на его экране игровую учебную среду, напоминающую мультфильм. В этой среде ребенок должен выполнить определенные практические действия, используя свои способности, навыки, знания. Использование элементов анимации, цветовых и звуковых возможностей компьютера позволяют сделать процесс обучения на компьютерном занятии более интересным и разнообразным, повысить мотивацию к учению и на других уроках: ведь для того, чтобы играть в компьютерную игру, надо уже обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Таким образом, игровая ситуация, естественным путем соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для него, мобилизуя при этом его жизненный опыт и внимание, позволяя проявлять инициативу и творчество. Даже в худшем случае, когда основная цель игры не достигнута, она все равно развивает память и внимание ребенка, обогащая его опыт и знания.

Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер - это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

Проведённые исследования возможностей использования компьютерного обучения в начальной школе позволили выделить ряд его педагогических принципов. Педагогические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствие с его целями и закономерностями. Они характеризуют способы использования объективных законов, отражающих связи между явлениями и факторами обучения. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, накопления опыта они видоизменяются, совершенствуются.

Основные педагогические принципы обучения, реализуемые в ходе использования компьютерных технологий в начальной школе:

-принцип доступности. Его практическая реализация вытекает из того, что проведение компьютерных игр соответствуют возрастным возможностям учащихся начальной школы. Уровень их зрительно-моторной координации и мыслительной деятельности уже позволяет легко освоить работу за компьютером с применением манипулятора «Мышь», а темы компьютерных занятий и дидактические материалы к ним подбираются учителем начальной школы согласно достигнутому уровню учащихся;

- принцип индивидуальной направленности. Он осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером в индивидуальном темпе по индивидуальной траектории. Сложность компьютерной программы может задаваться также индивидуально;

- принцип личной направленности. Известно, что пока ребенок не ощущает значения чего-либо для себя лично, он относится к этому безразлично. В традиционной классно-урочной системе, в условиях оторванности от родителей, ему очень не хватает внимания со стороны учителя. При осуществлении индивидуальной работы за компьютером учащийся понимает, что компьютерная программа предназначена именно для него, и он является хозяином ситуации. Он – единственный и главный объект внимания электронного наставника;

- принцип самостоятельной деятельности. Стремление к самостоятельности в игре проявляется у детей уже с раннего возраста. Индивидуальный режим работы на компьютере не только позволяет, но и вынуждает учащегося работать самостоятельно, что положительно сказывается на формировании его различных индивидуальных качеств;

- принцип наглядности. Появление компьютерных технологий позволяет по-новому подойти к их реализации в обучении, не отвергая старые, проверенные практикой средства и методы. Это связано, прежде всего, со специфическими свойствами компьютера как универсального средства обработки информации с широкими дидактическими возможностями, его способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, тем более – в младшем возрасте, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным;

- принцип связи теории с практикой. Он вытекает из уже самого названия «компьютерные игры». Практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в повседневной деятельности учащихся, особенно начальной школы, используется недостаточно широко, поэтому дидактические компьютерные игры позволяют частично восполнить этот недостаток;

- принцип прочности. Известно, что забывание изученного материала наиболее интенсивно происходит сразу после обучения, а память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Использование различных игровых компьютерных сред способствует актуализации получаемых на уроках знаний, умений и навыков и их лучшему закреплению;

- принцип мотивации. Он основывается на стремлении младших школьников к игровой деятельности и их интересе к компьютеру. Для реализации своих игровых потребностей учащийся должен уметь играть, т.е., в случае использования компьютерных технологий, иметь соответствующее развитие, обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таким образом, стремление хорошо играть постепенно и незаметно должно побуждать его к изучению разделов учебной программы, соответствующих темам игр;

- принцип проблемности. Этот принцип реализуется при проведении игры, в ходе которой учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого необходимые накопленные знания, выработанные умения и навыки. Находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях учащийся осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы своей индивидуальности;

- принцип универсальности. Компьютерные игры не имеют собственного календарно-тематического планирования, поэтому они совместимы со всеми типовыми учебными программами по основным предметам начальной школы. Программа каждого занятия составляется непосредственно (за 1-7 дней) перед их проведением согласно требованиям учебной программы по всем основным предметам и особенностям урочной организации обучения.

Реализация перечисленных принципов обучения в ходе использования компьютерных технологий носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно учебным целям, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, мыслительной деятельности, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям; умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. А из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается их удовлетворенность, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию таких личностных черт и качеств, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность и пр., которые переносятся впоследствии и в другие области жизнедеятельности.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шараповская основная общеобразовательная школа

Выступление на ШМО

Тема: «Развивающие компьютерные игры как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников »

                         2012-2013  учебный год            

                                                                              Аксенкина О. Б.,
                                          учитель начальных классов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ"

выступление на МО на тему "Приемы способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ" . В докладе расскрываются особенности построения процесса качественного обучения бе...

Тренинги для развития навыка быстрого чтения

методический материал по чтению...

Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.

В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....

Презентация "Тренинг для развития навыка быстрого чтения"

Презентация предназначена для учащихся начальных классов, которые захотят быстро научиться читать....

ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"

Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...