ООП НОО. Проблемы разработки и реализации.
статья по теме

Загоскина Лариса Дмитриевна

Августовская педагогическая конференция 2011-2012 учебный год. Материал содержит доклад завуча начальной школы о разработке ООП НОО,описаны проблем, с которыми столкнулись педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_popravki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ООП НОО. Проблемы разработки и реализации.

 С 1 сентября 2011 года российские первоклашки стали обучаться по новым стандартам образования. Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы.

    Теперь в  школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему всегда учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
   
Для реализации нового стандарта перед школой стоял целый ряд задач. В первую очередь это повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной  компетентности. Кроме того, необходим был анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.
   
Важным компонентом современных ФГОС стала Основная образовательная программа.  До сих пор школы не использовали такой вид образовательной программы. Как правило, использовались или разрабатывались авторские рабочие учебные программы по отдельным  предметам, курсам и дисциплинам.

         Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) – новый вид ОП для школы. Она объект проектирования, участие в котором принимает не только педагоги начальной школы, а весь педагогический коллектив, администрация и родительская общественность.

           ООП НОО не только определяет содержание и организацию образовательного процесса в НШ, но и направлена на формирование духовных и личностных качеств учащихся, а также развитие их самостоятельности и творческих способностей.

     В связи с этим перед каждой школой встали две основные взаимосвязанные задачи:  разработка  своей собственной образовательной программы начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС и дальнейшая ее реализация.  Для этого необходимо было проанализировать основные условия для успешного перехода школы на стандарты второго поколения.

     Каковы же эти основные условия?

Это создание

- нормативного;

- организационного и информативного

- кадрового

- материально-технического

          - финансово-экономического обеспечения

          Приступая к разработке нашей ОП мы проанализировали условия нашей школы,  оснащенность кабинетов и готовность педагогических кадров начальной школы. Выявили следующие проблемы:

1.Нормативное обеспечение введения ФГОС на момент разработки программы было недостаточным. Кроме примерной программы и приказа директора школы по организации подготовки внедрения ФГОС у нас ничего не было. Позже появились конкретные рекомендации нашего управления образования по структуре, содержанию, оформлению  составных частей программы, это безусловно нам помогло. !!!!

К моменту разработки ООП все педагоги начального звена прошли курсы повышения квалификации по данному вопросу. Сложнее всего пришлось педагогам-предметникам, которые вошли в рабочие группы по разработке программы, т.к. они не владели достаточной информацией по материалам ФГОС. Мы вышли из этого положения, организовав мини-лектории с участниками всех рабочих групп.  

     Кроме того, хотелось бы отметить, что информация, полученная на курсах повышения квалификации по ФГОС, оказалась недостаточной для качественной работы такого масштаба.

На помощь пришло самообразование: дополнительная литература, интернет-источники, общение на форумах - это потребовало очень много личного времени.

      На сегодняшний день, уже работая по ФГОС,  мы поняли, что одних знаний по разработке ООП для качественной работы по новым стандартам не достаточно. Необходимы курсы и по ИКТ, и по проектной деятельности, и по внеурочной деятельности. Нужен обмен опытом между школами, территориями и даже  регионами по проблемам внедрения ФГОС. А это все ВРЕМЯ!!!! Которого у простого учителя просто НЕТ!

 2. Материально-техническое обеспечение и условия организации процесса. Конкретно по нашей школе могу сказать, что материально-технической базе необходимо дополнение, как дидактическим материалом, так и техническим оснащением. Компьютер нужен уже в каждом кабинете начальной школы, а не один на всю начальную школу. Проектная деятельность  вводится уже с первого класса. А без современной техники это невозможно.

 Вторая проблема это учебники. Готовясь к введению новых стандартов, мы  разрабатывали и изучали новые программы, не имея на руках новых учебников. Сейчас эта проблема решена. Поэтому возьмем на себя смелость дать совет коллегам из основной школы: невозможно качественно написать программу по предмету, не имея на руках всех учебников!!! и учебных пособий.

 3.Кадровое обеспечение. Введение новых стандартов предполагает наличие в школе таких специалистов как педагог – психолог, педагог – логопед и социальный педагог. В нашей школе, что очень печально, нет ставки педагога – логопеда. А без помощи такого специалиста невозможно качественно организовать коррекционную работу. Мы очень надеемся, что такая кадровая единица станет ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ!!!! для всех школ.

 4. Один из разделов  ОП - внеурочная деятельность. Возникает проблема дополнительных кабинетов для этой работы. Кроме того, само понятие «внеурочная деятельность», режим внеурочной деятельности вызывает много споров у педагогов. На сегодняшний день реализуя эту программу, остается открытой проблема режима, кадрового состава, взаимодействий с организациями дополнительного образования.

5. Не можем не отметить и такую проблему, как взаимодействие семьи и школы, которой в стандартах второго поколения уделяется много внимания. Вы все прекрасно знаете, что сотрудничество семьи и школы особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном его вхождении в образовательную среду огромную роль играют родители. А сейчас родители все чаще стараются переложить бремя воспитания на школу. Придется нам не только детей, но и родителей учить учиться.

6. Есть еще одна немало важная проблема, которая требует подробных разъяснений. Это финансово-экономическое обеспечение процесса внедрения ФГОС. Очень много вопросов у педагогов по этому направлению. Мы не компетентны в вопросах финансирования в рамках ФГОС, поэтому нам хотелось бы услышать грамотного специалиста, который ответит на все волнующие учителей вопросы.

………………………………………………………………………………………………………….

           Сегодня можно говорить о многих проблемах (недостаточное материально-техническое обеспечение, отсутствие необходимых условий, в том числе и санитарно-гигиенических), но процесс обучения – это, прежде всего, личностное взаимодействие учителя и ученика.

           Закончить свое выступление мне хотелось бы нижеследующими строками, которые не содержат конкретных рекомендаций и наставлений. Они лишь приглашают к размышлению о той важной роли, которая отводится учителю в нашей современной жизни. объясняет.  Успехов всем в нашей нелегкой, но интересной работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована систе...

Доклад "Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе"

Данный доклад показывает основные особенности введения ФГОС в начальной школе. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандартов ...

Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении

В 2011 году образовательные учреждения района  перешли на Федеральные государственные  образовательные стандарты начального  общего образования. Прошло четыре года, сделан выпуск н...

Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в МКОУ Мошковская СОШ № 2

Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в МКОУ Мошковская СОШ № 2...

Проблемы и трудности реализации ФГОС

Из опыта работы: "Проблемы и трудности реализации ФГОС"...

Проблемы и перспективы реализации ФГОС

В жизнь системы образования уверенно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. Введение стандартов в образовательный процесс повлекло за собой существенное изменение в работе как от...

Проблемы и перспективы реализации инклюзивного образования

В наше время существует уже множество разработанных образовательных технологий, которыми пользуются учебные заведения из года в год. Но время не стоит на месте, и появляются новые виды образования, на...