Проблемы и перспективы реализации инклюзивного образования
статья

Матвеева Екатерина Евгеньевна

В наше время существует уже множество разработанных образовательных технологий, которыми пользуются учебные заведения из года в год. Но время не стоит на месте, и появляются новые виды образования, например, такой вид как «инклюзия». Он мало изучен, но актуален. В нашей стране очень много детей, которые хотят получить образование, но не могут, в виду неких обстоятельств. Такие дети зачастую замыкаются в себе, живут «оторванными» от общества, что негативно влияет на их дальнейшую жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopylova_ee-8.5_-_kopiya.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы реализации и перспективы инклюзивного образования
Е.Е. Копылова
Научный руководитель: к.к., доцент Петрова В.С.
Нижневартовский государственный университет,
г. Нижневартовск, katya_20.10@mail.ru

В статье анализируются концептуальные положения образования, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, перспективы и проблемы внедрения инклюзивного образования на различных ступенях образовательного процесса. Рассматриваются вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, исследование которых указывает на отсутствие: специальных методик обучения в школах; механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса;  педагогов со специальным психолого-педагогическим образованием и так далее. Статья показывает на необходимость создания условий для получения качественного образования абсолютно всеми детьми с обязательным сопровождением обученных специалистов, а именно,  инклюзивного образования как одного из трех подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

In this article get analysed education conceptual ideas, which touch on health limitation children and children with disabiity, also get analysed the future and problems of inclusive education adoption on the different steps of education process. In the article considered education of children with special education needs in comprehensive school and as a result was deduced an inferences like a lack of special education methods, lack of collaborative mechanisms of education process members and a lack of teachers with the special pedagogic and psychologiest education and etc. The article attest to necessity of creation conditions of high-quality education for all children with profesional suport and a inclusive education as a one of the three ways ofchildren with special education needs schooling.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум[1].

В современном мире обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является очень актуальным вопросом, так как не все образовательные учреждения готовы принять в свои ряды «особых»[2] учеников.

В наше время существует уже множество разработанных образовательных технологий, которыми пользуются учебные заведения из года в год. Но время не стоит на месте, и появляются новые виды образования, например, такой вид как «инклюзия». Он мало изучен, но актуален. В нашей стране очень много детей, которые хотят получить образование, но не могут, в виду неких обстоятельств. Такие дети зачастую замыкаются в себе, живут «оторванными» от общества, что негативно влияет на их дальнейшую жизнь.

Чаще всего школа не имеет нужной базовой подготовки для обучения таких детей, например, специально разработанных  методических комплексов. В образовательный процесс должны быть вовлечены не только дети с инвалидностью, класс, в котором они учатся, но и их родители, как и родители других учащихся. С взрослыми должны своевременно проводиться различные беседы с учителями, либо с психологами по возникающим во время обучения вопросам. Так же, для каждого «особого» ребенка необходимо составлять отдельный учебный план, по которому будет проходить его обучение, но он не должен негативно влиять на план всего учебного класса в целом, то есть реализовываться не во вред другим.

Конечно же, при работе с детьми с ОВЗ в школе необходимы квалифицированные педагоги, готовые работать и устранять проблемы, возникающие при обучении таких детей. С каждым годом разрабатываются новые методики обучения и педагог должен быть компетентен во всех вопросах, касающихся обучения. Соответственно, по возможности проходить какие-либо курсы повышения квалификации, получать дополнительное образование, посещать необходимые семинары и так далее.

Так же, зачастую, у школы нет опыта в отработке различных механизмов взаимодействия между участниками образовательного процесса. Инклюзивное образование предполагает полную координацию действий, то есть специалистам общего и специального образования необходимо регулярно взаимодействовать между собой. У специалистов должен быть постоянный доступ к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, так же должен быть доступ к Интернет-ресурсам: электронные библиотеки, порталы, сайты, различные дистанционные консультативные центры и другие. Для наиболее комфортного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а именно специалисты разного профиля, так же семья и школа, необходимо организовать возможность регулярного обмена информацией между вышеперечисленными людьми.

Учащийся ребенок с ОВЗ в специализированном учебном заведении, к сожалению, является отстраненным от реального общества, что в дальнейшем может повлиять на его развитие в целом. «Особые» дети так же нуждаются в воспитании, в общении со сверстниками и имеют право на качественное образование, как и любой другой человек.

В цели инклюзивного образования предполагается устранение различий между специальной и общеобразовательной школой, тем самым создавая более благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ.

Необходимо создавать отдельные технологии обучения для детей с особыми образовательными потребностями. В России внедрение инклюзивного образования осуществляется методом экстраполяции, то есть переносом опыта с зарубежных примеров и адаптация их под условия отечественных интеграций, это говорит о том, что образованию в нашей стране необходимо сменить методологию внедрения инновационных технологий в систему российского образования.

В городе Нижневартовск, на данный момент времени, инклюзия применяется в следующих образовательных учреждениях:

  • МБОУ "СОШ № 29", МБОУ "СОШ № 42": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • МБОУ "СОШ № 1", МБОУ "СОШ № 8", МБОУ "СОШ № 14": организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.
  • МБОУ "СОШ № 3", МБОУ "СОШ № 6", МБОУ "СОШ № 15": организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.

При применении инклюзивного образования школы, зачастую, сталкиваются с такими проблемами как отсутствие специального оборудования для обучения «особых» детей, отсутствие необходимого профессионального уровня у учителей для обучения таких детей, так же, очень важной проблемой является организация необходимого медицинского сопровождения ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ и так далее.

В конце статьи, хотелось бы выделить несколько рекомендаций по улучшению внедрения инклюзивного образования в школы г. Нижневартовска, а именно: создание в школах универсальной безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ; разработка методических рекомендаций для проектирования инклюзивных уроков с учетом требований по ФГОС; повышение квалификаций как можно большего количества преподавателей для работы с «особыми» детьми; проведение мониторинга состояния здоровья и качества жизни всех учеников образовательного процесса.

Литература

  1. СвободнаЯ Энциклопедия [Электронный ресурс].https://ru.wikipedia.org/wiki.
  2. Лавринец К. Ю., Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12-2011г. Статья «Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития».
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утвержденная Президентом  Российской  Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.
  5. Инклюзивное образование. Проблемы и перспективы: материалы Регион. науч.-практ. конф., г. Нижневартовск, 25-26 нояб. 2009 г./ [отв. ред. Н. Д. Наумов]. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та, 2010. - 168 с.
  6. Портал системы образования г.Нижневартовск ХМАО-Югра. [Электронный ресурс] http://edu-nv.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России.

Тема статьи "Проблемы и перспективы развития инклюзивного  образования в современной России" достаточно актуальная, т.к. это один из процессов трансформации общего образования, основанн...

Особенности реализации инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития.

Используя данный опыт можно создать условия для решения проблем, связанных с обучением детей с ЗПР. Для этого необходимо  активизировать внимание, развивать наглядно-образное и словесно-логическо...

Реализация инклюзивного образования в МАОУ НОШ № 7 города Южно-Сахалинска

Инклюзивное образование - форма организации образовательного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах вместе со сверстниками, осуществляемая в учрежд...

Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность

Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья разме...

Особенности реализации инклюзивного образования

В статье представлен опыт реализации инклюзивного образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (вариант 1)...

Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме ф...

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...