Особенности реализации инклюзивного образования
статья

Бушина Татьяна Павловна

В статье представлен опыт реализации инклюзивного образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (вариант 1)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бушина Татьяна Павловна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ № 23 имени Ю. И. Батухтина, г. Нижний Тагил

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями вызвало изменения в организации учебного процесса в нашем образовательном учреждении. До этого у нас открывались классы, в которых обучались дети с задержкой психического развития. Все педагоги школы прошли 72-часовые курсы повышения квалификации по работе с детьми с данными особенностями здоровья, опыт организации учебной работы с этими детьми у нас имелся.

        В 2016-2017 учебном году нескольким первоклассникам, не справляющимся с освоением основной образовательной программы, школой было рекомендовано прохождение обследования на ПМПК для определения, при необходимости, варианта адаптированной основной образовательной программы и специальных условий обучения. Четырём из них был рекомендовано обучение по  адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития, вариант 7.2. Этот  вариант предполагает пролонгированный срок освоения адаптированной основной образовательной программы. Встал вопрос – как организовать учебный процесс, ведь у данных детей должен быть первый дополнительный класс. Данный вариант не предполагает инклюзии, поэтому обучать их в набираемых первых классах по основной образовательной программе начального общего образования было нельзя.

        В процессе набора в первые классы на 2017-2018 учебный год четверо родителей предоставили заключения ПМПК, рекомендующие обучение их детей по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость), вариант 1. Было принято решение открыть первый класс, в котором бы обучались дети по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).  Так как дети обучались по разным образовательным программам и у них отличались предметы, то фактически в данном классе работали два педагога: один учитель вёл уроки у ребят с задержкой психического развития (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), в это время второй педагог  в другом кабинете занимался с ребятами с умственной отсталостью (русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы). Общими для ребят были уроки изобразительного искусства, технологии, музыки, ритмики  и физической культуры, занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом, которые преподавали другие педагоги. Важно, чтобы эти дети имели опыт коммуникации. Они не должны всё время видеть только одного педагога, общаться только с ним. У них должен быть опыт взаимодействия с разными педагогами, с разными взрослыми.

        Как известно, у детей с умственной отсталостью могут преобладать как процессы возбуждения, так и процессы торможения. В одном случае дети очень активны, общительны, разговорчивы, они не могут регулировать своё поведение, усидеть на месте, выслушать объяснение учителя до конца. В другом случае дети инертны, неактивны, они мало общаются с педагогом, реагируют на его слова. В нашем классе обучались дети обеих групп. Тьютора у этих ребят не было, поэтому педагогу было необходимо так организовать учебный процесс, чтобы ученики с преобладанием процесса возбуждения не мешали заниматься другим ребятам. Так как эти ученики быстрее выполняли задание учителя и не могли спокойно дождаться, пока работу сделают остальные, им разрешалось после выполнения работы встать, походить по классу, порисовать на дополнительной доске, помочь учителю сложить наглядный материал. В это время учитель занимался с ребятами с преобладанием процесса торможения, так как они дольше втягивались в работу, им надо было больше времени на выполнение задания, его необходимо было несколько раз объяснить, самостоятельно выполнить работу они не могли.  

        Как уже говорилось выше, другая часть ребят занималась по адаптированной основной образовательной программе по варианту 7.2. Из пяти человек только один умел читать по слогам, другие ребята даже не выучили все буквы. Учитель обратил особое внимание именно на формирование навыка чтения, снова изучил «Азбуку», и к концу первого полугодия уже все ребята освоили сначала буквенное, а потом и слоговое чтение (один ученик освоил плавно-слоговое чтение).

        Особую сложность при работе с этими детьми составляло то, что среди ребят, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), были дети со сложной структурой дефекта, то есть помимо умственной отсталости у них имелось и другое заболевание. У одного ребёнка была инвалидность по тяжёлому недоразвитию речи (алалия в тяжёлой форме). При этом заболевании очень важны не только регулярные коррекционные занятия с учителем-логопедом, лечебные процедуры,  но и общение с нормально говорящими сверстниками, чтобы ребёнок усваивал нормы правильной речи не только в результате специальных занятий, но и в повседневной жизни. Поэтому данный ребёнок после уроков занимался внеурочной деятельностью с другим классом, занимающимся по основной образовательной программе, где были нормально говорящие дети. Мальчик занимался в кружках, играл с ребятами во время прогулок в парке, посещал занятия в библиотеке и учился говорить.

        Дети данного класса занимались по адаптированной основной образовательной программе, у них была своя специфика организации учебного процесса. Но важно, чтобы дети не чувствовали себя исключёнными из жизни школы. Поэтому данный класс принимал участие во всех школьных мероприятиях. Они бегали наравне со всеми на легкоатлетической эстафете, принимали участие в сборе макулатуры, выполняли задания городской игры «Я - тагильчанин» и  выступали на школьном итоговом празднике по этой игре.  Вместе  с родителями ребята делали поделки для выставки декоративно-прикладного творчества и  украшали свой класс к Новому году.  Они посещали со всей начальной школой спектакли в Драматическом театре и ходили на экскурсии.

        Вот уже четвёртый год  обучающиеся продолжают заниматься в этом классе по адаптированным  основным  образовательным  программам  начального общего образования для детей с задержкой психического развития и для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Они продолжают принимать участие в общешкольных мероприятиях, проходящих среди обучающихся начальных классов.

Список литературы:

  1. Ишимова О. А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Пособие для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
  2. Ишимова О. А. Чтение. От слога к слову. Пособие для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития.

Используя данный опыт можно создать условия для решения проблем, связанных с обучением детей с ЗПР. Для этого необходимо  активизировать внимание, развивать наглядно-образное и словесно-логическо...

Реализация инклюзивного образования в МАОУ НОШ № 7 города Южно-Сахалинска

Инклюзивное образование - форма организации образовательного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах вместе со сверстниками, осуществляемая в учрежд...

Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность

Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья разме...

Проблемы и перспективы реализации инклюзивного образования

В наше время существует уже множество разработанных образовательных технологий, которыми пользуются учебные заведения из года в год. Но время не стоит на месте, и появляются новые виды образования, на...

Учебно - методическое пособие в рамках реализации инклюзивного образования (дидактическое пособие) "Нейрокейс"

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать, потому что все органы в нашем организме ф...

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...