Выступление на МО учителей начальных классов "Методы взаимодействия классных руководителей с семьями социального риска".
методическая разработка по теме

Черкасова Людмила Викторовна

Рекомендации классным руководителям  по  взаимодействию с семьями социального риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Выступление на МО

                         учителей начальных классов

Тема: « Методы взаимодействия            классных руководителей  с семьями            социального  риска».

 

    Чтобы счастье наше было полно, мы      нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.

                                         П. Гольбах.

 

              Забота о  ребенке – педагогический  обертон взаимодействия  партнера  по  имени  

« школа»  с   партнером по  имени «семья».

Дети приходят в  школу  разные. Разные характеры,  разный уровень подготовки к  обучению, разные взгляды, разный уровень  воспитанности, разные  родители.  Станет ли  школа для  ребенка  местом  радости,  спокойствия, терпимости и  сотрудничества?

Ответ  на этот вопрос – итог совместного  взаимодействия  педагогов  и  родителей.

Образно:  «Семья и школа – это  берег и  море. На  берегу  ребенок  делает  первые  шаги, приобретает  первые  умения  и  навыки, а  потом  перед  ним  открывается  необозримое море  знаний, и курс  в  это  море  прокладывает  школа.»

Взаимоотношения  семьи  и  школы  необходимо выстраивать   на       основополагающих  принципах:  содеянности, сопричастности,      сопереживания, сопряжения  и  согласия.

Поэтому, волею судеб, расположившись  в  одной  лодке,   будем  осуществлять  тесное  взаимодействие  ради благополучия детей.

             Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на её благо и встать на защиту.

       На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется всё больше детей бездомных, брошенных родителями.

Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска».

  Семья – один из главных аспектов     нравственного развития личности.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.

Поэтому, когда говорят о детях  и  семьях «группы риска», подразумевается, что эти дети и  семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Алгоритм изучения семьи

                                       1.  Состав:

1) полная

• с 1 ребенком,

• с 2 однополыми,

• с 2 разнополыми,

• со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)

2) многодетная:

- с 3 и более несовершеннолетними детьми,

• со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.),

• неполная,

• родители разведены и т.д.

3) неполная:

• с 1 ребенком,

• с 2 однополыми,

• с 2 разнополыми, • родители разведены и т.д.

• со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)

2. Стадия жизненного цикла:

• зрелая,

• молодая,

• пожилая.

                                  3. Порядок заключения брака:

• первичный,

• повторный

4. Жилищно-бытовые условия:

• условия проживания (количество комнат, жилье частное или государственное),

• благоустроенность жилья,

• имеет  ли  учащийся  собственную   комнату,  

• соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм.

                                   5. Материальная обеспеченность:

• с очень высоким материальным достатком;

• с высоким материальным достатком;

• со средним материальным достатком (обеспеченная);

• с низким материальным достатком (малообеспеченная);

• нуждающиеся (за чертой бедности).

                                          6. Воспитательный потенциал семьи:

сильный - социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья;

неустойчивый - социально  здоровая,  но  неблагополучная  в воспитательном отношении семья;

слабый     -     социально     нездоровая,     неблагополучная     в воспитательном отношении семья.

Изучение семей учащихся позволяет   педагогу ближе познакомиться с самим  учеником, понять уклад жизни семьи, ее  традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и  детей.        

       В начале учебного года составлен  социальный  паспорт  начальной школы. В результате  было  выявлено:  

  Всего учащихся   - 92

  Неполных семей – 37 ( 37детей)

 Опекунских  – 4  ( 4  ребенка)

 Многодетных  -   18 ( 18 детей)

 Семей, находящихся в социально опасном положении  - 8  ( 8   детей)

 Малообеспеченных  -  8     ( 8 детей )

 Переселенцев  - 2

 Детей-инвалидов  – 8

 Детей « группы риска»  – 3

ИПР в школе  – 2  ребенка.

На  основании  полученных  данных  составлен  план   взаимодействия с семьей «группы риска» и подростком  на основе знания следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
  • Федеральный закон РФ  от 24 июня 1999 г. № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Правила общения с семьями.

Классный руководитель при общении с семьями  детей должен соблюдать определенные правила, а именно:

  • к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей  обучающихся  должно быть тактичным и объективным;

-  должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Что необходимо знать о семье ученика:

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

- воспитательные возможности семьи.

    В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Доминирующие факторы в характеристике   семьи  социального риска:

  • Отчужденность родителей из-за занятости;
  • Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей. Жестокое обращение к детям;
  • Опекунские семьи ,где опекуны престарелые люди ;
  • Семьи в состоянии развода или после развода;
  • Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними ;
  • Семья алкоголиков  (оба родителя пьют) ;
  • Полная семья, где один из родителей пьет;
  • Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать – алкоголичка или отец) ;
  • Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственном учреждении.

Что необходимо классному руководителю при работе с неблагополучными семьями?

  • Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства(знание условий проживания ребёнка)
  • Убеждение родителей в том, что семейное воспитание- это не морали или физические наказания, а образ жизни родителей, образ поступков, постоянное общение с детьми с позиции гуманности
  • Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
  •  Организация педагогического просвещения.
  • Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (Праздники в школе,  участие в управлении школой…)
  • Во избежании насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей
  • Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельные планы работы с проблемными группами родителей)
  • Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.)

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с  семьями.

Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

  • Чётко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу.
  • Постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.
  • Вы обязаны поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.  
  • Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решенияведущие к цели.
  • Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу , чтобы семья осознала услышанное.
  • Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в неё, несмотря на оплошности родителей.

          К  сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами.

          Тема выступления останется  актуальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"

В статье  раскрывается система работы с семьями "социального риска"...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Образцы документов работы классного руководителя с "семьями группы риска"

Представлены образцы: Беседа классного руководителя с родителями;  Лист контрольного посещения семьи; Уведомления родителям....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...