Создание единого ученического коллектива
статья по теме

Тимофеева Наталия Валерьевна

Из опыта работы. Создание единого ученического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тимофеева Н.В.

Создание единого ученического коллектива

 Важнейшая задача учителя – целенаправленное формирование в ученическом коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств школьника, выявления его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для гармоничного развития личности. По словам Макаренко «Детский коллектив – педагогически целесообразно сформированная система отношений, делающих жизнь детей радостной, красивой и в то же время идейно и нравственно воспитывающей».

  Установление в детском коллективе духа взаимопонимания и дружбы, взаимопомощи во многом зависит от учителя, от его умения общаться с детьми. Учителя ждет успех в воспитании тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда и родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть.

  Итак, первый этап в работе по созданию единого коллектива – это изучение личности ребенка. Сюда входит обработка анкет родителей, составление социальной карты учащихся, психологической карты детей, определение уровня воспитанности детей вместе с психологом сводятся в таблицу. Из таблицы сразу видны проблемы класса. С ее помощью можно определить ближайшие задачи в формировании коллектива.

  Следующий пункт работы – заинтересовать ребят общим делом.

  Первый период обучения. Общее впечатление о подготовленности детей к школе – отсутствие единой системы в подготовке учащихся к обучению. Но всех детей объединяет одно общее – их жизнерадостность, желание рисовать, петь, танцевать, играть. Именно эти способности детей я и беру за основу своей работы, чтобы нести эту радость дальше, переводя ее в другое качество – в познание мира, открытие новых человеческих отношений.

  На основе данных и склонностей учащихся, условий для разнообразной деятельности, использую учреждения внутри и вне гимназии – Детская художественная школа № 1, Детская республиканская библиотека, Музей народной национальной культуры, краеведческий музей, театры, теннисная школа, ГИБДД, санаторий «Лесная сказка», городской лечебно – оздоровительный диспансер. Организую экскурсии по историческим и культурным местам города, республики, соседних регионов (Болдино). Экскурсии на Республиканскую станцию юннатов, на конезавод (с. Оброчное Ичалковского района), в музей деревянной игрушки (Подлесная Тавла), в Макаровский монастырь, в Пайгармский монастырь, в музей Боевой Славы, музей истории развития ГИБДД, музей МВД.

Самые яркие впечатления у учеников оставила поездка в г. Великий Устюг к Деду Морозу. Итогом этой поездки стала конференция с приглашением городской прессы.

Стержнем в моей работе по сплочению детского коллектива является воспитание чувства прекрасного, нравственности; развитие способности видеть прекрасное и умение показать другим красоту окружающего мира, привить желание беречь и охранять его, развивать способности детей в художественном направлении.

С первых дней прививаю детям любовь к своему классу, к порядку в нем и на рабочем месте. И результаты налицо: дети не сломали, не изрезали, не исчертили ни одной парты, все классное имущество в полном порядке. Поскольку коллектив организуется в действии, очень важно, чтобы у учащихся складывалось положительное отношение к деятельности коллектива, к общественным поручениям.

В классе создаются микрогруппы – экипажи. У каждого экипажа – свои функции. Есть командир класса, староста, При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина.

Работая в микрогруппах, ребята учатся вместе жить, вместе принимать решения о несложных общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый из учеников попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя пусть маленькие, но какие – то выводы. Окрепли связи межличностного общения. А ведь основными, ведущими потребностями детей младшего школьного возраста является потребность в общении, в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Думаю, что такая организация жизнедеятельности классного коллектива имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей.

С первых дней пребывания ребенка в школе ввожу заповеди школьной жизни ученика:

1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай.

5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.

7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и гимназию.

8. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Безусловно, большую роль в формировании коллектива играют КТД. Успешное участие в КТД, интересно проведенное мероприятие в классе, хороший, добрый поступок обязательно отмечается, поощряется. Сначала делаю это сама, затем постепенно привлекаю детей.

Постоянно привлекаю внимание детей к плохому поступку, безразличию или  безответственному отношению к классному делу. В беседе с ребятами выясняем, почему этот поступок плохой, как он отразился на других, кто в этом виноват, как его исправить.

Дети участвуют в общешкольных мероприятиях и видят выступления других классов, встречаются с детьми из параллельных классов во время совместных дел, что также играет немаловажную роль в формировании коллектива.

Воспитание у детей активной жизненной позиции, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, помогает организовать и воспитать хороший дружный коллектив.

Мои дети являются активными участниками всех гимназических мероприятий.  Становятся победителями гимназических научно – практических конференций, занимают призовые места в фестивале творчества «Арт  – дебют», конкурсах сказок. На базе нашего класса созданы хореографический коллектив «Стинт», вокальный ансамбль «Веснушки».

И еще один важный пункт. Основа моей воспитательной работы в формировании классного коллектива – союз учителя, родителей и ребенка.

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Задача учителя – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально – благоприятного климата.

В конце августа -  начале сентября 1 класса собираю родительское собрание, на котором  знакомлю родителей с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования. Провожу анкетирование для родителей.

С самого начала ставлю перед родителями задачу обязательного посещения родительского собрания любым членом семьи, свободным в это время. Пропуск по очень уважительной причине. Собрания должны проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко «потерянного» времени.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.

Я считаю, что не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. В основном у нас  на родительских собраниях решаются организационные вопросы. Каждый из присутствующих должен почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе,  иметь возможность высказаться, получить рекомендации или советы по воспитанию ребенка. Говорить со всеми родителями о проблемах с детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Только в индивидуальном порядке, лучше в присутствии ребенка и родителя.

Мне очень нравится работа по проведению семейных праздников. В начале каждого учебного года коллектив родителей распределяю на группы (по 5 человек). Каждая группа отвечает за отдельное мероприятие. К  первому празднику – «Мы школьниками стали» или рождение классного коллектива готовятся все –  музыкальный номер, стихотворение, конкурс от семьи. Незаметно раздвигаем рамки участия родителей в празднике. Сначала это викторины, праздники, потом спортивные конкурсы, походы. Почему в моих классах почти 100% -ая посещаемость родителей различных мероприятий. Перед каждым крупным КТД – сбор родителей, выдвижение целей и задач данного мероприятия, распределение обязанностей родителей. Родители любят посещать внеклассные мероприятия. Благодаря их проведению они постоянно находятся в курсе дел класса, активно участвуют в становлении слаженного коллектива детей и родителей. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.

Постоянное общение с детьми, родителями, проводимые анкетирования позволяли сделать вывод, что направление работы благотворно влияет на развитие личности ребенка, на создание единого ученического коллектива, так как красота и доброта идут рядом.

Я намерена продолжать свою работу в этом же направлении.

Волнует переход в 5 класс. Хочется отдать учеников в надежные руки. Своему преемнику сообщаю об индивидуальных особенностях каждого ученика и его семьи. Классный руководитель, опираясь на элементы самоуправления, приобретенные детьми в младших классах, развивает эти навыки дальше.

Большое значение имеет и то, как учитель начальных классов подготовит родителей к встрече с учителями – предметниками, какие даст советы, рекомендации, какой задаст тон для общения. Важно, чтобы родительский актив остался опорой и новому классному наставнику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития ученического коллектива

Программа развития ученического коллектива...

Формирование ученического коллектива на начальной стадии обучения.

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой. Формирование классного коллектива, когда дети обучаются первый год в школе, руководящие функции принадлежат классн...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Выступление на селекторном совещании.Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива

Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива. Практические советы для классного руководителя....