Программа развития ученического коллектива
методическая разработка по теме

Хрисанова Светлана Анатольевна

Программа развития ученического коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_uchenicheskogo_kollektiva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития ученического коллектива

 

             Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

                                                                                                                                Ш. А. Амонашвили.

 

         Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

         Воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

         Воспитание – искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

         Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

         Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

         Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое.

          Мне, учителю начальных классов, дано много возможностей для воспитания духовно богатой личности, так как

1)     я и мои ученики читаем художественную литературу и анализируем поступки героев, сравниваем их со своими;

2)     предметы изучаем в тесной связи с искусством. Рассматриваем репродукции картин художников, исполняем песни и рисуем;

3)     учитель  начальных классов  – это гуманный человек и воспитатель – преобразователь души детей;

4)     именно на  первых уроках учащиеся учатся высказывать свои мнения, переживать вместе с героями, знакомятся с нравственными ценностями жизни (Честь – Совесть - Благородство – Любовь – Дом – Верность – Жизнь).

Мои ученики должны быть САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие САМОценность, достигшие САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

         

Модель воспитательной системы.

Цель воспитания – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающую активную позицию по отношению к ней.

Задачи:

1)     способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

2)     создать благоприятный воспитательный фон, способствующий к осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

3)     способствовать формированию основ культуры общения;

4)     развивать творческую активность;

5)     способствовать сплочению классного коллектива.

 

Принципы деятельности:

1.     Воспитание – это жизнь рядом и вместе.

2.     Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего–навсего самим стать такими.

3.     В воспитании многое зависит от того, кто воспитатель.

4.     Только личность может воспитать яркую личность.

 

Диагностика

       Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

 Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

 

Изучение межличностных отношений.

- социометрия;

- социально – психологический климат в классе.

 

Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдения;

- беседы.

 

Работа с родителями.

          Классный руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе взаимодействия классного руководителя и родителей лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения по отношению друг к другу.

Формы работы:

- анкетирование;

- беседы;

- консультации;

- родительские собрания;

- посещения семьи;

- проведение совместных часов общения, классного руководителя, родителей и детей.

 

Анкета.

1.     Каким бы вы хотели видеть ваш класс, где учится ваш ребенок?

2.     Каким бы вы хотели видеть классного руководителя своего ребенка?

3.     Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива в классе?

4.     Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезные тревоги и опасения?

 

Основные направления воспитательной работы.

         Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Среди направлений воспитательной работы я выделила следующее:

 •       Направление «Здоровье»

 •      Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психичиского здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

 •    Задачи:

•         - Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

•         - Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

•               Формы работы:

•         - введение элементов здоровье сберегающей системы Базарного в учебный процесс;

•         - спортивные конкурсы, соревнования;

•         - встречи с победителями спортивных соревнований;

•         - посещение бассейна ,  походы, игра «Зарничка»;

•         - спортивные секции и кружки, спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике, лечебная физкультура;

•         - беседы и дискуссии о полезном и вредном для организма;

•         - дни здоровья с родителями.

       Ученическая конторка  устанавливается на школьный стол стандартного размера. Сама конторка занимает половину ширины рабочего стола, что позволяет одному ученику сидеть за столом, а другому – работать стоя за конторкой. Смена через 10-15 минут. Чередование благоприятно действует на нервную центральную систему и работоспособность учащихся.

     Специальные коврики, с нашитыми бусинками, пуговицами, крышечками, использую во время сидения за столом или стояния за конторкой без обуви для стимулирования рефлексогенных зон стопы учащихся.

     Офтальмотренажёры, которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий в максимально возможную величину, которые могут быть размещены на одной из боковых стен или на потолке.

    Эта методика помогает сохранить зрение и предупредить развитие сколиоза. Здоровые дети – это залог успешного обучения.

 

 •       Направление «Интеллект»

 •       Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружаюшей жизни.

•     Задачи:

•     - Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

•     - Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

•     - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

•        - Сохранить любопытство и информационную потребность.

•        Формы работы:

•        - конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, логики, сообразительности;

•        - интеллектуальные игры, бои, турниры, тесты, тренинги, марафоны;

•        - предметные олимпиады;

•        - научные конференции;

•        - дистанционные конкурсы;

•        - занятия в предметных кружках;

•        - проектная деятельность;

•        - книги и интернет.

 

•       Направление «Общение»

•         Цель: передача учащимся навыков социального общения людей, опыта поколений.

•         Задачи:

•       Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений и народов.

•       Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».

•       Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

•       Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.

 •           Формы работы:

•       - интерактивные игры, тематические классные часы;

•       - тренинг общения детей;

•       - праздники, конкурсы, ролевые игры;

•       - общение в интернете, переписка;

•       - общение по телефону;

•       - новые знакомства, культура общения.

 •      Направление «Досуг»

 •      Цель: создание условий для проявления учащимися класса своих интересов и увлечений, развитие потребности к активной внеклассной деятельности.

•       Задачи:

•       Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

•       Использование различных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

•       Развитие способностей и талантов каждого ученика.

•       Применение в жизни своих увлечений.

 •       Формы работы:

•       - Участие в работе танцевальной группы;

•       - Участие во всех спортивных и творческих конкурсах;

•       - Вечера отдыха,  песенные и танцевальные конкурсы;

•       - Походы, поездки;

•       - Круглые столы на тему «Моё хобби»;

•       - Создание кружков по интересам.

 

•    Направление «Нравственность»

 •      Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования.

•      Задачи:

•       Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

•       Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта, норм и правил и своей роли в нём.

 •       Формы работы:

•       - тематические классные часы по нравственной тематике, дискуссии;

•       - помощь братьям нашим меньшим;

•       - помощь детским домам и садикам;

•       - тимуровская помощь ветеранам, инвалидам и престарелым;

•       - проведение недели добра;

•       - субботники, посадка деревьев, присмотр за памятниками.

•      Направление «Семья»

 •        Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

 •       Задачи:

•       Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

•       Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

•       Обучение родителей владению приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

 •       Формы работы:

•       - тематические классные часы, обмен опытом;

•       - спортивные и творческие семейные конкурсы;

•       - проведение совместных праздников;

•       - походы,  экскурсии и дни семьи;

•       - совместный труд;

•       - индивидуальные консультации родителей;

•       - помощь родителей школе;

                                                  Прогнозируемые результаты:

- организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;

- все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;

- актив класса – яркие, творческие личности;

- высокий уровень воспитанности учащихся;

- учащиеся любят школу, класс, учителей;

- коммуникативные;

- бережно относятся ко всему, что их окружает;

- уважают взрослых, не обижают младших;

- ведут здоровый образ жизни;

- активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития детского коллектива "Помоги себе сам".

В духе времени сегодня модно говорить  об инновационных образовательных технологиях. У меня тоже есть своя "любимая" педагогическая технология -это здоровьесберегающая технология. Ещё В. Шененбер...

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

программа воспитания и развития ученическим коллективом

Именно в наше время, когда современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях в обществе, с кризисом в экономике, социальной сфере и общественного сознания...