Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
материал (3 класс) по теме
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenen._progr2003.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Абзадуллина Татьяна Галимзяновна, г. Чернушка Пермского края МБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е. И. Францева». Программа развития классного коллектива «Я – гражданин России».
Пояснительная записка
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, к планете Земля. Это проблемы не только социальные и экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей страны, а не стороннего наблюдателя. Гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правого долга.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Цель программы «Я – гражданин России» - создание условий для самопознания, самовоспитания школьника, формирования его гражданской позиции.
Основные задачи программы:
- способствовать формированию потребности в высоких культурных и духовных ценностях;
- способствовать приобщению к законам государства и культуре своего отечества, народа;
- способствовать развитию внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Принципы, определяющие воспитание гражданина страны:
- системности (следует считать процесс воспитания как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов - ученики, учителя, родители и т. д.);
- гуманности («очеловечивание» системы воспитания и обучения через реализацию личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса);
- сотрудничества (раскрывается через субъектно-субъектные отношения, проявляемые в вере и силе ребенка);
- индивидуализации (предполагает учет индивидуальных особенностей детей);
- целостного подхода (нельзя добиваться высокого результата, если разграничивать процессы воспитания и обучения, они должны быть взаимосвязаны);
- успешности (всегда должен быть мажорный тон в жизни ребенка и он должен опираться на собственные успехи в учебной деятельности, поведении, внеурочной работе);
- гармонизации
Методы воспитательной работы:
- Игровые
- Рефлексивные
- Диагностические
- Педагогической поддержки
- Создания ситуации успеха и веры в свои возможности
Педагогические средства:
- Ролевые, настольные, сюжетные и подвижные игры
- Библиотечные часы
- Беседы и конкурсы
- Кружковые занятия
- Прогулки и экскурсии
- Учебные занятия
- Часы здоровья
- КТД
Содержание деятельности
(курс программы рассчитан на 3 года: 2010-2013 уч. год)
Программа включает 6 направлений, логически связанных между собой по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения.
- «Я и я» (формирование гражданского отношения к себе)
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, общественных местах.
Игры на развитие психических процессов.
Классные часы и беседы о режиме дня, о соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Участие в Дне здоровья, выставках рисунков (см. план работы).
В течение года – уроки здоровья.
Предполагаемый результат: высокий уровень самосознания, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
- «Я и моя семья» (формирование гражданского отношения к своей семье)
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, обладающего положительными качествами;
- формировать понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Беседы, классные часы на тему «Моя семья».
Сбор материалов на оформление семейных альбомов.
Семейные праздники.
Участие в конкурсе рисунков ко дню пожилого человека.
Участие в декаднике Матери.
Оформление подарков членам семьи к праздникам.
Предполагаемый результат: сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что настоящий сын или дочь готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, заботятся о своей семье.
- «Я и культура» (формирование отношения к искусству)
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Посещение концертных и театральных представлений. Посещение музеев (школьного и городского).
Работа в клубе «Альтаир» - кружок «Народоведение».
Участие в выставках поделок «Наш край», семейных выставках.
Участие в народных праздниках «Пасха», «Рождество», «Масленица».
Предполагаемый результат: сформировано понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
- «Я и школа» (формирование гражданского отношения к школе)
Задачи:
- формировать у детей стремление к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность в укреплении своего здоровья.
Участие в школьных праздниках, декадниках по предметам.
Участие в конкурсах сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница».
Экскурсия по школе, знакомство с ее выпускниками. Встреча с известными выпускниками.
Библиотечные часы и беседы о правилах поведения в школе.
Предполагаемый результат: осознание учеником роли знаний в жизни человека, выполнение распорядка школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правилами ученика.
- «Я и мое Отечество» (формирование гражданского отношения к Отечеству)
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность и преданность Отчизне;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну.
Викторины, устные журналы об истории своего Отечества.
Участие в конкурсе чтецов «Юные мастера художественного слова».
Участие в конкурсе сочинений «Моя малая Родина».
Встреча с известными людьми.
Участие в конкурсе рисунков «Моя Родина», в фестивале песни «Поклон тебе, солдат России».
Беседа «Красная книга Пермского края».
Предполагаемый результат: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- «Я и планета» (формирование гражданского отношения к планете Земля)
- Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Экскурсии в природу «Золотая осень», «В гости к зиме», «Здравствуй, зеленая аптека!»
Участие в акциях «Елочка», «Кормушка», «Мои животные».
«День птиц» - выставка рисунков, викторины, игры.
Участие в конкурсе стихов «Природа в поэзии».
Предполагаемый результат: учащиеся должны задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, борется за сохранение мира на Земле.
Сотрудничество с родителями
Цель: привлечение родителей к делам класса, школы, создание единого и сплоченного коллектива, направленного на реализацию воспитательного процесса в классе.
Форма работы
- Проведение родительских собраний.
- Совместные праздники, спортивные мероприятия.
- Организация встреч с родительским комитетом.
- Участие родителей в подготовке к различным праздникам, конкурсам.
- Участие в районных и школьных родительских конференциях.
- Совместное участие родителей и учащихся в различных акциях, оформлении альбомов и поделок.
- Участие в проведении рейдов по проверке сохранности школьного имущества.
- Благодарственные письма родителям о достижениях детей.
- Анкетирование родителей.
Дополнительное образование
Цель: реализация воспитательных задач во внеурочное время.
- Клуб «Альтаир» - кружок «Народоведение».
- Клуб «радуга» - кружок «Основы духовной культуры».
- Городская библиотека.
- Посещение театров, музеев.
- Библиотечные часы.
Кадровое обеспечение
- Классный руководитель (праздники, игры, классные часы, беседы, экскурсии).
2. Учителя – предметники (литературный час, час истории, поэтический час).
3. Социальный педагог (рейды, проверки, беседы).
4. Школьный библиотекарь (библиотечные часы).
5. Библиотекари городской библиотеки (беседы, экскурсии).
6. Руководители кружков (беседы, игры, конкурсы).
Предполагаемые результаты по реализации программы
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в произведениях литературы и искусства;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях чтения, слушания общество ведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использо вания историко-литературных источников, художественного на следия для приобретения обобщенных представлений и перво начальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, закон, религия, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первона чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России; Родина, столица, государство, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме рах);
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории матери альной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, круп ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на ходить на исторической и современной картах России места ис торических событий; приводить примеры исторических и куль турных памятников страны.
Литература
- Шкробова М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
- «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
- Хрестоматия «Твоя Россия».
- Е. И. Дершина. Воспитываем любовь к малой родине. «Начальная школа» №5, 2004 г.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. Москва, Просвещение, 2000 г.
6. Курашкина Р. А. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России».
«Классный руководитель» №3, 2006.
План работы классного коллектива
по реализации программы «Я – гражданин России»
на 2011-2012 учебный год
Задачи:
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
- приобщение к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
- приобщение к культуре своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях;
- формирование общечеловеческих норм морали;
- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитание трудолюбия, развитие потребности в творческом труде.
Сентябрь | Октябрь | |
Я и я | День здоровья Рейд «Опрятная внешность» | Урок здоровья «Курить – здоровью вредить» |
Я и моя семья | «Мои родные» (выставка рисунков ко Дню пожилого человека) | Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Я и культура | Экологический праздник «Осенины» | КВН по произведениям А. С. Пушкина |
Я и школа | Классный час «Путешествие в страну Справедливую» | Участие в декаднике по русскому языку |
Я и мое Отечество | Игры по правилам ДД с инспектором ДД | Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу» |
Я и планета | «Дары осени» (выставка поделок) | Экскурсия в природу «Золотая осень» |
Ноябрь | Декабрь | |
Я и я | Участие в акции «Пятерка для мамы» | Беседа «Правила ухода за зубами» |
Я и моя семья | Конкурс рисунков «Моя мама» Участие в декаднике матери | Беседа «Праздник вежливых наук» |
Я и культура | Кл. час «Мы пришли во владения природы…» | Праздник Новогодней елки |
Я и школа | Конкурс сочинений «Моя единственная и родная» | Конкурс знатоков математики |
Я и мое Отечество | Исторический час «Праздник единства народов России» | Конкурс рисунков и стихов о зиме |
Я и планета | Участие в акциях «Кормушка», «Зернышко» | Экскурсия в зимний парк |
Январь | Февраль | Март | |
Я и я | Конкурс рисунков «Как я провел каникулы»
| Диспут «Как помириться после ссоры» | Личная гигиена школьника. Правила ухода за кожей |
Я и моя семья | Профилактика простудных заболеваний | Кл. час «Плох обед, когда хлеба нет» | Праздник ко Дню 8 марта |
Я и культура | Участие в народном празднике «Рождество Христово» | Знакомство с русскими народными играми. Разучивание. | Праздник книги «Великое чудо» |
Я и школа | Конкурс рисунков «Моя школа» | Знакомство с известными выпускниками | Конкурс сочинений «Кем бы я хотел стать» |
Я и мое Отечество | Игра-беседа «Интересные страницы о великих людях российской армии» | Беседа «Наша Армия отважна и сильна» | «День птиц» - выставка рисунков, викторина |
Я и планета | Экологический праздник «Синичкин день» | Урок-путешествие по городам-героям | Подвижные игры на развитие психических процессов |
Апрель | Май | |
Я и я | Беседа «Как научиться разговаривать с людьми» | День доброго общения |
Я и моя семья | Урок здоровья «Закаливание – дорога к здоровью» | «Как научиться преодолевать трудности» (семейные отношения) |
Я и культура | Участие в народных праздниках «Пасха», «Масленица» | Литературный час «творчество А. Л. Барто» |
Я и школа | Конкурс сочинений «Моя учительница» | Беседа о правилах поведения в школе |
Я и мое Отечество | Познавательный час»Красная книга Пермского края» | Патриотический час «Поклон тебе, солдат!» |
Я и планета | Конкурс стихов «Природа в поэзии» | Классный час « Встреча с доктором Аптекой» ( о лекарственных растениях) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: Систему базовых национальных ценностей...
программа развития классного коллектива
В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...
Программа развития классного коллектива
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива....
Программа развития классного коллектива
Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...
Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"
Программаразвития классного коллектива...