Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"
методическая разработка по теме

 Дёмина Евгения Витальевна

Программа

развития классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vp_vektor.docx990.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №2»

Шелаболихинского района Алтайского края

Программа

развития классного коллектива

   

                                                   

Автор-составитель

                                                       учитель начальных классов

                                            Дёмина Евгения Витальевна

2011 год

Содержание (основные направления) программы 

«Здоровый образ жизни»

Правило: лучше знать и уметь меньше, но хорошо,                                                                                                                          чем иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанными с совершенствованием здоровья.

Формы деятельности

  1. Игра «Путь к здоровому сердцу»;
  2. Практикум «Важное дело», «Если мама заболела», «Компьютер и здоровье»;
  3. Беседа «Серьёзный разговор», «Здоровье в твоих руках», «В царстве сна»;
  4. Уроки практической гигиены;
  5. Прогулки, игры на свежем воздухе «Играем круглый год на воздухе», экскурсии, походы;
  6. Подвижные перемены;
  7. Дни Здоровья;
  8. Конкурсы, викторины, КВНы «Моя безопасность»;
  9. Игры-путешествия, игры-соревнования «Будь самостоятельным, осторожным и внимательным»;
  10. Праздники, утренники «Солнце, воздух и вода»;
  11. Спортивные мероприятия в классе и в школе «Весёлые старты»;
  12. Выставки плакатов, рисунков, выпуск стенгазет, агитационных листовок о здоровом образе жизни;
  13. Конкурс чтецов «Гимн спорту!»;
  14. Родительские собрания с участием медработников.

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

  1. Культуру здорового образа жизни (здоровье как личностная и общечеловеческая ценность);
  2. Факторы риска (переедание, малая подвижность и др.), рациональное питание, функции основных органов и систем организма;
  3. Правила выполнения основных закаливающих процедур;
  4. Знать, что физическая культура обеспечивает полноценный обмен веществ в организме и предупреждает возможность болезни, что физические упражнения - это путь к здоровью, работоспособности и долголетию

Ученик должен уметь:

  1. Заботиться о своём здоровье, здоровье окружающих людей;
  2. Соблюдать режим сна и бодрствования;
  3. Рассказать о вреде алкоголя и курения для здоровья;
  4. Под контролем взрослых выполнять основные закаливающие процедуры (контрастный душ, обтирание, обливание холодной водой);
  5. Организовать подвижную перемену, подобрать упражнения,
  6. Выполнять простейшие элементы спортивных игр.

«Школа человечности»

Правило: освоение нравственных ценностей играет важнейшую роль в духовном становлении ребёнка, так как духовность – это способность личности обнаруживать за предметом его социальное значение.

Формы деятельности

  1. Тематические классные часы  «Быть уверенным, но не самоуверенным», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Словом можно убить, словом можно спасти!»;
  2. Практикумы «Вмиг по речи их узнали…», «Забота о детях»,  «Разные мысли обо мне», «Смотреть на мир глазами другого», «Слезами горю не поможешь», «Сотрудничество лучше конфликта»;
  3. Беседа «Она мне нравится», «У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть!», «Цветок счастья», «Листаем страницы Декларации прав ребёнка», «О правилах дружбы»;
  4. Игра-путешествие в город Невежд;
  5. КТД «Домашние волшебники»;
  6. Тематическое рисование «Я особенный!»;
  7.  Викторины, конкурсы «Что такое – ДОБРОТА?»
  8. Занятия – тренинги «Слушать и слышать», «Стоп! Подумай! Действуй!», «Учимся прощать»;

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

  1. Грамотность речи (знание норм произношения, построения предложений);
  2. Речь как показатель нравственно-этической культуры;
  3. Честь и достоинство семьи, родословные связи;
  4. Красивый – некрасивый поступок;
  5. Понятия: свобода, неприкосновенность, достоинство, закон, Декларация, гражданин, правонарушение, гуманное отношение, миролюбие, сострадание, справедливость;
  6. Индивидуальность, неповторимость внутреннего мира каждого человека, необходимость адекватной оценки самого себя;
  7. Качества хорошего слушателя, правила дружбы, честной игры;
  8. Значение способности «смотреть на мир глазами другого»;
  9. Способы улучшения плохого настроения, способы саморегуляции в критических состояниях;
  10. Значение положительного настроя для достижения удачи.

Ученик должен уметь:

  1. Поддерживать беседу, выступать с сообщением, правильно, точно передавать свои мысли;
  2. Оказывать поддержку близким, быть внимательным к своим родным, проявлять милосердие, заботу, любовь;
  3. Замечать красоту поступков одноклассников, прийти на помощь другу;
  4. Соблюдать правила этикета;
  5. Отстаивать свои права и не нарушать права других людей;
  6. Выделять достоинства и недостатки, присущие личности;
  7. Внимательно слушать собеседника, оказывать другому эмоциональную поддержку;
  8. Договариваться и сотрудничать;
  9. Давать себе установку на успех.

«Радость познания»

Правило: познавательная деятельность помогает раскрыть перед ребёнком реальный мир и формирует ценностное отношение к знаниям, книге, процессу познания.

Формы деятельности

  1. Игра – путешествие «Читай город!»;
  2. Книжные ярмарки, тематические выставки книг;
  3. Практикум «Путешествие по домашним библиотекам»;
  4. Предметные недели;
  5. Интеллектуальные игры «Загадайка-угадайка!»,  «Умники и умницы»;
  6. Дистанционные интеллектуальные марафоны, игры, конкурсы;
  7. Занятия в интеллектуальных школьных объединениях «Интерактивочка», «Первые шаги в науку», «Игровая экология», «Занимательная география», «Художественное слово»;
  8. Месячник творческих проектов;

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

  1. Благоприятные условия для самоуправляемого учения, гигиену умственного труда;
  2. Энциклопедии: «Почемучка», «Я познаю мир», атлас «От Земли до Неба»;
  3. Историю книги, книгопечатания; литературные жанры;
  4. Сказки, жанры сказки (бытовые, о животных, волшебные);
  5. Что такое самоконтроль, самостоятельность, самодисциплина.

Ученик должен уметь:

  1. Ориентироваться в мире книг;
  2. Работать с научно-познавательной литературой;
  3. Обмениваться информацией, впечатлениями о прочитанных книгах;
  4. Использовать  справочную литературу для поиска недостающей информации;
  5. Формулировать вопросы, делиться знаниями с другими;
  6. Делать сообщение познавательного характера;
  7. Организовывать познавательную игру.

«Труд

на радость себе и людям»

Правило:  именно в трудовой деятельности ребёнок, активно взаимодействуя с миром, преобразовывая его объекты, развивает себя, свои духовные и физические силы.

Формы деятельности

  1. Беседа «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны»;
  2. КТД «Праздничные сюрпризы», «Новинки из корзинки», «Мастерская самодельной игрушки», «Чудеса своими руками»;
  3. Самоуправление в классе «Мы хозяева!»;
  4. Реализация проектов «Чистый берег», «Начни с дома своего», «Посади деревце»;
  5. Занятия в школьном объединении «Оч. умелые ручки»;

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

  1. Профессии людей;
  2. Понятия: ответственность, забота, заботливость, сотрудничество;
  3. Домашние и классные поручения, обязанности (их содержание, последовательность выполнения);
  4. Различные инструменты для работы, разнообразие материалов;
  5. Народное творчество.

Ученик должен уметь:

  1. Сотрудничать (трудиться сообща, договариваться);
  2. Ставить цель, планировать и оценивать свою работу;
  3. Выполнять  посильную работу (сажать семена, копать, убирать урожай, делать птичьи домики);
  4. Работать не торопясь, без суетливости;
  5. Регулярно выполнять свои домашние и классные обязанности;
  6. Работать с различными материалами (тканью, бумагой, соломкой, деревом, проволокой и др.), экономно их расходовать;
  7. Доводить начатое дело до конца;
  8. Творчески относиться к изготовлению изделия;
  9. Радоваться и радовать других.

«Природа наш дом»

Правило: только экологически воспитанный человек способен замечать и создавать красоту в природе, бережно относится  к ней, предвидеть последствия своего поведения.

        

Формы деятельности

  1. Акции, операции «Чистый берег», «Наш школьный дворик», «Поможем зимующим птицам», «Осенние хлопоты», Птичья столовая», «Птичье новоселье»;
  2. Исследовательская работа «Муравьишкин дом», «Капелька», «Следопыт», «Кто и что нас окружает?», «Предсказание погоды»;
  3. Экомарафон;
  4. Игра «Учимся наблюдать, замечать»;
  5. Конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы «Юный эколог»;
  6. Игра – путешествие «По родному краю»;
  7. Практикум «Золотое правило экологии»
  8. Занятия в школьном объединении «Игровая экология»

Ожидаемый результат

Ученик должен знать:

  1. Универсальную ценность природы;
  2. Нормы и правила экологически обоснованного природопользования;
  3. Экологические потребности растений и животных, особенности ухода за ними;
  4. Виды взаимосвязей в природе;
  5. Разнообразие природных объектов, их значение;
  6. Экологические проблемы ближайшего природного окружения, пути их решения.

Ученик должен уметь:

  1. Устанавливать связи между бережным отношением к воде, теплу, энергии вещам и охраной природных ресурсов;
  2. Определять необходимость того или иного  вида ухода за растениями и животными в пользу их экологического благополучия;
  3. Замечать и создавать красоту в природе;
  4. Устанавливать взаимосвязи в природе;
  5. Осуществлять элементарные исследовательские  операции экологического состояния природных объектов;
  6. Оценивать результаты взаимодействия людей с природным окружением.

«Экономическая азбука»

Правило: экономические знания – позволяют спокойно относиться к мысли, что люди сами отвечают за свою жизнь, сами должны зарабатывать на неё и не должны ни на кого, кроме себя самих, надеяться.

Формы деятельности

  1. Игра «Экономика вокруг нас»;
  2. Классный час «Зачем нужны деньги», «За покупками», «Для чего реклама?»;
  3. Экономическая эстафета;
  4. Практикум «Монетный двор», «Откуда деньги к нам приходят»;
  5. Викторина «К портрету делового человека»;

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

  1. Качество продукции;
  2. Понятия – конкуренция, стоимость, цена, реклама, товар, деньги, прибыль, ярмарка, финансы;
  3. Деньги (наличные, безналичные);
  4. Функции денег.

Ученик должен уметь:

  1. Устанавливать взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами (высокий уровень экономики – безотходное производство);
  2. Использовать деньги при покупке товаров, оплате услуг;
  3. Управлять желаниями, считаться с окружающими;
  4. Объяснять смысл простейших экономических понятий;
  5. Обосновывать взаимосвязь экономических явлений на конкретном примере;
  6. Участвовать в дискуссии.

 

«В гармонии с

природой и искусством»

Правило: становление индивидуальности невозможно без приобщения учащихся к эстетической культуре общества, к миру прекрасного.

Формы деятельности

  1. Путешествие – наблюдение «Зоренька-зарница»;
  2. Экскурсия «Грозы внезапное блистанье»;
  3. Игра «Архитекторы зелёного строительства»;
  4. КТД «Чудесный остров», «Удивительная ваза»;
  5. Практикум «Макияж для кофейной», «Конь-огонь», «Слушаем и танцуем»;
  6. Музыкальный час (знакомство с великими композиторами), балет – сказка «Лебединое озеро»;
  7. Игра-путешествие «Представление без слов»;
  8. Проект «Театр теней»;
  9. Тематическая неделя «Театр и мы»;

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

  1. Живописность, поэтичность, музыкальность природы;
  2. Радость познания тайн природы;
  3. Красота быта, бережное отношение к вещам, предметам;
  4. Связь человека с миром искусства;
  5. Памятники культуры и искусства, их создатели – Великие Мастера;
  6. Выразительные средства передачи художественного образа( пластика, движение, речь);
  7. Понятия: мастер, мастерица, язык искусства, украшение.

Ученик должен уметь:

  1. Выявлять эстетическую ценность объектов и явлений природы;
  2. Эмоционально откликаться на «встречу» с красотой природы;
  3. Ощущать единство, гармонию с окружающим миром;
  4. Создавать красивые вещи, предметы быта своими руками, украшать свой быт;
  5. Замечать своеобразие отображения окружающего мира в различных видах искусства (театр, музыка, изобразительное искусство, литература);
  6. Владеть доступными приёмами воплощения художественного образа  в конкретной творческой деятельности;
  7. Передавать средствами искусства свой внутренний мир;
  8. Оценивать содержание пьесы, способы выразительной передачи художественного образа.

Работа с родителями

Правило: только взрослые могут вселить детям надежду на положительный результат в любом деле, научить анализировать реальность, принимать решение, уважать и сочувствовать, справляться со своим горем и страхами, развивать силу воли, сильный характер.

Задача семьи и школы состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка качества  благородного человека. Важно убедить родителей в том, что без их помощи работа по воспитанию детей будет не столь эффективной. В связи с этим, моделируя воспитательный процесс следует выполнять следующие рекомендации:

  1. Сосредоточиться на следующих вопросах: «Что делать?», «Как лучше сделать?», «Для чего?», «Будет ли эта работа полезной?»;
  2. С целью повышения педагогической культуры родителей каждую встречу начинайте с интересного рассказа, лекции («Берегите здоровье детей», «Как помочь ребёнку преодолеть страхи?», «Ребёнок и деньги»;
  3. Совершенствовать содержание, форму проведения родительского собрания (тренинги, круглые столы, беседы, конференции, дискуссии);
  4. Организуйте работу по определённым направлениям (рубрикам), которые зафиксированы в «Уголке для родителей»:
  1. «Для Вас, родители» - план работы с детьми на месяц, где отмечено участие родителей;
  2. «Прочитайте!» - выставляется книга  по теме того или иного  блока занятий;
  3. «Служба помощи» - кто консультирует в день родительского собрания;
  4. «Возьмите напрокат» - видео- и аудио записи, альбомы, диски;
  5. «Картотека добрых дел» - опыт полезных, добрых дел каждой семьи;
  6. «Полюбуйтесь чудом» - рисунки, поделки; гроздь рябины и др., то чем любуются дети;
  7.  «Календарь заданий» - задание семье.

Доверительные, тёплые уважительные, конструктивные отношения между классным руководителем и родителями, между детьми и взрослыми постепенно будут укреплять ваше содружество, которое создаётся прежде всего ради  ребёнка. Такое содружество – это прекрасная школа, которая учит детей следовать социальным нормам и правилам, объяснит им, что допускается проявление любых чувств, но не любого поведения.

Именно родители должны учить детей следующим жизненным мудростям:

  1. проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, прими решение, не позволяй себя подгонять;
  2. взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
  3. не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
  4. не обижай других людей;
  5. не нападай на других, когда тебе плохо.

Формы работы с родителями

  1. Лекции «Что значит питаться правильно?», «Дети и компьютер», «Воспитание без насилия», «Воспитание у детей трудолюбия», «Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста»;
  2. Беседы «Природа и здоровье», «В семье - сын (дочь)», «Традиции в семье», «О роли книги домашней библиотеке в воспитании читательской самостоятельности», «Как рассказать о своём труде, о своей профессии», «Исследование природы – радость открытий»;
  3. Тренинги «Говорить правильно и красиво», «Учите детей управлять собой», «Детские вопросы и взрослые ответы», «Семейный праздник»

Важно не забывать, что младший школьный возраст особенно благоприятен для позитивного общения, воспитания. Дети много хотят знать, тянутся к взрослым, верят им, уважают и ценят. Нужны лишь дружба, уважение, забота со стороны учителя, любовь родителей, чтобы повести их по светлой и прямой дороге знаний.

Суть воспитательной программы

 «Вектор»

Сегодня все понимают, что изменить мир, общество, человека – это значит реформировать воспитание, главными задачами которого являются развитие информированности, творчества, способности личности, совершенствование её индивидуальной жизни.

Основой решения глобальных целей, задач воспитания должна стать система школьно-семейного воспитания.

Воспитательная система класса базируется на комплексе:

  1. воспитательных целей,
  2. содружестве людей,
  3. их деятельности, направленной на достижение этих целей;
  4. отношений, возникающих между участниками деятельности;
  5. той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач (образовательное пространство).

Эффективная воспитательная система имеет свою модель. Модель «Вектор» представляет собой социально-технологический вариант, в котором на основе заданного содержания смоделирована методика осуществления педагогической деятельности.

Цель программы «Вектор»

Создание условий  для  формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически  здоровой  личности, способной  на созидательный  труд и сознательный  выбор жизненной  позиции, на самостоятельную  выработку идей  на уровне достижений  культуры, умеющую ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Для  реализации этой цели  предстоит  решать следующие  задачи:

  1. Создать условия, благоприятные для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся  школы, формировать культуру здорового образа жизни.
  1. Способствовать формированию нравственно-эстетической культуры младших школьников, формированию высоких  нравственных  качеств  личности: милосердия, доброты, порядочности  и др.
  2. Формировать  устойчивый интерес  к знаниям, способности к самообразованию.
  3. Совершенствовать систему трудового воспитания  школьников, с ориентацией  на новые  социально – экономические  условия.
  4. Воспитание гражданина своего Отечества и  края на традициях русского народа в контексте с его духовной культурой.
  5. Формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду.

Что составляет основу программы «Вектор»?

           В основу воспитательной программы «Вектор» заложен принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, способствующий решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией (воспитание  через  организацию  интересной  для  ребёнка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой).

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

 Принцип целостности в воспитании.

Необходимо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного. Забота о здоровье воспитанника, физическом и духовном, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.

Принцип  личностно-ориентированного подхода.

           Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно – познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.

Принцип  природосообразности.

         Обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

Принцип  здоровьесбережения.

         Важно  воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни - это норма.  

Принцип воспитания творческой личности.

         Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо раскрыть. Поэтому исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребёнка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип сотрудничества.

 Воспитательная система строится на отношениях партнёрства, уважения и доверия.

Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. 

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Создаётся обстановка, при которой каждый ребёнок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через своё участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

Программа развития классного коллектива

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...