Программа развития классного коллектива
рабочая программа по теме

 

    В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет:

  • Систему базовых национальных ценностей.
  • Современный национальный воспитательный идеал.
  • Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  • Цельи задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

   Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,  здоровье, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya__klassnogo_kollektiva.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития  классного коллектива

I.    АКТУАЛЬНОСТЬ

      Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров  нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

       В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

 Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

      Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Уже в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет:

  1. Систему базовых национальных ценностей.
  2. Современный национальный воспитательный идеал.
  3. Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  4. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,  здоровье, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. 

Прежде, чем  организовать целостное влияние на развитие детей и выявить приоритеты интересов и потребностей учащихся, творческих способностей и склонностей каждого ребёнка,   необходимо ученикам дать  возможность  погрузиться   в каждую из этих сфер.

В ходе работы по данной программе учащиеся осваивают различные виды деятельности, обеспечивающие реализацию их творческих способностей и предусматривающие различные уровни развития их способностей в соответствии с возможностями.  Ключевым решением реализации данной программы является принцип ступенчатой доминанты: для каждой возрастной категории учащихся выбирается своя доминанта. Педагог в определённом возрастном периоде жизни школьников больше акцентирует внимание на одном из направлений программы.  

 Реализация программы  рассчитана на 3 года.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретико-методологическую основу воспитательной системы класса составляют:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  1. Педагогическая и научно-методическая литература.
  2. Понятия и принципы системно-деятельностного, личностно-ориентированного  и компетентностного подходов.
  3. Научные положения о сущности и развитии воспитательной системы школы.
  4. Программа развития воспитания в образовательной системе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Усть-Илимска на период 2007-2013 г.

Цель  программы:

Создание условий  духовно-нравственного развития и воспитания через формирование у обучающихся  личностной,  семейной,  социальной культуры.

Общие задачи:  

  1. Создать на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
  2. Организовывать эмоционально-насыщенную деятельность,  носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания.
  3. Развивать активность и инициативность, организаторские навыки  учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.
  4. Содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.
  5. Помочь ученикам сформировать привычку фиксировать  новые успехи в своей личной и школьной жизни.
  6. Способствовать превращению воспитательной системы в непрерывный инновационный процесс.

Основной результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий

Современный национальный воспитательный идеал:

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Нравственный пример педагога

Социально-педагогическое партнёрство

Индивидуально-личностное развитие

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания

Социальная востребованность воспитания

Направления в работе:

  1. Интеллектуальное
  2. Спортивно-оздоровительное  
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Экологическое
  5. Экономическое
  6. Художественно-эстетическое
  7. Социально-значимое
  8. Трудовое
  9. Духовно-нравственного развития

Данные направления осуществляются через:

  1. Индивидуальную работу с детьми
  2. Работу с коллективом
  3. Работу с семьёй
  4. Работу с «трудными» детьми
  5. Работу с органами классного самоуправления (со 2 класса)

  1. Воспитание опирается на виды деятельности:
  2. Познавательная
  3. Игровая
  4. Спортивно-оздоровительная деятельность;
  5. Творческая
  6. Коммуникативная
  7. Досуговая
  8. Общественно-организаторская
  9. Трудовая
  10. Проектная
  11. Проблемно-ценностное общение

Подходы к воспитанию:

  1. Системный
  2. Деятельностный (основоположники - Леонтьев А.Н. и Щедровицкий Г.П.)
  3. Личностно-ориентированный (основоположник – Дж. Дьюи)
  1. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребёнка.
  2. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной   деятельности с учебным процессом (класс необходимо рассматривать как компонент общешкольной воспитательной системы, как отдельную целостную систему воспитания учащихся).
  3. Деятельностный подход (дело за делом, событие за событием, каждый находит дело по душе и вносит посильный вклад в коллективное  жизнетворчество).
  4. Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки класса, школы, активно участвовать в городских, областных мероприятиях.
  5. Важной частью системы воспитательной работы является формирование классных и укрепление школьных традиций.
  6. Ученическое самоуправление (со 2 класса) должно обеспечивать формирование активной жизненной позиции учащегося, приучать его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
  7. Личностно-ориентированный подход (поддержка процессов самоопределения, самореализации)

Педагогические теории:

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

•  педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)

•  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

•  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

•  личностно-ориентированная педагогика

•  игровые технологии  

Принципы построения воспитательной работы:

Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

 Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

 Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

 Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

 Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Задачи воспитательной деятельности классного руководителя:

1.     Сплочение классного коллектива на основе развития ученического самоуправления.

2.     Глубокое изучение (в том числе с применением методов диагностики) индивидуальных особенностей учащихся, родителей,  межличностных отношений.

3.  Организация коллективных творческих дел.

4.     Стимулирование позитивного поведения учащихся, их ориентация на здоровый образ жизни.

 5.     Создание условий для творческой самореализации каждого ученика.

6.     Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в организации досуга, в их повседневной жизнедеятельности.

7.     Организация и коррекция взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

 

Ценностные ориентиры начального образования

1. формирование основ гражданской идентичности личности на основе

-  формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.      

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Типовые задачи и критерии оценки действия нравственно-этического оценивания

Действие нравственно-этического оценивания

Основные критерии оценивания

Задачи для начальной школы

1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме

Ориентировка на моральную норму

(справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)

После уроков

(норма взаимопомощи)

2. Дифференциация  конвенциональных и моральных норм

Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными

Опросник Е.Кургановой

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

«Булочка»

(модификация задачи Ж.Пиаже)

(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации            

4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения

Все задания

5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровень развития моральных суждений

Все задания

Критерии отслеживания результативности и предполагаемые показатели их эффективности:

  1. Уровень воспитанности – 4,5-4,7 бала;
  2. Уровень межличностных отношений - 4,5-4,7 бала;
  3. Уровень развития классного коллектива - «Алый парус» - «Горящий факел»;
  4. Уровень развития самоуправления: самостоятельность – 50-70%; активность – 70-90%
  5. Уровень социальной активности - высокий;
  6. Уровень нравственной воспитанности -  высокий;
  7. Диагностки «Общительность», «Социометрия»;
  8. Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – на высоком уровне

Сформированность ключевых компетенций

Критерии

Параметры

Показатели

Методы методики

Сформированность познавательного потенциала личности

Познавательная активность

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

 4,3-3,7

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 1.

Изучение учебных интересов шк-ков

Гражданская позиция

- социальная активность;

-следование Закону.

уважение государственных символов и власти;

- бережное отношение к истории и культуре своего народа;

- равенство полов и людей разных национальностей;

- доминирование мотивов общественного долга.

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

 

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 5..

Уровень социальной активности

Приоритетные жизненные ценности

Сформированность нравственного потенциала личности

Человечность:

- доброта и сострадание к семье, близким, друзьям, щедрость к слабым, больным, нуждающимися;

- стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем без применения насилия.

оптимальный –

 5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

 

Методика Н.П. Капустина «Система ценностных ориентаций» раздел 3.

Мировоззрение:

-понимание целостности и единства развития человека, природы и общества;

- осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности;

- понимание духовно-нравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания;

- готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром;

- готовность к личностному   самоопределению.

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

 

Методика Н.П. Капустина «Система ценностных ориентаций» раздел 2.

Ответственность:

- долг перед родителями и старшими;

- долг по отношению к обществу и Родине;

- долг по отношению к себе.

оптимальный –

 5.0 - 4,4

достаточный –

4.3-3,7

 Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности»

Сформированность отношений личности к труду:

- старательность и добросовестность;

- самостоятельность;

- внимательность;

- бережливость;

- привычка к самообслуживанию.

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 3.

Сформированность отношений личности к природе:

- бережное отношение к земле, к растениям, к животным;

- сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде.

оптимальный –

5,0 - 4,4

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 4.

Сформированность эстетического потенциала личности

Развитость чувства прекрасного (и других эстетических чувств):

- культурные привычки в жизни;

- внесение эстетики в жизнедеятельность;

- умение находить прекрасное в жизни.

оптимальный – 5,0 - 4,4

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 5.

Сформированность физического потенциала личности

Отношение к своему здоровью как к ценности:

- Сформированность навыков здорового образа жизни;

- умение управлять собой, своим поведением;

- соблюдение правил личной гигиены;

- забота о здоровье;

- полезные привычки.

оптимальный –

 5,0 - 4,4

 

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 6.

Сформированность  классного коллектива

Критерии

Параметры

Показатели

Методы методики

Уровень состояния межличностных отношений в классном коллективе

Благоприятные отношения  в классном коллективе

Простроены отношения с классным руководителем и педагогами – предметниками

Отношение к школе, в которой учишься.

Высокий - 5.0 - 4,4

Высокий - 5.0 - 4,4

Высокий - 5.0 - 4,4

Методика Н.П. Капустина «Анкета для оценки состояния межличностных отношений в классном коллективе», разделы 3,5

 Разделы  - 4,6, 7

Социальная активность класса

Участие в мероприятиях на уровне школы, города, области,  России.

Участие родителей в делах класса, школы, посещение общешкольных родительских собраний.

Занятость учащихся

Работа органов самоуправления

Проектная деятельность

Высокий – 100% – 75%

 

Высокий – 100% – 75%

 

Высокий – 100% – 75%

Высокий – сами организуют КТД, все дети активны

Высокий – реализация проекта и активное участие детей (от 100 до 75% детей)

Количественный показатель участия

Качество обученности:

 ЗУНы (% успеваемости, % качества);

 Мотивация

Высокий – Любит учиться. Проявляет познавательную активность, стремление узнавать новое. Организован, систематически готовится к урокам, помогает отстающим.

Средний – Любит учиться, но учебные интересы неустойчивы, не умеет организовать свои учебный труд, заинтересован в личных успехах

Метод наблюдения достижений учащихся

Соблюдение законов

Правонарушения

Преступления

Опоздания на урок

Пропуски уроков без уважительной причины

Курение на территории школы

Культура поведения

Высокий – отсутствие

Количественный показатель, через административный контроль

Развитие групп  классного коллектива

«горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк», «мягкая глина», «песчаные россыпи»

Высокий - «горящий факел», «алый парус»

 

 Методика А.Н. Лутошкина

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах,

     об устройстве общества,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

     Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Схема классного самоуправления:

Классное самоуправление

Собрание класса

Совет Актива класса

(командиры  инициативных групп)

Инициативные группы

Актив класса избирается каждый год  открытым голосованием. Проработавший актив проводит отчетное собрание

2 класс: «Мир внутри и вокруг меня»

Направления в работе:

  1. Основное направление  - духовно-нравственное
  2. Интеллектуальное
  3. Спортивно-оздоровительное  
  4. Экологическое
  5. Художественно-эстетическое
  6. Социально-значимое
  7. Трудовое

Данные направления осуществляются через:

  1. Работа с семьёй
  2. Работа с «трудными» детьми
  3. Система классных часов
  4. Проектная деятельность
  5. Исследовательская работа «Моя родословная»  

Цель:  развитие духовно-нравственной сферы учащихся начальных классов через расширение представлений детей о переживаниях, накопление опыта владения своими чувствами и   понимания  чувств другого, формирование  определённых  качеств личности  (внимательность к другим людям, доброта, дружелюбие, товарищество, симпатия и др.) и умения использовать различные приёмы управления чувствами: физический, словесный и творческий.

Задачи:

  1. Диагностика исходного состояния классного коллектива: уровень межличностных отношений, развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников, нравственной воспитанности.
  2.  Изучение теоретических и методологических основ  развития чувств через знакомство с научно-методической литературой  по теме «Эмоции и чувства».
  3. Разработка и внедрение системы классных часов, направленных на развитие чувств учащихся  в воспитательный процесс 2 класса.
  4. Организация взаимодействия с педагогом – психологом.
  5.  Проведение мониторинговых исследований.
  6. Защита и описание результатов проекта, представление результатов в виде методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий)

Гипотеза:

Если использовать в воспитательном процессе систему классных часов, направленных на духовное  развитие ребёнка, то у учащихся начальных классов расширятся  представления о переживаниях,  произойдет  накопление опыта владения своими чувствами и   понимания  чувств другого человека,  сформируются положительные   качества  личности и  разовьются  умения использовать различные приёмы управления чувствами: физический, словесный и творческий.

Диагностический инструментарий:

  1. Тест «Исследование личностных особенностей младших школьников» Р. Б. Кеттела, Р. Б. Коана.
  2. Диагностика межличностных отношений  Н. П. Капустина.
  3. Диагностика нравственной воспитанности А. И. Шемшурина.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы ребёнка
  2. Улучшение  межличностных отношений
  1.  Повышение уровня сформированности нравственной воспитанности.

Ожидаемый результат:

  1. Усвоение  основных психологических  понятий: переживание, мимика, жесты, физические, словесные, творческие приемы овладения чувствами;
  2. Умение распознавать изучаемое чувство на образном и вербальном материале и изображать изучаемое чувство с помощью невербальных средств.
  3. Умение использовать различные приёмы управления чувствами (физический, словесный и творческий) и применение  их в своих поступках и действиях.
  4. Умение дать оценку обсуждаемым  ситуациям и поступкам  и осуществлять их перенос на собственный опыт.

Этапы проекта

Этап

Сроки

Деятельность

I. Подготовительный

.

  1. Диагностика исходного состояния классного коллектива: уровень межличностных отношений, личностных особенностей младших школьников, нравственной воспитанности.
  2.  Изучение теоретических и методологических основ  развития чувств через знакомство с научно-методической литературой  по теме «Эмоции и чувства».

II. Практический этап

2010 – 2011 гг.

2 класс

  1. Разработка и внедрение системы классных часов, направленных на развитие чувств учащихся  в воспитательный процесс 2 класса.

 Темы классных часов:

  1. Мое настроение.
  2. Что меня радует?
  3. Что меня удивляет?
  4. Чего я боюсь? Мои страхи.
  5. Когда я злюсь.
  6. Когда мне стыдно.
  7. Чем я восхищаюсь?
  8. Когда я волнуюсь.
  9. Чем я интересуюсь.
  10. Когда я горюю.
  11. Что я люблю.
  12. Я сопереживаю.

III. Обобщающий

апрель

2011 г

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2.  Социальное проектирование «Мир внутри и вокруг меня»

Название проекта: «Мир внутри и вокруг меня»

  1. Цель проекта: формирование дружественных отношений в классе.

.

Задачи проекта:

  1. Осознать себя, оценить свои личностные качества «Какой Я?», понять свои желания и возможности, создать свой портрет;
  2. Сравнить кто Я в своих глазах, и каким меня видят одноклассники;
  3. Осознать себя в системе отношений с окружающим миром, родственных отношений, созданию портрета своего друга, пониманию того, что другой человек обладает похожими характеристиками.

Гипотеза: Если мы  узнаем себя и поймем, какими нас видят окружающие, то это поможет нам лучше осознать, что другие люди обладают похожими характеристиками, поэтому необходимо терпимо относится к своим одноклассникам и стремится избавиться от таких качеств, которые мешают нам мирно общаться в классе.

Конечный продукт: семейный альбом.

Разработка плана действий:

  1. Социальная проба. Заполнение анкеты «Кто Я?»   (1-7 ноября)
  2. Работа в группе. «Какой Я в своих глазах, и каким меня видят одноклассники».  (9-10 ноября)
  3. Работа в группе. Что я знаю об окружающем мире. Выставка рисунков.
  4.  Создание своей родословной. Моя семья.
  5. Работа в группе. Мои друзья. Выставка рисунков.
  6. Презентация семейного альбома «Мир внутри и вокруг меня».

Алгоритм проведения классных часов «Развитие чувств ребенка»

Этап

Задача

1.Узнавание изучаемого переживания на картинке, схеме, рисунке.

Формирование умения распознавать изучаемое чувство на образном и вербальном материале.

2.Расширение словарного запаса за счет работы над осознанием переживаний, выделения полярных чувств, подбора антонимов и синонимов.

Расширение словарного запаса за счет подбора антонимов и синонимов к слову, обозначающему изучаемое чувство.

3.Изображение изучаемого переживания с помощью невербальных средств.

Учить изображать чувство с помощью невербальных средств.

4.Осознание переживания за счет разбора ситуаций, в которых оно проявляется.    

Формирование понимания многозначности проявления чувства.

5.Обсуждение приемов владения чувствами.

Формирование умения использовать различные приемы управления чувствами: физический, словесный, творческий.

Методы овладения чувствами (по аналогии Э. Крейри)

Название

Приёмы психологической разрядки

Примеры

Физический

Использование действий, движений, за счет которых происходит разрядка напряжения, возникшего в силу накопления отрицательных эмоций

Подвижные игры, надувание злостью шарик, танец, , построение укрытия и др.

Словесный

Вербальное обращение к окружающим с целью пережить свои эмоции

Разговор со своей кошкой, любимой игрушкой, собой перед зеркалом и др.

Творческий

Использование воображения, включение ребенка в креативный процесс

Составление рассказа, сочинение песни,  стихотворения, создание рисунка, лепка, инсценирование.

Используемые методы:

  1. Наблюдения за внешними проявлениями чувств (иллюстрации с изображениями различных переживаний)
  2. Изучение и анализ продуктов деятельности (сочинения детей, стихотворения, рисунки и др.)
  3. Анализ конкретных ситуаций
  4. Игровое моделирование

3 класс: «Юный гражданин» 

Цель: формирование чувства патриотизма, любви к Родине и своему народу, сознания активного   гражданина,   способного самостоятельно делать выбор в любой ситуации.   

Задачи:

  1. способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей  Родине, об окружающем мире;
  2. приобщать учащихся к национальным традициям, к культуре предков;
  3. оказывать помощь  учащимся в преодолении трудностей в различных видах деятельности,
  4. формировать самостоятельность;
  5. развивать интеллект;
  6. формировать и укреплять школьные традиции

Основное направление  - гражданско-патриотическое

Данные направления осуществляются через:

Работа с семьёй

Работа с «трудными» детьми

Работа с органами классного самоуправления

Проектная деятельность

Основные понятия: люди, язык, история, события, традиции, привычки, страна, человечество, мир, Родина большая и малая, гражданин, закон, права и обязанности, личное достоинство,  семья, члены семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, предки, потомки, взаимопомощь в семье. Счастлив тот, кто счастлив дома. Любовь и уважение к матери и отцу – основа нравственного воспитания

Тематические занятия и праздники:

  1. Интерактивная игра «Ты, да я, да мы с тобой»
  2. Конституция РФ
  3. Символика города, области, страны
  4. Осенняя и зимняя ярмарки
  5. День защитников Отечества и Дни воинской славы
  6. Рождество Христово
  7. Масленица
  8. День Победы (встреча с ветераном ВОВ)
  9. Настоящий мальчишка, какой он?
  10. Участие в работе классного хора русской песни
  11. Фестиваль солдатской песни

Гипотеза: если человек к Отечеству будет относиться по-настоящему преданно, он будет стремиться, чтобы оно стало лучше!

Результат

чувство Отечества  в сочетании с активной гражданской позицией, ориентир – на высокие вечные ценности - проявляется;    

  1. уважение к старшему поколению,  нравственное отношение к миру, людям, к самому себе - сформированы;
  2. социальная активность  - высокая осознанная,
  3. занятость – 100%;
  4. повышение уровня воспитанности и межличностных отношений в коллективе;
  5. раскрытие и развитие творческого потенциала, управленческих задатков (самоуправление);
  6. соблюдение детьми санитарно-гигиенических норм.

4 класс: «Содружество, сотворчество, сотрудничество»

Направления в работе:

  1. Интеллектуальное
  2. Спортивно-оздоровительное  
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Экологическое
  5. Экономическое
  6. Художественно-эстетическое
  7. Социально-значимое
  8. Трудовое

Основное направление:  социально-значимое

Данные направления осуществляются через:

  1. Работа с семьёй
  2. Работа с «трудными» детьми
  3. Проектная деятельность (Общая тема – «Моя малая родина – город Усть-Илимск»)
  4. Исследовательская деятельность
  5. Работа с органами классного самоуправления

Цель: формирование знаний о человеке как представителе человеческого рода и общества, о человеке - существе социальном, его связях с обществом, отношениях с другими людьми, с семьёй; об этических нормах, культуре поведения и нравственных качествах.

Задачи: 

  1. выявить и развить добрые наклонности детей практической деятельностью;
  2. воспитывать внутренние качества, развивать душу, ум, здоровье;
  3. воспитывать общительность,  общность с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь другим;
  4. помочь детям осознать свою   роль в семье, обществе;
  5. развивать умения согласовывать свои действия с окружающими;
  6. содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
  7. развивать активность и инициативность, организаторские навыки  по формированию ученического самоуправления;
  8. укреплять сотрудничество  детей и взрослых.

Основные понятия: воспитанность, общество, милосердие, толерантность, социальное проектирование, коллектив, совместимость, справедливость, инициативность, ответственность, общительность, сдержанность, жизнерадостность, активность, доверие, поддержка и помощь

Тематические занятия и праздники:

  1. Интерактивные игры «Мы»,  «Как завоевать друзей?», «Я буду»
  2. Умею дарить радость
  3. Ярмарка идей
  4. Любопытство или любознательность.
  5. Операции «Забота» и «Милосердие»
  6. Час вопросов и ответов
  7. Вечер общения «Пока горит свеча»
  8. Классное портфолио
  9. Экскурсии на  места работы родителей
  10. Кл часы: «Дни дружбы», «Назовем друг друга по имени».

Формы деятельности:

Спортивные праздники, этические беседы, ролевые игры, воображаемые ситуации, практикумы, собрания и др.

Ожидаемый результат:

  1. Создание и реализация социально-значимого проекта (на общую радость и пользу людям в контексте с традициями и духовной культурой  своего народа) – 90-100% учащихся;
  2. Привлечение к воспитательной работе класса родителей и др. общественность, высокая социальная активность детей и родителей – 80-90%