Обучение чтению и законы формирования читателя
статья по теме

Скрябина Наталья Ивановна

     Целью уроков чтения в начальной школе является «овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности». [9]

     Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

     Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_i_zakony_formirovaniya_chitatelya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

     Целью уроков чтения в начальной школе является «овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности». [9]

     Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

     Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

     Известный библиофил и психолог Н. И. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая её».

     Поэтому так важно с детских лет привить ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка умению пользоваться книгой.

     Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное».

     Сформировать сознательного читателя – ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой.

     Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность». [2]

     Для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.

     В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой, так как резко сокращается чтение взрослого ребёнку. Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо  чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

     Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении русского методиста В.А. Флёрова «читать - мыслить, читать - чувствовать, читать - жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то почувствовать, что-то  взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком книги.  В процессе чтения, по словам Н.Н. Светловской, участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Если читатель вслушивается и вдумывается в «чужую речь», запоминает сказанное, не искажая смысла, представляет, переживает, критически оценивает то, что говорит книга - собеседник, то это и означает, что он вступает в процесс чтения - общения.

     Задачи школы - научить ребенка самостоятельно, добровольно находить, выбирать книгу - собеседника; научить полноценному общению с книгой, то есть читательской самостоятельности. Читательская самостоятельность - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. общения ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книги для себя и прочитывает книгу по всем правилам. Весь путь своего отношения к книге ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он овладел как приспособлением для чтения. На помощь ребенку направлены все элементы книги: заглавия, иллюстрации, сведения об авторе, сноски, шрифты и т.д.

     Чтение с помощью взрослых - это несамостоятельное детское чтение, т.к. книга не стала еще пока инструментом чтения, ребенок может читать лишь под руководством. [3]

     Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно – популярного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

     Сложность этой задачи состоит в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определённые анализаторы (например, развивать слух – умение слушать своё и чужое чтение), речедвигательный аппарат. Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.

     Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста – от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные уровни понимания свидетельствуют о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению.

     Овладев инструментами чтения – его техникой – и пониманием текста, ребенок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками восприятия произведений разного жанра, причем восприятия активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста. Умение читать – это особое умение.

     Следовательно, процесс становления читателя – младшего школьника – сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.

     Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того, насколько они развиты, зависит полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя.

     Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребенка зависит от того, как он освоил его инструмент – технические навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. Эти навыки мы относим к первичным читательским навыкам, которые постепенно включаются в более сложные отношения, сложную читательскую деятельность по восприятию, осмыслению, воссозданию и воспроизведению текста, а затем детской и учебной книги.

     Цели обучения чтению мы формулируем таким образом: исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.

     Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

  • Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  • Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
  • Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
  • Научить полноценно воспринимать художественные и научно – познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

     В содержании обучения чтению одновременно должны развиваться все его линии: усвоение форм, видов и способов чтения; формирование понимания литературы как искусства слова; расширение круга чтения и слушания чтения детских книг; связь чтения со всеми видами речевой деятельности.

     Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своём воображении, участвуя в сотворчестве.

     Чтение требует определённых знаний, умений и навыков и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитательные функции: оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно – эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

     Для того, чтобы более наглядно представить себе планируемый результат чтения в начальной школе, сформулирую требования, которые предъявляются к умениям и навыкам в этой области у её выпускников.

     Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением: осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (75-90 слов в минуту) и «про себя» (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное учение.

     При чтении художественных произведений выпускник начальной школы должен обнаружить понимание темы и содержания произведений, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам, событиям, проявлять эмоциональную отзывчивость к событиям, героям, оценивать поступки героев и разбираться в мотивах их поведения; сопоставлять поступки героев; уметь подробно, кратко и выборочно рассказывать о прочитанном, высказывать свои суждения.

     При чтении научно-популярных текстов учащиеся должны понимать смысловые связи частей текста и весь текст в целом, вычленять главное, обобщать и делать выводы.

     У ребенка должно быть развито элементарное внимание к художественной форме произведения, чувство языка.

     Четвероклассник должен ориентироваться в детской и учебной книге для чтения, практически различать стихотворение, рассказ, басню и сказку. Оценивать самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста; использовать материалы, помещённые в детской периодике (газетах, журналах), на уроках по всем предметам и во внеурочное время.

     Перечень требований к выпускнику начальной школы свидетельствует о том, что должен быть достигнут определённый уровень его читательской подготовки, который дает возможность ученику продолжать обучение в среднем звене школы.

     За счет каких факторов может быть улучшено качество чтения младших школьников?

     Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько за счет овладения способами действия (как это имеет место в период обучения по «Азбуке»), а также мотивации чтения и освоении круга тех умений, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении.

     Чтобы научиться читать, нужно прежде всего научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Поэтому, обучая чтению, мы в то же время учим детей слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать её. Мы учитываем, что на уроках чтения формируются навыки и умения воспринимать письменную связную речь, поэтому речевое развитие является необходимым условием понимания текста. Многие речевые умения, такие, как определение темы, основной мысли научно-познавательного текста, составление плана, разного вида пересказ, интонационные умения, связанные с усвоением читаемого, также становятся объектом обучения на уроках чтения, где они используются либо как предмет обучения, либо привлекаются как готовые межпредметные умения.

     Для обучения технике чтения можно выделить определенные группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста; развитие смысловой догадки на различных уровнях; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

     Можно включить разные виды чтения: первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником; первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися; первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми про себя; самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся используется чтение с четким проговариванием слогов, шепотное чтение, чтение про себя; выделяются посильные для индивидуального чтения части текста; применяется хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение.

     Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, можно давать детям определенные ориентиры – памятки, правила, например:

Учись читать правильно

  • Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  • Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  • При чтении будь внимателен к каждому слову.
  • Старайся понять, о чём читаешь.
  • Читай ежедневно вслух и «про себя».

    Широко используется выборочное чтение, предваряя его заданиями.

    Выборочное чтение – это целенаправленное чтение, включающее чтение вслух, чтение шепотом или про себя, «глазами», с целью нахождения текста для ответа на вопрос. Выборочное чтение является и приемом обучения чтению, и средством обучения пониманию текста.

    Какие упражнения можно использовать для обучения чтению?

Развитие четкости произношения.

     Развитие четкости произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы. Привожу образцы скороговорок: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом. От топота копыт пыль по полю летит.

     Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами, включаются упражнения по обработке сочетаний гласных и согласных. Начинаем с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э.Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем даются сочетания:  а-у, а-о, ы-и, э-и, и-о и т. д.

     Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащиеся упражняются самостоятельно.

     После обработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т. д.

     Далее тренируем учащихся на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж, ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе мало снегу во дворе.

Упражнения для развития техники чтения.

  1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
  2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
  3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
  4. Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
  5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносил взрослый, в перечне или нет.
  6. Найти нужную строку в тексте.
  7. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
  8. Чтение за взрослым.
  9. За одну минуту найти в тексте слова на какую – либо букву.
  10. Найти вторую половину слова: 

Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению.

  1. Чтение по ролям.
  2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
  3. Составить вопросы к тексту.
  4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
  5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

Литература

  1. Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240с.
  2. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.
  3. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
  5. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.
  6. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  7. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006.
  8. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. - К.: Початкова школа, 2002. - 296с. .
  9. Светловская. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.,1977.
  10. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
  11. Сухомлинский В.А. Моя прекрасная вера / «Юность», 1968, №9 /
  12. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе как один из способов формирования читательской компетенции

- Необходимость обновления содержания современного образования.- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и форми...

«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».

laquo;Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основн...

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....

Важность формирования чтения и причины трудностей, возникающих у обучающихся при обучении чтению

Материал содержит анализ причин трудностей формирования чтения на начальном этапе обучения. Понимание причин трудностей в обучении поможет понять процессы, происходящие на этапе формирования чтения, и...

Формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению.

quot;Формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению"....