Презентация "Формирование педагогической компетентности и профессионального становления учителей начальной школы через работу школьного методического объединения"
материал по теме

Лысенко Ольга Анатольевна

Обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов призвано МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, которое имеет большие возможности  для развития профессионально- педагогической компетентности, профессионализма, педагогического мастерства. В своей работе я попыталась ответить на вопрос  "КАК  ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ МО,

чтобы она была эффективной, качественной и направлена на решение проблемы модернизации начального образования?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_rabota_1.zip2.84 МБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc173 КБ

Подписи к слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 села Прасковея Буденновского района»
«Формирование педагогической компетентности и профессионального становления учителей начальной школы через работу школьного методического объединения»
Автор: Лысенко О.А., учитель начальных классов
«Развивающемуся обществу нужны современно- образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать собственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможности и последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» / Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/
?
?
Как делать?
Что делать ?
Методическая работа – важнейшее средство повышения педагогического мастерства.
Основной групповой формой методической работы в школе является методическое объединение.
2006-2007
2007-2008
2008-2009
№п/п
Курсы
2006-2007учебный год
2007-2008учебный год
2008-2009учебный год
1.
СКИПКРО(102- 108 часов)
4
4
5
2.
СРЦ «Интернет-образование»(82 часа)
3
5
3
3.
МГГУ им. Шолохова(72 часа)
-
2
3
ИТОГО
7 человек
11 человек
11 человек
Курсовая подготовка
Качество знаний учащихся
Методическая работа
Диагностика
Достижения науки, передовой педагогический опыт , содержание начального образования
Анализ
Прогнозирование
Мониторинг
методическая тема
«Активизация творческого потенциала учителя и ученика через внедрение современных педагогических технологий – как фактор повышение эффективности образовательного процесса».
ЦЕЛЬМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Развитие целостной личности учащихся
Повышение творческого потенциала и квалификации учителя
ПОВЫШЕНИЕКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАДАЧИ МО
развития у мл. школьников познавательных интересов, исследовательской активности, умений прогнозировать результаты, принимать нестандартные решения; развития у учащихся творческих способностей и потребностей физического совершенствования, укрепления здоровья; развития эмоциональной сферы ребёнка.
изучения и внедрения образовательных стандартов в школьную практику; освоения и испытания в образовательном процессе современных методик и новых технологий; активного включения в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность.
Внеурочная деятельность:Интеллектуальный марафон;Предметные недели;Олимпиады;Творческие выставки;Праздники.
Учебный процесс
Создать условия для:
СОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКОЙРАБОТЫ
Рассмотрение документации.
Изучение нормативно- правовых документов органов образования.
Анализ мониторинга методической деятельности.
Изучение, обобщение и внедрение в практическую работу ППО.
Подготовка публикаций в периодическую печать, с целью обобщения лучшего педагогического опыта.
Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Совершенствование комплексного учебно- методического обеспечения образовательного процесса.
Организация наставничества для начинающих педагогов.
Организация научно- исследовательской деятельности учителей и учащихся.
Изучение, анализ и внедрение новых педагогических технологий.
Памятка.
1. Методическая тема, над которым работает МО.2. Задачи.3. Количественный и качественный состав педагогов:Всего;По стажу;По образованию;По категории;Молодые специалисты (до 3 лет), работа с ними4. Используемые технологии, в том числе информационно- коммуникационные.5. Самообразовательная работа.6. Курсовая переподготовка.7. Аттестация кадров.8. Внеклассная работа (тематические недели, конкурсы, викторины и т.д.).9. Обновление содержания образования (внедрение новых систем, технологий, элективных курсов).10. Анализ контрольных работ.11. Проведение семинаров, круглых столов, активность педагогов, эффективность этих мероприятий.12. Изучение, обобщение опыта работы13. Выводы, предложения, задачи на следующий год .
Отчёт о работе школьного методического объединения.
2006-2007
2007-2008
2008-2009
2009-2010
2010-2011
Ф.И.О. учителя
Лысенко Ольга Анатольевна
Образование
Ср.-сп.
Высшее
Высшее
Высшее
Высшее
Педагогический стаж
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
13 лет
Класс, в котором работает
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Разряд по ЕТС
I категория
I категория
Выси. кат.
Выси. кат.
Месяц и год присвоения разряда
Окт., 2005
Окт., 2005
Апрель,2009
Повышение квалификации:А)проблемные курсы
МГГУИм. Шолохова(72 часа)
СКИПКРО (102 часа)
Б) целевые курсы
СКИПКРО (102 часа)
СКИПКРО (108 часа)
В) курсы владения ПК
СРЦ интернет-образ
Г)год очередной аттестации
2010
2010
2014
2014
2014
Профессиональный и творческий рост
-
Конкурс«Учитель года»
Районный фестиваль «Талант»
Участие в экспериментальной работе
С/К «Основы православнойкультуры»
С/К «Основы православнойкультуры»
С/К «Основы православнойкультуры»
С/К «Основы православнойкультуры»
Разработка авторских спецкурсов и программ
-
-
-
Публикации
-
Газета «Святой крест»
Фестиваль«Первое сентября»
Мониторинг роста педагогического мастерства
Самоанализ деятельности учителя
Ф.И.О. учителяКатегорияНагрузка в прошедшем годуПредполагаемая нагрузка в следующем учебном годуКурсы повышения квалификацииПредполагаемые курсыПовышение категорииПредполагаемое повышение категорииКлассное руководство (класс, количество лет)Тема самообразования, её реализацияСтепень усвоения учащимися учебного материалаСравнительный анализ учебных достижений учащихся по годамУчастие учащихся в олимпиадах, конкурсах, проектахУчастие педагога в работе МО, семинарах, конкурсах, методических неделяхПредполагаемая внеклассная работа в следующем учебном годуМетодическая литература, которую изучали в течение года. Анализ результатов контрольных срезов на начало и конец учебПредполагаемые курсы, программы, по которым будете работать в следующем годуКакие занятия предполагаете проводить дополнительно для повышения результативности учебной деятельности учащихся?С какими трудностями в работе столкнулись в этом учебном году?Ваши предложения по организации учебного процесса в следующем учебном году :- администрации,- руководителю МО,- коллегам.
План работы МО — это программа достижения целей, которая отражает задачи, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения.
Планирование работы МО
Изучение нормативных документов
Обзор метод. и педагогическойлитературы
Опережающее изучение трудных разделов и тем программы
Изучение новых программ и учебников
Вопросы преемственности и межпредметных связей
Вопросы о единоморфографическом режиме
Изучение ППО
Организация взаимных посещений и открытых уроков
Организация наставничества в работе с молодыми специалистами
Отчёты учителей по теме самообразования
Организация накопления методических материалов и разработок
Подготовка к педчтениям, конференциям и т.п.
Разработка рекомендаций, памяток
Организация выставокразработок, рефератов,дидактических материалов,творческих работ уч-ся
Внеклассная работа по предмету
I заседание
1. Изучение концепции и программы для начальных классов. /Марченко Л.В./ 2. Изучение общешкольного плана работы школы на 2008-2009 учебный год. /Лысенко О.А. / 3. Планирование работы МО на 2008-2009 учебный год. /Лысенко О.А. /4. Утверждение календарно-тематического планирования и спецкурсов на 2008-2009 учебный год. /Марченко Л.В./5. Уточнение тем по самообразованию. /Лысенко О.А. /6. Обзор новинок методической литературы. /Попова Н.И./
Формы работы
ТеоретическиеЛекцииДоклады
Практические Взаимопосещение уроковДискуссия Разработка рекомендации, памяток, инструкций Мозговой штурм Круглый стол Методический ринг Экскурсия в творческую лабораторию учителя Деловая игра Презентация педагогического портфолио Защита педагогического проекта Формирование банка педагогических достижений Мастер-класс Предметные методические недели.Методические посиделкиМетодический диалог
1. Нравственное воспитание школьников. /Лысенко О.А./ 2. Нравственное воспитание в семье. /Листопад Н.В./ 3. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения. /Сарычева Е.М./4. Роль нравственно- ориентированной игры в процессе воспитания школьников. /Фёдорова О.В./5. Из опыта работы учителя Завгородней Н.И.«Факультативный курс ОПК» /Завгородняя Н.И./6. Представление программы Апряткиной З.В. «Укрепление эмоционального здоровья младших школьников» /Апряткина З.В./
2 заседание Тема: «Нравственное воспитание школьников»
Датапроведения
Класс
Мероприятие
Ответственные
В течение недели индивидуальному плану
Посещение занятий спецкурсов:1. Основы Православной культуры:«Сретение Господне»;«История азбуки».2. Укрепление эмоционального здоровья мл. школьников:«Красота рукотворная и нерукотворная».
Ржанникова Е.Б.Лысенко О.А.Апряткина З.В.
1-4
«Учимся видеть красивое»- экскурсия в парк.
Кл. руководители
1-4
Кл. час: «Волшебное слово на выручку готово»
Кл. руководители
2-4
Школа вежливых наук. Составление словаря вежливых слов.
Учителя 2- 4 классов.
1-2 3-4
Конкурс рисунков «Моя мама и я»Конкурс сочинений и стихов на тему: «Вот она какая- мамочка моя»
Учителя 1- 4 классов.
1-4
Праздник «Наши мамы лучше всех»
Лысенко О.А.
1-4
Выпуск стенгазеты. Подведение итогов нравственно-эстетической недели.
Учителя 1- 4 классов.
План проведения нравственно- эстетической недели/ноябрь/
/СЕНТЯБРЬ –НОЯБРЬ/Смотр кабинетов к новому учебному году. /Руководитель МО Лысенко О.А./2. Обеспеченность учащихся учебниками. /Руководитель МО Лысенко О.А./3. Проверка маршрутных листов. /Руководитель МО Лысенко О.А./4. Организация работы ГПД. /Зам по УВР Марченко Л.В./5. Внеклассные мероприятия: «День Здоровья»/Вожатые, учителя ФК/, «Посвящение в Первоклассники» /Вожатые, учителя 1-х классов/.6. Педагогический консилиум по адаптации учащихся 1-х и 5-х классов.7. Проверка личных дел учащихся. /Зам по УВР Марченко Л.В./8. Учёт будущих первоклассников. /Зам по УВР Марченко Л.В./ 9. Организация обучения учащихся, оставленных на дублирование. /Зам по УВР Марченко Л.В./ 10. Организация горячего питания учащихся. /Ответственная за питание Фёдорова О.В./
Межсекционный период
Содержание исследовательской деятельности
Использование в урочной и внеклассной деятельности заданий исследовательского характера.Обучение написанию сочинений, рефератов, сообщений на заданную тему.Представление и защита учащимися результатов своих исследованийСоздание условий для участия в конкурсах, интеллектуальных марафонах.Разработка и реализация совместных проектов/Проект «Семья», «Рождество»/
V заседание Тема: “Исследовательская деятельность младших школьников”.
Методика организации игр-исследований с младшими школьниками./Ржанникова Е.Б./2. Организация исследовательской деятельности га уроках окружающего мира . /Тарарина О.П./3. Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики./Ничипуренко И.И./4. Обзор новинок литературы. /Тарарина О.П./
Направления работы «Школы молодого учителя»
Организационные вопросы
Планирование и организация работы по предмету
Организация воспитательной работы
Работа со школьнойдокументацией
Работа по самообразованию
Контроль за деятельностью молодых специалистов
План работы молодого специалиста- анализ программы;- трудные темы;- планирование;- работа с документацией;- современный урок;- планирование этапов урока;- анализ работ;- трудности в работе учителя.
План наставника- оказание помощи по анализу программ;- методическое и дидактическое оснащение;- работа с документацией и нормативными документами;- НОТ учителя;- результативность.
План заместителя директора- создание оптимальных условий для успешной работы;- беседы с молодыми специалистами;- микроклимат;- оказание практической помощи;- посещение и анализ уроков (по графику);- предварительная работа с конспектами уроков (перед посещением);- оказание помощи в планировании уроков;- контроль работы наставника;- проведение диагностики уровня профессиональной компетенции молодых специалистов и их методические и педагогические проблемы;- проведение обобщающих семинаров с молодыми педагогами.
Работа с молодыми специалистами
Самообразование – одна из форм повышения уровня компетентности и профессиональной квалификации.
Формы организации самообразования
Подготовка докладов
Моделирование методических систем
Подготовка к семинарам и конференциям
Написание рефератов
Работа с литературными источниками
Работа над социально- педагогическими проектами
Проведение педагогического эксперимента
Определение темы самообразования:«Развитие творческих способностей младших школьников»
Работа с литературой, накопление материала
Выступление на заседании МО «Развитие творческих способностей учащихся»;разработка разноуровневых творческих заданий;открытый урок литературного чтения «Зимняя сказка»
Открытый урок литературного чтения «М.Пришвин «Моя Родина»;разработка цикла интегрированных уроков , словаря антонимов и фразеологизмов
Творческий отчёт на заседании МО и представление опыта работы на фестивале педагогических идей «Первое сентября»
Портфолио
это способ анализа, обобщения, презентации педагогического опыта учителя.
Портфолио МО
способствует рефлексии педагогической деятельности, является одним из механизмов повышения квалификации членов методического объединения
Обучение в течение всей жизни, постоянное повышение квалификации, прежде всего психолого- педагогической компетентности- отличительные качества педагога настоящего и будущего.


Предварительный просмотр:

«Формирование педагогической компетентности и профессионального становления учителей начальной школы

            через работу школьного методического объединения»

Обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов призвано МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, которое имеет большие возможности  для развития профессионально- педагогической компетентности, профессионализма, педагогического мастерства.

 Перед современным педагогом возникают два вопроса:

  • Теоретический - «ЧТО ДЕЛАТЬ ?»;
  • Практический - «КАК ДЕЛАТЬ?»

В процессе методической работы происходит обогащение психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, развитие профессинально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение педагогических технологий, формируются потребности в профессиональном самообразовании, саморазвитии и полноценной самореализации.

        

Появляется новый вопрос:

А КАК ЖЕ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ МО,

чтобы она была эффективной, качественной и направлена на решение проблемы модернизации начального образования? Ведь методической работе нигде не учат: ни в колледжах, ни в ВУЗах.

Педагогический коллектив МО состоит из 16 учителей, из них : имеют первую квалификационную категорию 6

7 человек, высшую – 7 человек. Наши учителя обладают высоким творческим потенциалом. Среди нас - 3  учителя, имеющих звание «Отличник просвещения РФ», 1 - «Почётный работник общего образования». Средний возраст наших коллег - 40 лет. Это сплав мастерства и энергии.

Уровень образования и квалификации наших педагогов постоянно растёт.

Учителя активно повышают свой профессионализм через курсовую подготовку.

п/п

Курсы

2006-2007

учебный год

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

1.

СКИПКРО

(102- 108 часов)

4

4

5

2.

СРЦ

«Интернет-образование»

(82 часа)

5

3

3

3.

МГГУ им. Шолохова

(72 часа)

2

3

-

ИТОГО

11 человек

10 человек

8 человек

Высокий уровень квалификации учителей начальных классов сопровождается ростом качества знаний учащихся при 100%-ой обученности.

Как достичь такого уровня квалификации и качества обучения?

 Какова  при этом роль  МО и его деятельности?

Слайд

Работа методического объединения учителей начальной школы– это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и  создания соответствующей среды для развития творческой личности учителя и ученика.

После глубокого анализа идей модернизации российского образования,  темы школы «Создание обучающей среды для повышения качества образования», а также  качественного состава учителей МО (слайд), определена методическая тема:

«Активизация творческого потенциала учителей и учащихся через внедрение современных педагогических технологий- как фактор повышения эффективности образовательного процесса»

Основная цель МО ориентирована на обеспечение благоприятных условий для повышения творческого потенциала учителя и развития целостной личности учащихся, через повышение уровня образованности и воспитанности, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Работа методического объединения направлена на решение следующих задач:

Данная модель взаимодействия способствует мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива учителей в решении одной из центральных задач образовательного процесса - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

На реализацию поставленных целей и задач направлено содержание методической работы.

Планирование работы МО начинается с всестороннего  анализа методической деятельности за истекший период. /ПАМЯТКА/

        Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:

Памятка.

Отчёт о работе школьного методического объединения.

  1. Методическая тема, над которым работает МО.
  2. Задачи.
  3. Количественный и качественный состав педагогов:
  • Всего;
  • По стажу;
  • По образованию;
  • По категории;
  • Молодые специалисты (до 3 лет), работа с ними.
  1. Используемые технологии, в том числе информационно- коммуникационные.
  2. Самообразовательная работа.
  3. Курсовая переподготовка.
  4. Аттестация кадров.
  5. Внеклассная работа (тематические недели, конкурсы, викторины и т.д.).
  6. Обновление содержания образования (внедрение новых систем, технологий, элективных курсов).
  7.  Анализ контрольных работ.
  8.  Проведение семинаров, круглых столов, активность педагогов, эффективность этих мероприятий.
  9.  Изучение, обобщение опыта работы.
  10.  Выводы, предложения, задачи на следующий год.

Чтобы работа МО результативной и успешной, ежегодно проводится мониторинг деятельности учителей начальных классов, который позволяет правильно и своевременно определить проблемы, которые необходимо решить. С этой целью проводим следующее исследование:

Мониторинг роста педагогического мастерства учителя, воспитателя

Ф.И.О. учителя

Образование

Педагогический стаж

Класс, в котором работает

Разряд по ЕТС

Месяц и год присвоения разряда

Повышение квалификации

А. Проблемные курсы

Б. Целевые курсы

В. Курсы владения ПК

Г. Год очередной аттестации

Профессиональный и творческий рост

Участие в экспериментальной работе

Разработка авторских спецкурсов и программ

Публикации

Профессиональные и творческие достижения

В конце учебного года учителю предлагается сделать самоанализ его деятельности:

Образец самоанализа деятельности учителя по итогам учебного года

  1. Ф.И.О. учителя
  2. Категория
  3. Нагрузка в прошедшем году
  4. Предполагаемая нагрузка в следующем учебном году
  5. Курсы повышения квалификации
  6. Предполагаемые курсы
  7. Повышение категории
  8. Предполагаемое повышение категории
  9. Классное руководство (класс, количество лет)
  10. Тема самообразования, её реализация
  11. Степень усвоения учащимися учебного материала
  12. Сравнительный анализ учебных достижений учащихся по годам
  13. Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, проектах
  14. Участие педагога в работе МО, семинарах, конкурсах, методических неделях

Название мероприятия

Вид деятельности

Предмет

Класс

Результат

Предметная неделя

Открытый урок

Русский язык

4 А

Благодарность администрации

  1.  Внеклассная работа по предмету
  2. Предполагаемая внеклассная работа в следующем учебном году
  3. Методическая литература, которую изучали в течение года
  4. Разработанный вами в этом учебном году дидактический материал (класс, темы)

19. Анализ результатов контрольных срезов на начало и конец учебного года

Контрольный срез

Класс

Начало года

Конец года

Сравнительный анализ

20. Курсы, программы по которым работаете

  1. Предполагаемые курсы, программы, по которым будете работать в следующем году
  2. Какие занятия предполагаете проводить дополнительно для повышения результативности учебной деятельности учащихся?
  3. С какими трудностями в работе столкнулись в этом учебном году?
  4. Ваши предложения по организации учебного процесса в следующем учебном году :

- администрации,

- руководителю МО,

- коллегам.

Учитывая результаты мониторинга методической деятельности, роста профессионального мастерства и выявленных недостатков, планируется содержание работы. /1 ЗАСЕДАНИЕ/

План — это программа достижения целей, которая отражает задачи,  обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.

При планировании работы МО рекомендуется включить следующие вопросы.

•  Вопросы теории и методики преподавания предмета, вопросы педагогики и психологии (выступления специалистов).

•  Опережающее изучение трудных разделов и тем программы. Обзор методической и педагогической литературы.

•  Изучение нормативных документов.

•  Изучение новых программ и учебников.

•  Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

•  Вопросы преемственности и межпредметных связей.

•  Вопросы о едином орфографическом режиме и проверке тетрадей.

•  Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.

•  Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.

•  Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся.

•  Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами.

•  Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации.

•  Подготовка к педчтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т. п.

•  Отчеты учителей по теме самообразования.

•  Организация накопления методических материалов и разработок.

•  Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей.

•  Внеклассная работа по предмету.

При планировании методической работы отбираются те формы, которые реально позволяют решать поставленные перед МО проблемы и задачи. Практика показала, что кроме теоретических форм работы, наиболее востребованы и результативны практико- ориентированные формы работы. К активным формам организации методической работы относятся: 

  1. Дискуссия. 
  2. Методический ринг. 
  3. Методические посиделки. 
  4. Методический диалог. 
  5. Деловая игра. 
  6. Тренинг. 
  7. Педагогический КВН. 
  8. Методический мост. 
  9. Мозговой штурм. 
  10. Решение педагогических задач. 

Методический фестиваль.

Осветить всю работу МО невозможно. Мы остановимся лишь на некоторых аспектах.

Заседания МО проводятся  один раз в четверть. При планировании важно учесть цели, задачи, методическую тему МО и темы самообразования учителей. На каждом заседании рассматриваем 3-4 теоретических вопроса.  Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Например:  

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.   

Проанализировать эту проблему и найти наиболее приемлемые пути её решения - главная цель 2 заседания  МО, на котором было принято решение представить на педсовете опыт работы Завгородней Н.И. «Факультативный курс «Основы православной культуры» и программу курса Апряткиной З.В. «Укрепление эмоционального здоровья младших школьников».

Для самореализации и активизации творческого потенциала учащихся и учителей организованы предметные недели /русского языка, математики и  детской книги/. Они помогают педагогам проявить свою индивидуальность, творчески самореальзоваться, а учащимся выработать креативные качества для самопроявления личности.

        Результат практического взаимодействия «учитель -  ученик»  - нравственно- эстетическая неделя

План проведения

нравственно- эстетической недели.

/Ноябрь/

         

Во время проведения предметных недель прослеживается применение различных технологий и реализуется практическая часть работы педагогов по  самообразованию.

/Попова Н.И «Развитие логического мышления на уроках математики»/

Деятельность методического объединения не сводится только к заседаниям, она носит повседневный характер. Этому свидетельствуют содержание межсекционных периодов.

Межсекционный период

/СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ/

      1. Смотр кабинетов к новому учебному году. /Руководитель МО Лысенко О.А./

2. Обеспеченность учащихся учебниками. /Руководитель МО Лысенко О.А./

3. Проверка маршрутных листов. /Руководитель МО Лысенко О.А./

4. Организация работы ГПД. /Зам по УВР  Марченко Л.В./

5. Внеклассные мероприятия: «День Здоровья»/Вожатые, учителя ФК/,

 «Посвящение в Первоклассники» /Вожатые, учителя 1-х классов/.

6. Педагогический консилиум по адаптации учащихся 1-х и 5-х классов./ Зам по УВР Марченко Л.В., психолог Дунаева Е.В./

7. Проверка личных дел учащихся. /Зам по УВР  Марченко Л.В./

8. Учёт будущих первоклассников. /Зам по УВР  Марченко Л.В./

9. Организация обучения учащихся,  оставленных на дублирование. /Зам по УВР  Марченко Л.В./

       10. Организация горячего питания учащихся. /Ответственная за питание Фёдорова О.В./

В течение ряда лет педагогический коллектив проводит работу по приобщению младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности.

Содержание:

  • Использование в урочной и внеклассной деятельности заданий исследовательского характера.
  • Обучение написанию сочинений, рефератов, сообщений на заданную тему.
  • Представление и защита учащимися результатов своих исследований
  • Создание условий для участия в конкурсах, интеллектуальных марафонах.
  • Разработка и реализация совместных проектов/Проект «Семья», «Рождество»/

В этом учебном году учителя подведут промежуточные итоги своей деятельности, поделятся своим опытом  и наметят план дальнейший работы в этом направлении.                                          

  V заседание                                                                           МАЙ

Тема: “Исследовательская деятельность младших школьников”.

  1. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками./Ржанникова Е.Б./

  1. Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. /Тарарина О.П./

  1. Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики.

/Ничипуренко И.И./

  1. Обзор новинок литературы. /Тарарина О.П./

Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих работы МО. В нашем коллективе двое начинающих специалистов,  для повышения педагогического мастерства которых создана «Школа молодого учителя».

Работу ШМУ мы проводим по следующим направлениям:

- организационные вопросы;

- планирование и организация работы по предмету;

- организация воспитательной работы;

- работа со школьной документацией;

- работа по самообразованию;

- контроль за деятельностью молодых специалистов.

В работе с молодыми учителями используются различные формы: лекция, дискуссия, обмен опытом, открытые уроки, семинары, консультации, собеседования, но цель их одна - вооружить начинающего педагога конкретными знаниями, показать применение теории на практике. Ведь нельзя требовать от учителя высокого результата, если не научили, не объяснили, не помогли.

        В конце учебного года каждый молодой учитель проводит открытый урок или внеклассное мероприятие. Вот здесь особенно ярко может проявиться роль опытных педагогов-наставников.

Анализируя работу ШМО, работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что деятельность МО способствует успешной социально- педагогической и личной адаптации начинающих учителей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень своей подготовки, убедиться в правильности выбора профессии, почувствовать себя настоящим учителем.

        Большое значение для роста профессионализма учителей имеет самообразование как одна из форм повышения уровня компетентности и профессиональной квалификации.

        Формами организации самообразования учителей в рамках школьного методического объединения могут стать: работа с литературными источниками; моделирование различных методических систем; подготовка докладов; написание рефератов; работа над социально- педагогическими проектами; подготовка к семинарам и конференциям; проведение педагогического эксперимента и др.

Организация самообразования нуждается в предварительной подготовке учителей. С этой целью проводятся семинарские занятия, индивидуальные консультации, на которых следует научить учителей работать с литературой, помочь с выбором методической темы, её планированием и выполнением.

Важно, чтобы каждый учитель смог определить методическую тему в соответствии со своими профессиональными интересами, общешкольной проблемой и уровнем своей профессионально- педагогической компетентности.

Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, оформляет все материалы в папке:

  • Теоретический и практический материал по теме;
  • Разработки уроков и внеклассных мероприятий
  • Творческие работы учащихся.

Результаты работы периодически заслушиваются на заседаниях МО, семинарах - практикумах, педагогических советах. Итог этой кропотливой работы - ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ, который может быть представлен в письменном виде (доклад, реферат, методические рекомендации и др.) и представлять собой самостоятельное, оригинальное решение проблемы, раскрывающее определённый опыт педагогического творчества или новаторства учителя.  За последние три года на уровне школы обобщён опыт учителей начальных классов: О.В. Фёдоровой по теме «Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы при работе со словарными словами»,  Е.Б. Ржанниковой - по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»,  Н.И.Завгородней – по теме «Развитие устной связной речи учащихся». /Цепочка/

        В условиях модернизации образования появилась проблема недостатка новых эффективных форм повышения квалификации педагогов и оценки их достижений. Решение проблемы - создание портфолио. Основной смысл портфолио «ПОКАЗАТЬ ВСЁ, НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН». Портфолио - это способ анализа, обобщения, презентации педагогического опыта учителя. В течение года учитель работает над своим портфолио, а на итоговом заседании МО мы проводим его презентацию.

        

Новый способ презентации работы методического объединения мы видим в создании портфолио МО по такой форме:

  1. Стартовые возможности (кадровый потенциал).
  2. Результаты аттестации учебного года.
  3. Повышение педагогического мастерства (в таблице):

Курсы повышения квалификации

Общешкольные мероприятия

Конкурсы

Разное

  1. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.

Темы

Исполнители

Сроки

На каком этапе

Результат работы -\-уч. года

Издательская деятельность

5. «Сотрудничество» (работа с  другими предметными МО, библиотекой, службами).

С другими предметными МО

С библиотекой

Со службами

6. Достижения учащихся: участие в олимпиадах, конкурсах (школьных, районных, краевых, всероссийских) и их результаты.

7. Проблемы завтрашнего дня.

8. Банк идей.

Считаем, что создание портфолио способствует рефлексии педагогической деятельности, является одним из механизмов повышения квалификации членов МО и может стать своеобразным стимулом к их дальнейшему саморазвитию

МО помогает педагогам в решении конкретных проблем, здесь идут активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагога. Самое важное заключается в том,  что создаётся такая педагогическая среда, в которой педагоги сами были бы заинтересованы в поиске наилучших условий, форм, методов и содержания обучения. Методическая работа включает педагогов в творческий поиск путей и способов постоянного совершенствования педагогического опыта.

        

 В современных условиях деятельность педагога не должна ограничиваться работой в рамках школьного МО. Наши учителя занимают активную позицию: делятся опытом с коллегами района, принимают активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Мы рады успехам педагогов МО и надеемся, что именно хорошо организованная методическая работа в школе позволяет в полной мере раскрыть их творческий потенциал, способствует развитию профессиональной культуры, профессиональному становлению педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов

План-сетка работы ШМО учителей начальных классов на учебный год...

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

Разработка планирования работы школьного методического объединения учителей начальных классов.

В разработке плана ШМО учителей начальных классов представлены цели, задачи работы на учебный год, темы методических совещаний, предметные недели, включая внеклассные мероприятия. Разработку можно исп...

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов

План содержит цели и задачи на учебный год, темы по самообразованию учителей, план мероприятий и открытых уроков, работу с родителями....

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год...