Здоровьесберегающая педагогика
статья по теме

Здоровьесберегающая педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_pedagogika.rar120.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающая педагогика: формы и методы.»

Фаизова Альфия Фягимовна, учителя начальных классов

2013 г.

                                                                           
1
.Актуальность проблемы  - здоровьесбережение  обучающихся

В современных условиях модернизации образования большое значение
необходимо придавать состоянию здоровья детей, а потому учителю начальных классов особое внимание следует обращать на формирование у
школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого
надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в
повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью,
прививать школьникам полезные привычки и навыки. .

В процессе обучения  в начальной школе в соответствии со здоровье-сберегающими технологиями главной целью становится  сформировать  у детей необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни и научить  пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, то есть способствовать формированию у школьников культуры здоровья.

(слайд 2)Но реализация действий по сбережению здоровья детей  в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса на основе задач:

  • составить представление о потребностях в гигиене и определить способности каждого ребенка в привитии  гигиенических навыков;
  • сформировать у детей и их родителей понимание необходимости заботы о здоровье;
  • воспитать у младших школьников сознательное отношение здоровому образу жизни;
  • формировать понимание значения занятий спортом, уделять внимание развитию двигательной активности детей.  

II. Здоровьесберегающий  подход  к организации обучения в начальной школе.        Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства  государственных организаций, общества, самих граждан. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как  ребят, так и педагогов, и родителей.

        Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Напрашивается  вопрос, как сохранить здоровье учащихся. На протяжении нескольких лет веду работу,   чтобы создать условия для  сохранения и улучшения здоровья детей и обеспечения их успешности в обучении.

             Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья  учащихся. Оно включает  ряд параметров: (слайд 3)
1) учёт особенностей  класса;
2) создание благоприятного психологического фона на уроке;
3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению
интереса к учебному материалу;
4) создание условий для самовыражения учащихся;
5) обращение к разнообразным видам деятельности;

  •         Психологическая комфортность урока. (слайд 4, 5 )
    Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться
  1. творческий характер образовательного процесса;
  2. психоэмоциональный комфорт  каждого ученика;
  3. применение нестандартных форм урока;
  4. оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук)
  5. физкультминутки, музыкальные паузы;
  6. игровые моменты урока и занимательность;
  7. соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
  8. смена умственной и физической деятельности;
  9. чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью;
  10. проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки;
  11. дыхательные упражнения;

       На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети' становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. (слайд 6)

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили -  встают, кладут тетрадь и  дожидаются остальных.

Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного  чтения или письма.

                Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры,  уроки- экскурсии,  уроки путешествия, проектная деятельность и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: « «Не навреди!« и «Ребенок, ты – ценность» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Одним из путей сохранения здоровья ребенка является применение деятельностного подхода к обучению.

(слайд 7) Необходимо  правильно организовать отдых детей

  • подвижные игры малой и средней подвижности;
  • музыкальные перемены;
  • динамические паузы
  • проветривание и влажная уборка класса

Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время.

Правильно  организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности и помогает приросту учебных достижений.

Уроки  здоровья

        Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость сохранения и укрепления. В классе проводятся классные часы по здоровьесбережению:

  • классный час по профилактике вредных привычек
  • классный час по здоровому образу жизни «Уроки Мойдодыра»,
  • классный час по правилам безопасности жизнедеятельности
  • классный час по ПДД: «Школа пешехода»

Я, думаю, мы будем участвовать в массовых оздоровительных мероприятиях и праздниках.

Дидактический материал по предметам в начальной школе

При рациональной организации урока учитывается

  •  объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность
  • нагрузка дополнительных занятий в школе
  • время на активно-двигательные занятия

Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий во многом зависит от состояния учащегося в процессе  учебной деятельности. [2]  в содержании каждого урока можно использовать задания с элементами здоровьесберегающего характера, которые повысят интерес  детей к здоровому образу жизни.

А в заключение хочется сказать словами Жана – Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и зоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

Литература

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
  2. «Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе» Н.А.Будаева – журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11, с.32-36
  3. «Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя» Е.В.Погребняк - журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/10, с.26-28
  4. «Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии» Л.В.Середина – журнал «Начальная школа» №11/201 ,
    с. 61-63                  

Приложение 1.

Оздоровительные минутки

Гимнастика для глаз

Если глаза устали, выполните упражнения:

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их.  Повторите 5 раз.
  1. Круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево вниз . Повторите 1 О раз.
  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отведите обратно.
    . Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Переведите взгляд на потолок над доской. «Нарисуйте» глазами восьмёрку. Повторите 5 раз.
Держи осанку 

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Дыхание спокойное (20-30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

Самомассаж ушей

Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:

. Я здоровье сберегу,
Сам себ
е я помогу!
Сотвори солнце себе 

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце для себя. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направьте лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звездочка стала еще больше. Теперь направьте к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Руки в стороны перед собой. Опустите руки, встряхните их.

Массаж пальцев рук

       Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного

мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца.

       Такой же массаж делайте дома со стопами.

Этюд души

      Приветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите ладони вниз горизонтально полу и произнесите: «Я приветствую тебя, земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, вода!» Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, поверните их к небу: «Я приветствую тебя, солнышко!»

Деревце

        Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите их ладонными друг к другу, потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх представьте крепкое, сильное деревце, стройный ствол тянется к солнцу. А наш организм, как деревце, наливается силой, крепостью, бодростью, здоровьем.
Опустите руки и расслабьтесь. Выполняется 15-20 сек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий  обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности....

" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"

Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно...

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

Принципы,средства здоровьесберегающей технологии....

Обобщение опыта Здоровьесберегающая педагогика

Здоровьесберегающая педагогика Базарнова В. и другие технологии...

«Здоровьесберегающая педагогика»

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения ...