Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
методическая разработка на тему

Бородина Ирина Анатольевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное

учреждение гимназия «Альтернатива»

ДОКЛАД

«Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики»

                                        ВОСПИТАТЕЛЬ:

Бородина И.А.

Елец -2013


Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация  учебной деятельности. Почему  количество детей, пришедших в 1 класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания (25—35%), увеличивается к концу обучения в школе? Почему только 8—10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят из школы неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

В одно и тоже время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения, которые не отрицаются друг другом, а эволюционируют к более совершенным. В каждой из известных технологий можно назвать ряд преимуществ либо недостатков. Наиболее распространены в деятельности нашей современной школы технологии: традиционное и развивающее обучение.

Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в «школу знаний», что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы учащихся как в конце учебного дня, так и к концу учебного года.

В системе РО (технологий развивающего обучения) по которой работает наша гимназия  весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка. Основные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в отличие от традиционного обучения, отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

Игровые технологии, протекающие в специально организованных условиях по определенным правилам, разворачиваясь на деятельностной основе путями и средствами, адекватными возрасту учащихся, постепенно разовьются в учебную деятельность.

Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль.

Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики — сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для первоклассников минимально 200, и максимально до 9000 движений в час (Н.Т. Лебедева).

Физические упражнения и, прежде всего, движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим.

Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня.

Полезно дать ученикам задание составить режим дня, учитывающий особенности их характера, склонности, дела по дому, рекомендуйте взять за правило не терять ни минуты даром, работать и отдыхать по часам, перед сном отчитываться перед самим собой, как прожит день.

Распорядок дня и двигательный режим для учащихся, занимающихся в кружках физической культуры, в спортивных секциях, в детских спортивных школах, а также для тех детей, которые индивидуально занимаются музыкой, рисованием, разрабатывается в зависимости от конкретных условий родителями в тесном контакте с руководителями кружков и групп, а в первую очередь с учителем класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД

Краткое описание педагогического опыта по теме "Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД"...

"Создание условий для организации учебной деятельности через использования ИКТ"

Обобщение опыта учителя начальных классов."Создание условий для организации учебной деятельности через использования ИКТ" Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий...

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно...

Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения

Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения...

Квалификационная работа "Организация учебной деятельности в здоровьесберегающей технологии "Школа развития индивидуальности"

В настоящее время наблюдается глубокий разрыв между всё возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни, обусловленной традиционной формой образования....

Статья ,,Здоровьесберегающие технологии. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке ( практические рекомендации)."

   Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из главных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый  нищий счастливее больного коро...

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...