Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД
статья (2 класс) по теме

Краткое описание педагогического опыта по теме "Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание педагогического опыта

педагога МБОУ «Заглядинская средняя

общеобразовательная школа»

Равиловой  Анруси        Шарифияновны

Тема опыта

« Групповая форма организации учебной деятельности

как условие формирования коммуникативных УУД».

Идея опыта

        Образование как ведущий институт социализации личности должен создать условия для формирования представителя гражданского общества.  В современном обществе возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

Сведения об авторе

Равилова  Анруся        Шарифияновна        

Адрес места постоянного проживания: 461710 Оренбургская область Асекеевский район ст. Заглядино ул. Садовая 23

Пол: женский    

Дата рождения:  28 июня 1969 г.

Образование: высшее Орский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко 1992г специальность – учитель начальных классов                         

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заглядинская средняя общеобразовательная школа» Оренбургской области Асекеевского района ст. Заглядино, учитель  начальных классов I квалификационной категории

Почтовый адрес общеобразовательного учреждения:  461705, Асекеевский район, Оренбургская область ст. Заглядино,  ул. Почтовая, д.62 б

Стаж работы: общий 20 лет,

в отрасли   20 лет,

 в  данном ОУ 20 лет

Е-mail: shcola-zag@mail.ru


     

        На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

-внедрение стандартов второго поколения в начальной школе;

-изучение методической литературы;

-вовлечение в работу экспериментальной площадки по внедрению ФГОС;

-организация учебной и внеурочной  деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС НОО;

-курсы повышения квалификации.

         Образование как ведущий институт социализации личности должно создать условия для формирования идеального представителя гражданского общества.  В связи с этим в  современном обществе возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества. Данный опыт позволяет эффективно решать  учебно-воспитательные задачи;   совершенствовать содержание образовательной и воспитательной деятельности.

        Новизна опыта в целеполагании  - ранее известные формы организации учебной деятельности применяются для формирования коммуникативных УУД, позволяют  рационализировать  педагогическую деятельность. Если раньше групповая форма организации учебной деятельности применялась для рационального использования времени на уроке, то сейчас эта форма решает наряду с образовательными задачами и воспитательные.

        Рекомендовано использовать этот опыт педагогам, которым предстоит внедрять новые образовательные стандарты и проектировать универсальные учебные действия. Область применения опыта широкая:  как  дошкольного возраста так и старшего школьного возраста (с изменением степени трудности заданий).

         Опыт экономичен, оптимален в затратах и подготовке. Для достижения определенного результата  больших затрат и подготовки не требуется. Практически каждый педагог владеет методикой организации групповой работы учащихся. Необходимо только организовать эту деятельность и для решения других задач, актуальных на сегодняшний день (в условиях перехода на новые образовательные стандарты).

         Одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке является групповая работа. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся функций выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы.

Учитель должен всё время осуществлять тщательный контроль за работой детей, учить их сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении упражнений, решении задач. Для успешной организации совместной учебной работы учащихся важно учитывать их взаимоотношения во внеурочное время. Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности, санитарно-гигиенические и медицинские условия. Можно прибегнуть к социометрической методике.

В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.  Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую.  Возникает жизненная проблемная ситуация: мирного сосуществования  в группе, нахождение компромиссов.

         Консультантов (или капитанов)  выбираем по - разному (в зависимости от целей работы и планируемых результатов). Это может быть: а) выбор учителя; б) голосование детей (вариант: за себя не голосуем), в) добровольное лидерство (после ознакомления с функциями капитана), г) выбор детей по качествам (умеет то или другое, лучше других)

Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Они дополняют друг друга. Эти учащиеся продвигаются одним темпом, но им нужна оперативная помощь учителя. Без направляющей деятельности учителя эти группы эффективно работать не могут.

Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Успешный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее успешному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее, приобретает навыки управления, саморегуляции, оценочной деятельности.

        Оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах, формирование групп из 5-6 человек требует особой расстановки мебели.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются, осуществляется оптимальный выбор способов решения.

        Групповую форму деятельности  я практикую при организации практической работы.  На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна для развития творческих способностей каждого ученика. Каждая группа получает карточку с заданиями. Ученики в группе приступают к работе. В случаях затруднения плохо подготовленному ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Всю работу в группе организует капитан. Учителю необходимо весь процесс держать в поле зрения, чтобы помощь была оказана корректно, чтобы ученик, который затрудняется, не чувствовал психологического дискомфорта, а помогающий не показывал своё превосходство.

        Групповая форма работы оправдывает себя  при повторении ранее изученного материала. Работа  учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся. Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. На доске заранее записаны вопросы, отвечая на которые, учащиеся отчитываются перед собой и группой в том, как усвоили материал. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения. Я в это время наблюдаю за их работой, выясняя неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.  

         Результаты работы заметны уже на первых занятиях. Учащиеся охотно идут на общение со сверстниками, активнее включаются в коллективную работу, меньше становится конфликтных ситуаций, связанных с коммуникативными компетенциями, адаптивный период проходит безболезненно, снимается тревожность у учащихся, количество детей «изолированных» от коллектива снижается.

Равилова Анруся Шарифияновна- учитель начальных классов

МБОУ «Заглядинская средняя общеобразовательная школа»

Асекеевский район Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся

В статье рассказываю о преимуществах использования информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства. Данная статья была размещена в сборнике Областной научно-практиче...

Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились  материалами из опыта раб...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...

Формы учебной деятельности как условие формирования УУД

Формы организации  учебной деятельности....


 

Комментарии

Кудрявцева Валентина Алексеевна

Спасибо, за интересный материал. Взяла на заметку для использования в своей работе.