Формы учебной деятельности как условие формирования УУД
статья

Шарапова Елена Пагбаевна

Формы организации  учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_uchebnoy_deyatelnosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                       МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н.Сосорова»

Доклад по теме

«Формы учебной деятельности как условие формирования УУД»

 Подготовила: учитель начальных классов Шарапова Е.П.

2015г.

    Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

 А. Дистервег

           Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.  

        В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к  активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Это требует разнообразия в подборе форм организации  учебной деятельности.

     Рассмотрим некоторые из них:

 Учебное сотрудничество

Творческая, проектная,   учебно – исследовательская  деятельность

Контрольно – оценочная и  рефлексивная деятельность

Трудовая деятельность

Спортивная деятельность

Форма

Учебное сотрудничество

 Цель

 

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с  использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

             Методы и приемы,

           используемые в работе

1. Технология КСО

2.Паспорт коллективной работы

3. Раскадровка

(Составление плана/раскадровки  для составления простого и развернутого плана(рисованного) прочитанного произведения)

форма

Творческая, проектная,   учебно – исследовательская  деятельность

 Цель

Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально –   значимых инициатив и др.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов

Методы и приемы,

используемые в работе

1. Модель “Создай паспорт”

2. Синквейн

3. Метод сравнения версий

(Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с  вариантами одноклассников, авторскими вариантами.Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.)

4. Метод «Если бы…»

(Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Сегодня в город прибывают  инопланетяне. Ваши действия».)

5. "Тетрадь открытий"

6. «Дерево подсказок»

форма

Контрольно – оценочная и  рефлексивная деятельность

 Цель

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как

система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

Центральной функцией самооценки является регуляторная функция.

Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью

ребенка.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

*постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности

(оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

*предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

способы взаимодействия, собственные возможности осуществления

деятельности;

*организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

*формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

*формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и

самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

*организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

       Методы     и приемы                      используемзуемые

                         в работе

  1. Технология ПОРТФОЛИО –“Портфель ученика”
  2. Приём «Оцени работу друга»
  3. Линеечка «Моя оценка»

    4. Оценочный лист

форма

Трудовая деятельность

 Цель

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Методы и примы,

используемые в работе

  1. «Мы дежурим!»
  2. Акция «Чистый двор»

форма

  Спортивная деятельность

                            Цель

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

                      Методы и приемы,                     используемые в работе

1.Работа кружка «Чемпионы

2. Организации динамических перемен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД

Краткое описание педагогического опыта по теме "Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД"...

Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня

В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...

Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО

Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

Выступление: Разнообразие форм учебной работы как условие формирования УУД, 2015-2016 уч.г.

В выступлении описаны формы учебной работы, помогающие педагогу формировать у обучающихся универсальные учебные действия...