Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня
статья по теме

Продан Эльвира Михайловна

В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для правильного выполнения заданий по разным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоподготовка как организационная форма

учебной деятельности

в условиях продленного дня

/ Выступление на методическом объединении воспитателей /

2013 год

Воспитатель:   Продан Э.М.

Г. Санкт- Петербург

Структурные элементы самоподготовки

Старое дидактическое правило «учить детей учиться» никогда не было так актуально, как сейчас. Эту работу начинает учитель на уроке и продолжает воспитатель во внеурочной деятельности. Существует тесная взаимосвязь между уроком и самоподготовкой. Чему учитель научил на уроке, то и умеет делать ученик во время выполнения домашнего задания. Можно считать самоподготовку одним из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя.

Самоподготовка – это организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы. Да и сами домашние задания имеют не только чисто учебное значение, но и играют большую воспитательную роль: они помогают воспитывать организованность, требуют собой внимательности от учеников.

В самоподготовке как своеобразной форме организации учебной деятельности в условиях продленного дня можно выделить следующие структурные элементы:

  1. организация начала самоподготовки;
  2. подготовка к самостоятельной работе;
  3. самостоятельная работа детей;
  4. самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
  5. подведение итогов работы;

Еще в первом классе ребята были ознакомлены с основными правилами по организации  рабочего места (см. Памятку) и правилами поведения. Главные требования – это работать самостоятельно, не мешать окружающим и не говорить вслух. Как воспитатель я тоже подчиняюсь последнему правилу, так как дети и со стороны взрослого должны увидеть уважительное отношение к приготовлению уроков как к важному и серьезному делу.

Организационный момент по времени занимает не более двух минут. Мы проверяем, все ли есть на партах для дальнейшей работы.

Следующий этап – подготовка к самостоятельной работе. Мы проверяем, у всех ли детей записано задание в дневнике; одновременно с этим задание записывается на доске. Дальше определяем последовательность выполнения заданий. Это достаточно трудный вопрос в работе воспитателя. Обычно мы начинаем работу с самого трудного и объемного задания. Затем вспоминаем, какие темы изучали на уроке, повторяем уже пройденный материал, отрабатываем навыки устного счета. Чаще всего это проходит в игровой занимательной форме.

Например, дети любят играть в «Математическую цепочку». Воспитатель называет действия, а промежуточные ответы не называются:

2 * 10: 4 + 40 : 9 – 2 * 12 : 4 * 9 – 1 : 10 = ?

При изучении темы «Части речи» можно отрабатывать умение образовывать прилагательные и глаголы от существительных: одна команда называет существительное, другая - прилагательное от этого слова, третья-глагол. Трудность в том, что дети, придумывающие существительное, предварительно сами должны знать, что от этого слова можно образовать другие части речи.

В самостоятельной работе можно выделить два этапа: подготовительный и исполнительский.  На подготовительном этапе  ученик осмысливает задание, составляет план работы, на исполнительском – выполняет и проверяет его.

Отсюда можно определить структуру самостоятельной работы для ученика:

  • анализ работы, задания;
  • поиск способов его выполнения;
  • планирование работы;
  • выполнение задания;
  • самопроверка, самооценка;

Следовательно, навыки и умения самостоятельной работы – это система приемов, которая помогает ученику самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.

Чтобы ребенок мог самостоятельно работать, необходимо дать подробный инструктаж. Чаще всего это делает учитель на уроке. Если ученик не понял задание, с ним можно индивидуально его разобрать, найти и показать аналогии и образцы в тетради или в учебнике.

Для каждого ученика привычкой должно стать требование сначала выучить правило, а затем выполнять упражнение, где первоначально ответить на все устные вопросы, а затем только выполнять письменное задание.

Полезно также введение различного рода памяток: «Как выполнять домашнее задание по русскому языку», «Как решить задачу», «Как выучить стихотворение» и т.д.  (см. Приложение).

В результате организационной работы, проведенной на втором этапе самоподготовки, каждый учащийся должен уяснить содержание задания, самостоятельно или с помощью воспитателя составить программу собственных действий.

Самостоятельная работа младших школьников – основной элемент самоподготовки, на нее отводится большая часть ее времени. Воспитателю в это время необходимо поддерживать обстановку сосредоточенной работы. Детей, которые не уверены в своих силах или сомневаются в правильности выполнения задания, можно стимулировать такими высказываниями как «подумай, и у тебя получится», «постарайся сделать хорошо», «реши сам», «напиши чисто, красиво, без ошибок», «будь внимательнее». Такие слова побуждают учащихся проявлять волю, настойчивость, учат доводить начатое дело до конца.

В необходимых случаях нужно оказывать и индивидуальную помощь, которая строится на более глубоком осознании текста учебника. Воспитатель не разъясняет материал, а учит ребенка работать с книгой. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя. Здесь можно приучать детей работать по часам, экономить время: на каждый вид работы отводится строго определенное количество времени, по истечении которого все дети переходят к выполнению задания по другому предмету. Индивидуальную работу с учащимися также нужно направить на  выявление причин отставания, медлительности выполнения заданий и их устранения. Нельзя оставить без внимания и тех учащихся, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. Им можно предложить разгадывание кроссвордов, чтение книг, игры (математические и по грамматике), задачи на развитие логического мышления и другой занимательный материал. Можно также назначить таких детей консультантами по предметам.

Наряду с индивидуальной формой организации учебной деятельности можно использовать и групповую работу учащихся. Здесь уместно проводить учебную игру, основанную на элементах телепередачи «Что? Где? Когда?». Это хорошо, когда нужно подготовить ответы на вопросы в конце статьи по природоведению, подготовить пересказ по чтению, выучить наизусть правило, стихотворение.

Групповая работа полезна тем, что дети глубже осмысливают изучаемый материал, учатся работать коллективно. При таком виде выполнения заданий можно в каждой группе выбрать капитана, который будет выполнять функции консультанта.

Последний структурный элемент самоподготовки – проверка и оценка знаний учащихся. Сначала лучше организовать самопроверку, которая приучает детей контролировать свои действия. Можно провести и взаимопроверку, где дети меняются тетрадями. Нужно научить ребят, что в тетради товарища ошибку исправлять не нужно, а нужно лишь указать строчку, где она допущена. Такая работа способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Чтобы сформировать навыки самоконтроля, необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задачи, примера. Самоконтроль – это умение ученика оценить свою работу с двух точек зрения:   -Верно ли я сделал? –Все ли я сделал (ответил)?

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь  требуется дать оценку работе каждого учащегося, отметить тех, кто работал самостоятельно, подбодрить неуверенных в себе учеников, поощрить добросовестных, показать отличные работы.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее придумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. К детям предъявляются единые требования, которые вырабатываются учителем вместе с воспитателем.

Работая над совершенствованием описанных выше этапов самоподготовки, решается и главная задача: формирование умений и навыков самостоятельной работы у младших школьников. Эти навыки особенно необходимы учащимся для их успешной  учебы в старших классах.

 

Список используемой литературы.

  1. Гурвич Л.Б.        «Работа воспитателя в группе продленного дня» (1-3 классы)

                                       М., «Просвещение», 1982. с 27-42

2. Мир детства:       Младший школьник. /Под редакцией Хрипковой А.Г./

                                  М., Педагогика., 1981 с 111-143.

3. Свидерский К.П. «Взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы  в

                                  режиме продленного дня».-Начальная школа №3 1987. с.50-53

4. Мор Г.Я.              «Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у  

                                  учащихся» - Ж. «Начальная школа» №10 1988 с. 18-21.

5. Ершова Е.А.        «Воспитатель как организатор самоподготовки»

                                   Ж. «Начальная школа» №10 1988 с. 63-65.

Приложение

Памятка

Как готовить домашнее задание по русскому языку.

  1. Сделай работу над ошибками.
  2. Выучи правило. Обрати внимание на чистописание.
  3. Прежде чем выполнять упражнение, внимательно прочитай задание к нему, разберись как его делать.
  4. Выделяй в тетради все трудные орфограммы.
  5. Проверь, не требуется ли в упражнении выполнить дополнительное задание: различные виды разбора, ответить на вопросы и т.д.
  6. Проверь выполненную работу.

Памятка

1. Садись за уроки в одно и тоже время.

2.  Проветри комнату (классное помещение) за десять минут до начала работы.

3.  В комнате (классе), где ты работаешь, должно быть тихо.

4.  Стол, за которым ты работаешь,  должен быть чистым.

5.  Проверь освежение.

6.  Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

7.  Приготовь письменные принадлежности, необходимые для занятий.

8.  Разложи удобно учебники и тетради.

9.  Убери со стола все лишнее.

10.Пришло время начать работу. Сядь на стул удобно. Открой дневник и учебник...

Памятка к работе над задачей

  1. Прочти внимательно задачу.
  2. повтори условие и вопрос задачи.
  3. Кратко запиши задачу (сделай таблицу или рисунок (чертеж)).
  4. Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
  5. Составь план решения задачи (устно).
  6. Запиши решение и вычисли ответ.
  7. Проверь решение.

 

Памятка к работе над стихотворением

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
  3. Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения  можно  подписать под картинками?
  4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и  героев  произведения?
  5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?
  6. Что вам понравилось в стихотворении?
  7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

выступление на методическом объединении воспитателей гпд...

доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...

Организация внеурочной деятельности в условиях группы продленного дня "Моя малая Родина"

Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации "Содержание и организация работы воспитателя ГПД в условиях реализации ФГОС"....

Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.

Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного...

Формы учебной деятельности как условие формирования УУД

Формы организации  учебной деятельности....

Статья- Применение новых организационных форм учебной деятельности

Развитие орфографической зоркости при изучении словарных слов...