Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.
методическая разработка на тему

Шувалова Анна Сергеевна
Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного дня становится все более значимой. Объясняется это тем, что реализация положений федерального государственного образовательного стандарта происходит не только на уроке, но и переносится на внеурочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Организация самоподготовки

в условиях группы продленного дня

Введение.

Основная часть:

  • Понятие Самоподготовка. Цели. Задачи.
  • Функции самоподготовки
  • Характеристика состояния учащегося на самоподготовке
  • Основные этапы самоподготовки
  • Требования к самоподготовке

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного дня становится все более значимой. Объясняется это тем, что реализация положений федерального государственного образовательного стандарта происходит не только на уроке, но и переносится на внеурочную деятельность. Специфика деятельности, организованной вне урока, состоит в том, что ребенок не только и даже не столько должен узнать что-то новое, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то  в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо больше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основная часть

Одним из ведущих видов познавательной деятельности, форм учебной деятельности учащихся в условиях работы группы продлённого дня является самоподготовка, в ходе которой под руководством воспитателя целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы детей по выполнению домашних заданий, закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках.

Самоподготовку принято считать второй основной формой обучения детей. Как учебное занятие, самоподготовка выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции.

В этой связи изучение методических основ эффективной организации самоподготовки является актуальной проблемой для педагогов, работающих в группе продленного дня, поскольку глубокое овладение вопросом позволяет продуктивно взаимодействовать с детьми в рамках данного режимного момента.

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки - привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение, способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

Задачи самоподготовки:

1) создание условий для продолжения обучения вне урока путём самообразования и самообучения (закрепление и повторение изученного на уроках материала);

2) формирование доступных умений и навыков для самостоятельного изучения материала и прочного его усвоения (исполнительный навык, навык самостоятельной работы);

3) расширение и углубление знаний по содержанию учебных предметов;

4) развитие интереса к учению и расширению границ учебной работы.

Руководство самоподготовкой учащихся осуществляет воспитатель. При этом он обеспечивает преемственность содержания образования на уроке и во внеурочное время. В процессе самоподготовки на первый план выдвигается задача развития навыков учебной самоподготовки детей, закрепления и применения знаний на практике.

В отличие от урока самоподготовка содержит в себе элементы самообразования и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели в ГПД приучают детей:

  • к определённому порядку приготовления уроков;
  • к рациональному и эффективному использованию времени;
  • к четкому и аккуратному выполнению;
  • к умению  выполнять сосредоточенно, систематически;
  • к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • к порядку, удобному использованию необходимых учебных пособий.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее:

  • уровень общеучебных умений и навыков учащихся;
  • уровень навыков самостоятельной работы;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня самоподготовка становится второй основной формой обучения. Занятия организуются ежедневно и являются важным режимным моментом в условиях продленного дня.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

Характеристика состояния учащегося на самоподготовке: 

Активно-самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.

Зависимо-самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.

Принудительно-исполнительское

Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.

Бесконтрольно-исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.

Самопроизвольное

Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: "хочу - учу, не хочу - не учу"; "нравится - работаю, не нравится - не работаю"; "легко - сделаю, трудно - не буду". Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое, весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель согласовывает и соразмеряет воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации.

Основными этапами самоподготовки являются:

- подготовка детей к работе (организационный этап);

- самостоятельное изучение материала;

- самоконтроль и самооценка;

- заключительный педагогический контроль.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3. Чистота оконных стекол.

4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6. Поддержание нормального температурного режима.

7. Регулярное проветривание классных комнат.

8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11. Поддержание чистоты и порядка в классе.

12. Соблюдение школьниками личной гигиены.

13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14. Проведение "физкультминуток".

15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16. Устранение шумовых раздражителей.

17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2. Задания ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, воспитатель поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и делает самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Заключение.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Необходимо тесное взаимодействие, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации внеурочной деятельности (проблемно-ценностное общение; познавательная, игровая и трудовая деятельность).

Список использованных источников.

  1. Лободина Н.В., Кисилева Ю.А. Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно-игровая деятельность. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин, 2015.

  1. Пашнина В.М. Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации. ФГОС. – Учитель: Воспитание в школе, 2017

  1. Платонова. М.А. Организация проведения самоподготовки в условиях группы продленного дня /М.А.Платонова //  - 2008. - №11. – С.59-63.

  1. Анцибор М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём/ М.М. Антибор И.Ф. Голованова. - М., 2006.

  1. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1-4 классы)/ А.А. Огородников. - М., 2009.

  1. Садовничая 3.Ф. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня/ З.Ф. Садовничая. – М., 2008.

  1. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продлённого дня/ Б.С.Кобзарь. - К., 2002.

  1. Агафонова К.В. Продлённый день в школе/ К.В. Агафонова. - М., 2004.

  1. Баранцев С.А. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня/ С.А.Баранцев. - М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

выступление на методическом объединении воспитателей гпд...

доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...

Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"

В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности  само...

Организации самоподготовки в условиях группы продленного дня

Доклад, в котором я представляю свой опыт работы по организации самоподготовки в условиях группы продленного дня....

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

      Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного ...