Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"
учебно-методический материал по теме

Козьменко Валентина Алексеевна

В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности  самоподготовки для учащимися.

Описаны правила организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении домашней работы. 

Даны подробные рекомендации по успешному выполнению домашнего задания ( по математике, русскому языку, заучиванию стихотворенийи т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся.

"Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я смогу запомнить.

Позволь мне сделать самому –

И это останется со мной навсегда”

            Китайская пословица

     В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет

образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику.

б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по русскому языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).

в) выполнение письменных упражнений по русскому языку, математике и другим предметам.

г) выполнение творческих работ по чтению.

д) подготовку докладов по изучаемому материалу.

е) проведение наблюдений по окружающему миру.

Правила организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении домашней работы.

Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.

Второе: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа — только 28%.

Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое — когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.

Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.

        Рекомендации по самоподготовке в группе продлённого дня.

Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это подготовка рабочего места к занятию (необходимые учебники, тетради. Письменные принадлежности, сигнальные карточки, памятки по выполнению домашних заданий).

Воспитатель, показывая на часы, которые обязательно стоят на столе или  висят  на  стене  класса, уточняет  время,   отведённое  на  выполнение письменного задания,  обращает внимание детей на правило  «Выполняй домашнее задание правильно, аккуратно, самостоятельно», напоминает детям о правильной осанке и предлагает приступить к выполнению домашнего задания.

Основная задача воспитателя - прививать и развивать навыки самостоятельной систематической работы при подготовке уроков. В ходе самоподготовки воспитатель организовывает самопроверку и взаимопроверку учащимися домашнего задания, затем проверяет сам. Особое внимание уделяет слабоуспевающим и сильным учащимся. Перерыв между выполнением домашнего задания проводят сами ребята в форме физкультминуток. Воспитатель проводит корригирующую гимнастику. Учащиеся, которые справились раньше с домашним зданием, получают яркий красочный конверт с загадками (отгадки которых нужно нарисовать), несложным красочным кроссвордом.

Для развития у детей коммуникативных способностей можно «ввести» на самоподготовку сказочный персонаж или игрушку.

Высказанная таким образом педагогическая оценка не воспринимается учениками как оценка, но корректирует поведение детей и воспитывает позитивное отношение к воспитателю и его требованиям.

Выполнение домашнего задания является ограниченным продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем.

В свою очередь навыки и умения, предлагаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают своё развитие на уроке. Поэтому тесная связь воспитателя и учителя способствует совершенствованию самоподготовки школьников.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения домашнего задания, обязательно отмечает тех, кто хорошо потрудился, зачитывая фамилии ребят, чьи тетради оказались в папке Почёта.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

  1. Необходимо соблюдать распорядок дня. Начинать выполнять домашнее задание необходимо после небольшого отдыха и прогулки на свежем воздухе.
  2. Если вы более интенсивно работаете вначале занятий, то начинать следует с более трудных предметов. Если вы долго «раскачиваетесь», то лучше начинать выполнять домашнее задание с лёгких предметов.
  3. По тем предметам, где дается сразу и устное и письменное задание, необходимо начинать с устного задания, т.е. сначала выучить правила, затем выполнять упражнения.
  4. Очень важное условие успеха - это самостоятельная, систематическая и глубокая работа над устными заданиями. Это должно быть не простое чтение параграфа. Необходимо: прочитать параграф с карандашом в руках; расчленить параграф на логические отрывки; записать даты и имена на черновик; пересказать параграф.

СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ ОЧЕНЬ СКОРО ПРИНЕСЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ СЭКОНОМИТ МАССУ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ, МУЗЫКОЙ И ДРУГИМИ ЛЮБИМЫМИ ДЕЛАМИ.


Правила запрета и правила разрешения во время самоподготовки.

Правила запрета

  • нельзя опаздывать на самоподготовку;
  • нарушать тишину;
  • отвлекать товарищей от работы;
  • использовать методы работы, вызывающие шум;
  • вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
  • беседовать с воспитателем в полный голос;
  • громко давать консультацию;
  • недобросовестно выполнять задания;
  • считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Правила разрешения

  • можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
  • пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
  • выходить из класса на время;
  • самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
  • при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
  • оказывать помощь товарищам;
  • делать паузы для кратковременного отдыха;
  • обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
  • проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
  • отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
  • после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
  • заучивать стихотворения и т. д.

ПАМЯТКА для учащихся "Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:

  • всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке;
  • старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
  • забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Как готовить домашнее задание.

  • Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  • Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе
  • Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
  • Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 2 часа.
  • Выполняй задание четко, аккуратно.
  • Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на 18 минут.
  • Выполняй все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли урокам готов.

Рекомендации к решению задач:

  • прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
  • повтори условие задачи и ее вопросы;
  • подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
  • подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
  • подумай, по какому плану будешь решать задачу;
  • проверь ход решения, ответ.

Как решать задачу по математике.

  • Прочитай внимательно задачу, найди в ней условие и вопрос.
  • Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
  • Запиши краткое условие к задаче, начерти схему или сделай рисунок.
  • Повтори задачу по краткой записи.
  • Подумай, что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи.
  • Проговори, что тебе уже известно и что надо ещё найти.
  • Составь план решения задачи.
  • Запиши решение задачи.
  • Перечитай вопрос.
  • Запиши полный ответ задачи.

Как решать примеры.

  • Перепиши пример.
  • Определи, как решать пример — устно или письменно.
  • Определи порядок действий.
  • Выполни действия; при необходимости записывай промежуточные результаты.
  • Запиши окончательный результат.
  • Проверь свои вычисления.

Как готовить домашнее задание по русскому языку.

  • Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.
  • Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания к упражнению.
  • Прочитай всё упражнение и устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу — сначала по смыслу, а потом по написанию.

Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу, нет ли пропуска нужных слов, наконец, о чём говорится в предложении, бывает ли так на самом деле.

Рекомендации к списыванию текста:

  • прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
  • повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
  • выдели орфограммы в списываемом тексте;
  • прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
  • повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
  • пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
  • проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Как научиться правильно списывать предложение.

  • Прочитай предложение.
  • Найди непонятные слова и выясни их смысл.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверить. Устно подбери проверочные слова, вспомни правило.
  • При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
  • Проверь написанное, читая каждое слово по учебнику по слогам.

Как отвечать на вопрос

  • Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.
  • Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.
  • Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.
  • Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словам

Как проверять безударную гласную в корне слова

  • Поставь в слове ударение.
  • Обозначь корень слова.
  • Подчеркни безударную гласную в корне.
  • Подбери проверочное родственное слово с таким же корнем, чтобы эта безударная стала ударной.
  • В проверочном слове тоже поставь ударение, выдели корень, убедись в том, что безударная стала ударной, подчеркни ее двумя чертами.
  • Например,
  • Гроза — грозы, далекий — даль, ослабел — слабый.
  • Если буква у тебя вызвала сомнение, ты немедленно ее поставь под ударение

Как проводить разбор слова по составу.

  • Выясни смысл слова.
  • Определи часть речи. (Узнай, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает.)
  • Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам (падежам), выдели изменяемую часть, обозначь её значком.
  • Обозначь основу.
  • Найди в слове корень. Для этого подбери родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравни слова и найди общую часть родственных слов. Это будет корень. Обозначь его значком.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова с приставкой или без приставки. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Выдели её значком.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования слова. Обозначь суффикс значком ^.
  • Назови по порядку все части слова.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  • приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
  • тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
  • громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
  • прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
  • через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
  • через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
  • перед сном еще раз повтори стихотворение;
  • утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Учим стихотворение.

  • Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  • Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты.
  • Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его построение, интонацию, ритм.
  • Прочитай стихотворение еще два-три раза. Постарайся его запомнить.
  • Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  • После того как приготовишь остальные уроки, еще два—три раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  • Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  • Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее:

  • Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
  • Выучи первый отрывок.
  • Выучи второй отрывок.
  • Повтори первый и второй отрывки вместе.
  • Выучи третий отрывок.
  • Расскажи наизусть все стихотворение.
  • Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  • Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Как готовить задание по внеклассному чтению.

  • Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
  • Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.
  • Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.
  • Прочитай предисловие или вступление.
  • Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.
  • Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
  • Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.
  • Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
  • Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, на звание издательства, количество страниц. На оборотной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам.

Как работать с учебником.

  1. Работайте с заголовком.
  • Прочитав заголовок, остановись.
  • Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
  • Поставь вопросы, на которые по твоему мнению в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

2. Работай с текстом.

  • Обращай внимание на непонятное в тексте. Выпиши непонятные слова.
  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

3. Веди диалог с автором.

4. Выделяй главное.

  • Старайся отделить главное от второстепенного.
  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.
  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
  • Делай выписки.
  • На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь, перескажи текст по плану. Проверь себя.

5. Работай с вопросами в конце текста.

  • Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.

Как найти нужную книгу в библиотеке.

  • Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
  • Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу. Найди эту книгу среди имеющихся книг.
  • Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях группы продленного дня "Моя малая Родина"

Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации "Содержание и организация работы воспитателя ГПД в условиях реализации ФГОС"....

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

"Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"

   Данную тему я выбрала неслучайно, поскольку сама являюсь воспитателем ГПД.     Считаю, что успех воспитательной работы в целом зависит от:...

Методическая разработка внеурочного занятия "Спортивный час" в группе продленного дня

Внеурочное занятие "Спортивный час" в группе продленного дня по теме "Если на улице идет дождь"....

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Методическая разработка на тему: «Один день в группе продленного дня».

В этой разработке я предлагаю ознакомиться с примерным планом одного дня в ГПД....