Инновации-сегодня, традиции- завтра.
статья по теме

Митрейкина Вера Борисовна

об инновациях  и  традициях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_i_traditsii_1.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Инновации - сегодня, традиции - завтра!

       Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание.   Словарные  значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

     Инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в условиях кризиса. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение - в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность.

    Традиционная педагогическая система, эффективность которой согласно статистическим исследованиям составляет не более 60%, не может быть реорганизована единовременно по всем параметрам. Требование постепенности - одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере. Многие теоретики педагогической науки считают, что улучшения, связанные с протеканием инновационных процессов во всей системе, в лучших случаях не превысят нескольких процентов. Более того, система, подвергнутая реорганизации, будет некоторое время функционировать хуже традиционной. Таковы законы системности.

   Итак, инновационный поиск в образовании должен начинаться с создания или принятия фундаментальной научной концепции, изменения парадигмы воспитания. Введение инноваций в процесс обучения, по общему мнению, должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени.

    Фундаментальным положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях "человек-человек", на ценностное восприятие личности и мира. Инновационная деятельность в образовательной сфере тем более сложна и ответственна, что связана с высокой значимостью человеческого фактора. В педагогике, как известно, главное противоречие возникает в области развития личности. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений "учитель-ученик" в модель "человек-человек", что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как "совокупности психических процессов", которые предстоит развивать.

     Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.

     Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

      Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.

      Одним из направлений модернизации гимназии является дифференциация  и индивидуализация обучения. Педагогический коллектив участвует в эксперименте по предпрофильной подготовке и профильному обучению, что значительно расширило и улучшило качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения  школьников, созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы.

       Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас прогрессивные шаги.

 Современные образовательные технологии  использование учителями на уроках:

Личностно- ориентированное обучение

Информационно- коммуникационные технологии        

Проектно - исследовательская технология      

Здоровьесберегающие технологии        

Блочно – модульная технология

Игровые технологии

 переход на новые УМК и соответственно, освоение авторских технологий:

-Развивающая система Л.В.Занкова      

-Образовательная система «Школа 2100»  

-Образовательная система « Школа 21  века»

сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой и др.);

введение предмета "Информатика со 2 кл;

воспитательные проекты классных руководителей, сопровождающиеся диагностическими исследования с участием всех специалистов школы.

организованы и функционируют профильные классы

 разработка учителями собственных элективных курсов;

Внедрение дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, профиль-классах, курсах для учителей);

использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов;

         В гимназии планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации педагогических кадров. В настоящее время 100% учителей  гимназии прошли обучение  по овладению информационными технологиями.

     В гимназии уделяется пристальное внимание вопросам аттестации педкадров. Состав учителей с высшей и первой квалификационными категориями возрос за последние 3 года,  что является доказательством эффективной методической работы в гимназии.

         Гимназия принимает активное участие в реализации ПНП «Образование». Многие учителя гимназии являются победителями конкурса лучших учителей в рамках ПНПО. Педколлектив школы  в 200-200 учебном году участвуя  в конкурсе  лучших  школ  в  рамках ПНПО стал победителем.  

       Передовой педагогический опыт учителей гимназии обобщается и распространяется в  районе через открытые уроки, мастер-классы  на базе нашей гимназии.

     Гимназия   приобрела медиатеку, современное компьютерное оборудование.

 Успешно реализуется направление - работа  с одаренными учащимися. Эта работа осуществляется как через учебную так  и внеклассную деятельность, индивидуальную работу. Результатом эффективной работы является то, что ежегодно учащиеся гимназии становятся победителями призерами на разных уровнях.

      В гимназии осуществляется методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся.  Учителями   разработаны и реализованы программы,  на основе стандарта базового и профильного уровней,  разработаны и предложены учащимся ряд программ элективных курсов.

    Развивается служба мониторинга, результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы гимназии по различным направлениям. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы.  Анализ результатов итоговой аттестации показывает, что подавляющее большинство выпускников школы подтверждают свои оценки, в том числе и в форме ЕГЭ.

        Следует отметить, что Зубово-Полянская  многопрофильная  гимназия  богата своими традициями, замечательными педагогами - мастерами своего дела: славится добрыми делами и знаниями учащихся.  Наша  гимназия  выделяется среди других школ района прежде всего своими традициями патриотического, эстетического и нравственного воспитания.

   Имея высокий творческий потенциал педагогический коллектив гимназии находится в постоянном поиске новых идей, изучает инновации, применяет в своей работе элементы новых педагогических технологий. С целью повышения профессионального мастерства учителей школа налаживает сотрудничество с преподавателями кафедры начального образования МРИО, систематического взаимодействия с другими школами, включение учителей в самообразовательную деятельность.

    Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование

     Очень часто многие из нас с вами задумывались над тем, как довести до маленьких головок наших учеников тот шквал информации, тот учебный материал, который обрушивается на них с самых первых дней появления в школе. И при этом преодолеть перегрузку, переутомление  детей, избежать стрессовых ситуаций, не загубить здоровье подрастающего поколения.

Я думаю, не используя правильных, обоснованных принципов и методов обучения можно довести детей до крайней усталости и неврозов, связанных с обучением.

    Я знакома со многими программами для начальной школы, но считаю, что программы ОС «Школа 2100» отвечает на поставленные вопросы.  Образовательная цель  системы «Школа 2100» – формирование функционально грамотной личности.    Это значит, что обществу, родителям нужен  человек познающий, т.е. умеющий «добывать» знания, обладающий приемами учения и готовый к постоянному самообразованию.   Нужен человек самостоятельный, т.е. способный достичь успеха в жизни, найти себя и реализовать свои интересы и возможности.

Нужен человек, умеющий легко адаптироваться в любом социуме и умеющий активно влиять на него.  Другими словами это «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»  Я поняла, что от репродуктивного обучения следует переходить к развивающему, изменить взгляд на принципы, методы обучения. Перейти от позиции  «я учу тебя» к позиции «мы с тобой учимся вместе». Перейти от традиции к инновации.

          Многие говорят, что для работы по этим программам и учебникам не нужно специальной переподготовки. Согласиться с этим нельзя. Не зная идей, которые заложили авторы в задачи, содержание и технологии своих программ и учебников, не   возможно добиться хороших результатов.  Поэтому  стараюсь встречаться с авторами, получаю полноценные ответы на возникающие вопросы о принципах обучения, технологиях, содержании учебного материала.

Какие же принципы реализует в учебном процессе ОС «Школа 2100»?  Я в первую очередь обратила внимание на

·        принцип развития;

·    принцип психологической  комфортности ;

·    принцип целостной картины мира;

·    принцип обучения деятельности;

·    принцип минимакса;

Это далеко не все принципы, которые реализует ОС «Школа2100».  

При первом знакомстве с программой и учебниками, меня заинтересовал принцип минимакса. Минимакс – это принцип работы с содержанием учебного материала. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и задания). Минимум содержания, т.е. стандарт и требования программы, должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания,   закрепления, выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои личностные  запросы и интересы. Заинтересовали и  технологии.   С двумя из них я подробно познакомилась на курсах и успешно использую в своей работе. Это:

·             проблемно-диалогическая технология открытия знаний и технология

·             формирования правильного типа читательской деятельности.

На сегодняшний день считаю, что учебники и технологии ОС «Школа 2100» как раз помогают мне работать в совместной деятельности ученика и учителя, т.е. «мы с тобой учимся вместе»,  что позволяет осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и воспитании.

Мне очень нравятся и помогают в работе учебники, пособия, методические рекомендации и электронные приложения, которые созданы единым авторским  коллективом ОС «Школа 2100», в едином методическом, дидактическом и психологическом пространстве, обеспечивают преемственность и непрерывность образования и развития от детского сада до старшей школы.  Кроме того, учебники построены с учетом психологических особенностей возраста и решают проблему разноуровневого обучения.   Организация материала и методический аппарат учебников позволяет реализовать принцип комфортности в обучении. Это не уменьшение числа уроков, их протяженности или уменьшение объема обязательного учебного материала, а соблюдение рекомендованных современных технологий обучения, с помощью которых устанавливаются партнерские отношения между учеником и учителем, учеником и классом. Исчезает страх от позиции «кто хуже, кто лучше».    Дети умеют оценивать результаты труда на уроке. А если ребенок спокоен, ему становится интересно работать, он не боится высказывать свое мнение, уменьшается детская тревожность. Этому помогает проблемно-диалогическая технология обучения – одна из основных технологий ОС «Школа 2100»

       В своей практике внедряю систему портфолио   ученика: занимаюсь разработкой положения, оформляю образец портфолио с1-класса, изучаю существующие критерии оценки, организовываю конкурсы для пополнения портфолио. Цель внедрения папки личных достижений - создание условий для осознанного выбора образовательной траектории, когда учащийся сможет соотнести два личностно-значимых компонента: "хочу" (интересы, склонности) и "могу" (возможности). Как показывает практика, включение в портфолио таких разделов как: самоотчет, резюме, описание жизненных планов, автобиографии способствуют осознанию учеником личностно - значимых, профессиональных ценностей.

        Как педагог  с определенным опытом работы, я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика  в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Пусть завтра будет лучше, чем вчера"

Сценарий прощания с начальной школой...

Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»

Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...

родительского собрания: «Здоровый ребёнок сегодня – здоровое поколение завтра»

Девиз: «Мы живём не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить» (древнегреческий философ Сократ)Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их ...

Внеклассное мероприятие "Завтра будут Рождество, завтра будет праздник!»

Разработка внеклассного мероприятия к празднику Рождества....

Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

Здоровье  человека – актуальная  тема  для  разговора  во  все  времена.            Как  воспитание...

Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....

Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

В работе даны разъяснения по значению применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе....