Программа по патриотическому воспитанию
рабочая программа по теме

Брендина Ирина Николаевна

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Патриотическое воспитание"

Краеведческий материал

 

Пояснительная записка

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основные цели программы:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Задачи программы:

сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.

воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

В процессе преподавания курса  рекомендуется проводить уроки-лекции, уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки;

готовить и выступать с докладами и сообщениями;

работать в семейных архивах;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

сравнивать и обобщать факты;

воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.

воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Содержание программы

1-й класс

Наш город – (5 ч.)

Главная улица нашего города (рисунки).

Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).

Название моего города (легенды).

Прогулка-экскурсия в магазины микрорайона (экскурсии).

Моя семья – (6 ч.)

Орден в моем доме (поисковое задание).

Мои родные (устный рассказ, рисунки).

Ты – родитель (игра).

Мое имя и фамилия (в летописи семьи).

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

Наша школа – (7 ч.)

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).

Мой сосед по парте (урок – игра).

Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

Школьная библиотека (экскурсия).

Наши обязанности (игра).

Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).

Природа и мы – (6 ч.)

Природа моего города (посещение парков).

Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

Серый волк (татарская народная игра).

Дары леса (экскурсия в лес).

2-й класс

Наш город – (8 ч.)

О чем говорят названия улиц (поисковое задание).

Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).

Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини-доклады).

Казань – моя гордость (литературно-музыкальный вечер).

Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).

Моя семья – (9 ч.)

Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).

У меня дома в свободное время (устный рассказ).

Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).

Песни родителей, бабушек (прослушивание).

Распределение обязанностей в семье (рисунки).

Кто в семье главный? (диспут).

Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).

Роль матери в воспитании детей (конференция мам).

Наша школа – (8 ч.)

Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).

Школьная и классная символика (конкурс рисунков).

Мои любимые книги (выставка книг).

Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).

Я – директор школы (ролевая игра).

Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).

Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

Природа и мы – (8ч.)

Ядовитые растения края (беседа).

Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).

В подводное царство (экскурсия на родник).

Птицы нашего края (конкурс рисунков).

Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).

Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).

Природа и наше здоровье (выставка фотографий).

Исчезающие виды птиц нашей республики (составление «Красной книги»).

3-й класс

Наш город – (9 ч.)

Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).

Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).

Новые стройки города (выставка фотографий).

Знай, люби и гордись своим краем (урок-практикум).

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).

Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).

На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).

Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья – (10 ч.)

Кто живет в моем доме (выставка фотографий).

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).

Семейная символика (конкурс рисунков).

Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).

У семейного очага (семейная игра).

Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).

Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).

Наша школа – (9 ч.)

Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).

Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).

Я работаю в библиотеке (ролевая игра).

Праздник «Навруз» (выступление).

Что растет на территории школы (тесты).

Все о школе (викторина).

Природа и мы – (8 ч.)

Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).

Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).

Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).

Природа родного края (урок-практикум).

Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

4-й класс

Наш город – (9 ч.)

Моя малая родина (сочинение).

Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).

Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).

Мы – хозяева своей страны (рисунки).

Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).

Булгары – древние предки татар (беседа).

Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – (8 ч.)

История одной фотографии (сочинение).

Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).

Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).

Профессии моих родителей (поисковое задание).

Семейный бюджет (составление и решение задач).

Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).

Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)

Наша школа – (9 ч.)

Учителя нашей школы (встречи).

Праздник «Малый Сабантуй» (игра).

Бюджет школы (составление и решение задач по теме).

Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).

Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).

История моей школы (сочинение).

Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).

Природа и мы – (8 ч.)

Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).

Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).

Я строю дом в лесу (творческая игра).

Местные полезные ископаемые (сбор образцов).

Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Программа по патриотическому воспитанию

Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.    Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным о...

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов.  В программ...

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

Программа по патриотическому воспитанию

Программа по патриотическому воспитанию для начальных классов...

Программа по патриотическому воспитанию

Программа по патриотическому воспитанию для начальных классов...