«Группа подготовки к школе – первый шаг на пути к школьной жизни».
статья по теме

Басова Светлана Сергеевна

В данной статье изложен материал о работе группы подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

«Группа подготовки к школе – первый шаг  на пути к школьной жизни».


              Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников.

            Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

              Посещение детей группы подготовки к школе решает множество важнейших задач, как для ребенка, так и для учителя. Дети легче переносят период адаптации, у ребят уже складывается свой коллектив, появляются друзья. Так же происходит привыкание, как детей к учителю, так и у учителя к детям. За время занятий педагог изучит все особенности детей, их способности. Это очень благоприятно для родителей, т.к. они получают индивидуальную консультацию для повышения эффективности обучения их детей. А учитель в свою очередь изучает семью своего будущего ученика.

             В группе по подготовке детей к школе осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует  игровые приемы, часто применяемые, в детском саду и также включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия в группе подготовки детей к школе напоминает по форме урок в школе.

           Большую роль играет группа подготовки к школе для тех детей, которые не посещали детский сад.

          Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

         Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения,  прежде всего таких школьных учебных предметов, как русский язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психологическим развитием.

         Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействием;  нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки); хороший уровень  развития двигательной сферы.  Готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом;  достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.  Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

            Под психологической готовностью понимается всего уровень интеллектуального развития. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем  мире, о жизни  людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники  усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов. Учебная деятельность требует произвольного  внимания, целенаправленного запоминания, умение контролировать свое поведение, дисциплинированности, самостоятельности.

            Ребенок  должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

             Подготовительная к школе группа отличается от других  возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных в детских садах. Если ребенок длительное время посещал  детский сад, то у него уже выработалась привычка к занятию одним и тем же видам деятельности, он подготовлен к его  выполнению.

             Важно, чтобы дошкольники умели распределить свою деятельность во времени, не раскачиваясь,  принимались за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать.

            Одним из пунктов  работы группы подготовки к школе является умение детей работать в заданном темпе при выполнении заданий. Так же ведется работа по формированию самостоятельности у детей. Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте является важной основой обучения в школе.

            Учебная деятельность, выполнение домашних заданий занимают большую часть дня первоклассника. Собирается ли он в школу, занимается ли на уроке или выполняет первые общественные поручения – везде необходимо проявление самостоятельности. Навык самостоятельной работы помогает ребенку справляться с заданиями в классе, но особенно он необходим при выполнении домашних заданий. Первоклассник должен уметь  планировать и контролировать свою работу, замечать свои достижения и видеть недостатки; использовать опыт, приобретенный при выполнении одних задач, для решения других.

            У дошкольников накапливается определенный  опыт проявления самостоятельности в отдельных видах деятельности. Например, в самообслуживании, труде в природе  уровень  ее уже достаточно высок, в то время как развитие этого качества личности в учебной и игровой деятельности по-прежнему требует неустанного внимания учителя. Руководя развитием самостоятельности у детей, учитель  учит их без напоминания, помощи и контроля решать поставленную задачу, сознательно относиться к выполняемой работе, контролировать свои действия.

           В работе с дошкольниками  в группе подготовки к школе некоторые этапы занятия обязательно должны проходить в форме игры. В игре совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Игра носит коллективный  характер, поэтому от детей требуется слаженность движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу, что без выполнения правил игра неинтересна.

           Основополагающим принципом современного обучения в школе является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям.  В реализации этого принципа в группе подготовки к школе особое место принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание  учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретённые  ранее знания и умению взрослого, использовать  приобретенные ранее знания  и умения в новой деятельности, владение способами выполнения  задания,  способность к самоконтролю , оценки и самооценке.  Большое значение при этом имеет правильное определение программного  содержания каждого из занятий.

            Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения  у детей возникает осознанное отношение к заданиям,  умение вслушиваться , вникать в объяснения учителя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается  работоспособность.

             По итогам занятий,  в группе подготовки детей к школе,  родители получают рекомендации от учителя , какие требования предъявляет школа к поведению ребенка, на что следует обратить внимание, о чем беседовать с ребенком, что читать, какие использовать воспитательные приемы. Важно, чтобы по итогам этой работы у родителей сложилась система знаний о подготовке детей к школе.

                   Итак, не только положительные умения приобретают дети, которые посещают группу подготовки к школе, но и для учителя это хороший способ узнать возможности, способности, черты характера, интересы бедующих  учеников.  Учитель уже с 1 сентября, проводя уроки,  может учитывать индивидуальные особенности ребят, уровень их знаний и умений.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе музыкальных занятий в группе подготовки к школе.

Разработка программы музыкальных занятий для детей дошкольного возраста....

Конспект занятия в группе "Подготовка к школе". Тема занятия "Согласный твёрдый звук [ж], буква Ж,ж".

Цель занятия: познакомить детей со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов, слов с буквой "ж"; способствовать развитию фонематического слуха, речи, формированию умения проводить звуковой...

Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе.  Предлагается материал, используемый в работе....

Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...

План-конспект занятия по психологии в группе подготовки к школе

План открытого занятия для родителей будущих первоклассников в группе "Учись учиться"ГБОУ Школа 192...

Скоро в школу. Родителям на заметку Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут перв...