Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе
статья (1 класс) на тему

Айсуева Надежда Алексеевна

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышления и творческих способностей. детей при подготовке к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бисероплетение-  как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе.

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей дошкольного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из таких видов такого рукоделия являются все виды работ из бисера.

Занятия бисероплетением с детьми группы подготовки к школе, положительно влияют на активизацию мелкой моторики рук, развитие мелких мышц кисти, воображения, фантазии, памяти, развитие пространственного мышления, творческих способностей. В этом мы убедились, когда в классе начал работу кружок по бисероплетению.

Детям в группе подготовки к школе для закрепления мышц рук предлагается: работать с проволокой, это очень просто и доступно. Самый простой способ это - нанизывание (одевание бусинки на проволоку).

При обучении детей выделяются 4 этапа. Первый – это знакомство детей с бисером, стеклярусом, что можно делать из этого материала. Дети знакомятся с историей бисероплетения,  о том, что оно называется низанием и что секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Для этого используются иллюстрации старинной одежды (сарафанов, кокошников, воротников, опушек для унтов, варежек), украшений (браслетов, брошек, бус, подвесок, сережек, поясов). Проводится конкурс рисунков на лучшее дерево.

На втором этапе – детям дается задание: просто нанизывать бисер на проволоку, знакомятся с элементом скручивания.  

Третий этап – нанизывать бусы заданного количества в определенной последовательности. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляется размер, форма, основные и оттеночные цвета, воспитываются эстетические качества.

Четвертый этап – плетение разных веточек для будущего деревца.

 На занятиях бисероплетением с дошкольниками необходимо соблюдать определенные правила:

1. Следить за осанкой ребенка, так как в этом возрасте (6-7) лет идет развитие опорно-двигательной системы.

2. Делать перерыв в работе, чтобы у детей отдохнули пальчики, так как мелкие мышцы еще слабо развиты. С детьми 5-6 лет занятия проходят не более 20-30 минут, 6-7 лет – не более 40-45 минут.

3. Провести гимнастику для глаз каждые 15-20 минут. Существует специальный комплекс упражнений.

4. Помещение, где проходят занятия, должно быть хорошо освещено.

5. Рабочий стол желательно застелить плотной тканью, а сверху обязательно положить белую ткань (без рисунка).

6. Бисер высыпать небольшими порциями, чтобы детям легче было убирать.

7. Никогда не оставлять детей одних за работой.

8. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть бисер.

Различают следующие виды бисероплетения:

1. По содержанию:

• предметное;

• сюжетное;

• декоративное.

2. По количеству используемых цветов:

• силуэтное (монохромное);

• цветное (полихромное).

Для занятия бисероплетения нужно:

- бисер разных цветов (желательно крупный, для детей он удобнее)

- проволока

- бумажные салфетки (на них раскладывают бисер)

- ножницы

В процессе занятий бисероплетением дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они изготавливают путём нанизывания бисера на проволоку (леску). Создание поделок требует большой работы мысли и воображения.

Занятия бисероплетением способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше, счет. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания предмета по частям.

У детей старшего дошкольного возраста под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. Рука ребенка стала более крепкой и сильной, а ее движения более уверенными и четкими. Все это позволяет определить более сложные задачи обучения.

В процессе занятий бисероплетением детям продолжают давать различные знания о форме предметов. Учат находить и выделять знакомые формы в предметах. Эта задача достаточно легко решается в бисероплетении, так как дети имеют возможность сравнивая и сопоставляя, делать правильные выводы и умозаключения.

В бисероплетении детям легче сравнивать фигуры по величине и понятия высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, длинный - короткий усваиваются быстрее. Дети довольно быстро усваивают также понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывают трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим. В связи с этим задача прочного овладения детьми различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему является важной.

Проводится обучение детей приемам нанизывания бисера на проволоку, так как от этого зависит качество бисероплетения.

Каждый ребенок постепенно познает искусство бисероплетения, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.

Таким образом, выполнение работ из бисера способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развитию волевых способностей. Занятие с мелкими предметами положительно сказывается на развитие мелкой моторики, которое в свою очередь, влияет на развитие речи, на качество письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

Система работы по развитию мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В данном материале описываются формы и методы организации и проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей в группе подготовки к школе.  Предлагается материал, используемый в работе....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной т...

Презентация Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкльного и младшего школьного возраста

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пал...