Главные вкладки

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
    учебно-методический материал по теме

    Лаврухина Маргарита Ивановна

     

    Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lavrukhina_rozhdestvenskie_chteniya.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО

    И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

                                                            Лаврухина М.И.

    учитель начальных классов

    МОУ «СОШ №15»

    Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.

    Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами:

    - резким социально- экономическим расслоением общества;

    - неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;

    - ростом  эмиграции и явной безработицы;

    - миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;

            Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.

            И все же  семья для многих детей по–прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного  социального становления.

            Работая с детьми, я пришла к такому выводу: семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

            Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

            В-третьих, семья – разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

            Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

            Закон «Об образовании» обязывает родителей воспитывать детей в традициях высокой нравственности, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии, создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли своевременно получать образование.

    Так как ребенок значительную часть времени проводит в школе, родителям    целесообразно знать условия обучения и воспитания детей,  их контакты со сверстниками.

                    Школа старается организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе. Участвуя в организации учебно-воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию и сплочению коллектива, формированию и развитию каждого ребенка.

    Т.к. взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития, то и основными проявлениями этого взаимодействия являются взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, учитель, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. Важно, чтобы было единство требований  учителя и семьи к воспитанию ребенка.

    Характер взаимодействия зависит от позиции родителей по отношению к школе, их участия в делах класса, школы. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в решении проблем, в совместной работе. Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с учителем. Сотрудничество может быть плодотворным, если будут соблюдаться следующие обстоятельства:

    - общие цели и задачи воспитания детей;

    - возможность всестороннего изучения детей и координации влияния на их развитие;

    - необходимость согласованности действий педагогов и родителей;

    - возможность объединения усилий учителя и родителей в решении проблем ребенка;

    - возможность взаимного обогащения семей классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

            Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:      

    - формирование нравственности и культуры поведения  учащихся;

    - подготовка школьников к семейной жизни;

    - формирование потребности в здоровом образе жизни.

                    Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей.

                    Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания  детей.

    Создание воспитательной системы в классе и определение задач для создания условий для совместной работы учитель – родители - дети, т.к. функции семейного воспитания неотделимы от задач и принципов содержания учебно-воспитательного процесса школы. Продолжение данной воспитательной системы в среднем звене.

    Дети, родители, учитель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

    Совместная деятельность детей, родителей и педагога может быть успешной, если дети, родители, учитель настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл.

    Школа должна сотрудничать с семьей. Это означает – ни одного родительского собрания без умного и толкового, полезного педагогического выступления, ни одного собрания и мероприятия  вхолостую. Нужно помнить, что человеческий фактор – главное в работе с родителями, поэтому нужно повышать их педагогическую культуру. В этом случае  родительские  собрания  будет посещать все большее количество родителей.

    Использование тесного контакта учитель – родители - дети показывает высокое качество результата совместного труда, как в воспитательной работе, так и в учебной. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача классного руководителя. Привлечение родителей к общественной жизни класса и школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданское – патриотическое и духовно – нравственное становление личности ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

    ·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    В этой презентации говориться о роли взаимодействия семьи и школы в очень важном сегодня направлении воспитательной работы - духовно-нравственном.  В ней показаны основные формы и методы работы, ...

    РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...

    Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

    Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

    Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

    Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....