Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности
статья по теме

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Домашнее чтение –  одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение как средство духовно-нравственного

 становления личности

Асанова Наиля Адельевна,

Учитель начальных классов

МКОУ «ООШ с. Лапас»

         Федеральный государственный образовательный  стандарт начального образования ставит перед курсом литературного чтения проблему: добиться, чтобы младший школьник воспринимал литературу «как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций». Теперь младшие школьники не только учатся читать, но и знакомятся с произведениями фольклора, детских писателей и писателей-классиков, которые вводят детей в мир литературы - мир духовности, нравственности и социально-эстетического опыта, постепенно, в соответствии с возрастными психологическими возможностями учащихся закладывают у младших школьников важнейшие духовные ориентиры и понятия: Родина, семья, человек, правда, достоинство, уважение всего живого на земле.

Несомненно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Родители, как и педагоги, учат прежде всего своим примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение –  одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных  контактов:

  • совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
  • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
  • семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
  • после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей рода;
  • чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в школе, ни во дворе, ни в семейном общении, например, что такое добродетель, благочестие, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении слова, выражения, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения заинтересованного разговора с ребенком.

     Основные рекомендации для родителей:

  • при выборе сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи своего ребенка,
  • сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
  • если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам мог бы ответить на этот вопрос; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
  • если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
  • порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то – это для него важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
  • если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим мнением;
  • если ребенок попросил вас и назавтра повторить эту же сказку или главу из книги - это неслучайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Время, отданное семейному чтению, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать, сопереживать.

Чтение сказок может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев сказки. Родители могут принять участие в этом, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол. Игра-драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить, и пообщаться с детьми. Творчество - это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку – спектакль всех членов семьи. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребенку «примерить» на себя образ персонажа, испытать различные его чувства. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

Использованная литература.

  • Бодрова Е. В. Когда мы читаем детям // Календарь для родителей. – 1989.
  • Воликова Т. В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1979

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»

Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...

Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания

Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности

Статья для родителей о семейном чтении. О самом коротком и доступном пути приобщения детей к жизненному опыту, как средство духовно-нравственного воспитания личности....

Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....

Организация работы семейных клубов как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Данный материал будет полезен для организации воспитательной работы в начальной школе. Как организовать родительскую общественность класса? Какие новые интересные формы работы с родителями и детьми мо...