Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
материал по теме

Максимова Ирина Валерьевна

Выступление на методическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Медицинские исследования  последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения  и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Каждый из нас знает, что сегодня  в листе здоровья  на предпоследней страничке журнала почти нет  детей, у  которых была бы запись «здоров». Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования вопроса о влиянии учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников.

В  ФГОС общего образования сказано: «Единственный и абсолютный в своём значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества». 

Здоровьесберегающие технологии, используемые учителями начальной школы:

  1. Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;
  2. Строго нормированный объём домашних заданий, при необходимости осуществляется индивидуальность домашнего задания;
  3. Проведение физминуток на уроке в момент утомления;
  4. Проведение гимнастики для глаз;
  5. Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;
  6. Частая смена видов деятельности на уроке»
  7. Развитие мелкой моторики руки;
  8. Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особеннстей здоровья ребёнка;
  9. Прогулка на свежем воздухе, с включением подвижных игр. (Динамический час)
  10. Использование конторок в процессе обучения.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 4 до 12,5%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,5 до 16,5%, нарушениями осанки – с 2 до 17%. Одна их самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.

Что может сделать учитель на уроках?  На своих уроках я провожу упражнения, способствующие укреплению мышц глаза. Гимнастика для глаз проводится в виде игры, например,

Филин (закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть  вдаль и не моргать)

На уроках я использую тренажеры для глаз, некоторые создаю сама. Они помогают укреплять мышцы глаза, способствуют профилактике близорукости у детей. (Слайд) Также мне помогает методика зрительно – координационных тренажей доктора В.Ф.Базарного. Схема – тренажер находится на стене. Обычные круги  и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях. (Образец тренажера В.Ф.Базарного)

Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей, что позволяет одновременно делать гимнастику для этих частей тела.

У ребенка, впервые пришедшего в школу, достаточно слабо развита мелкая моторика, пальчики слабые. Поэтому трудно научить,  правильно  держать ручку, владеть линейкой и т. д. Зная это, я на своих уроках стараюсь как можно больше времени уделять  пальчиковой гимнастике:

1.Сжимаем пальцы в кулак и делаем круговые движения кистью влево - вправо.

2.Сжимаем и разжимаем пальцы с силой, пока не устанут.

3.Выпрямляем пальцы и выполняем круговые движения большим пальцем влево - вправо.

4.Последовательно сжимаем все пальцы в кулак, начиная с большого, а затем также разжимаем.

На многих уроках (русский язык, математика, окружающий мир) учащимся приходится много писать. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Признаки утомления могут отступить, если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективно помогают в этом физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, для кистей рук,  коррекции  осанки и т. д. Например, я использую такие упражнения, которые помогают снять утомление:

Лягушка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо – влево наклонялись        

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Физминутки также могут быть тематическими, что способствует закреплению и лучшему усвоению программного материала. («Пересадки», «Услышь звук»)

Чтобы избежать проявления усталости учащихся на уроках необходимо чередовать  виды  работ: самостоятельную,  с учебником, творческие задания. От учителя требуется такого построения урока, где он учтет объем нагрузки, рациональное распределение  ее благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима.

К средствам двигательной направленности относятся : движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; тренинги; подвижные дидактические игры; динамические паузы (адаптационный период 1 класс).  

Дыхательная гимнастика. На уроках я использую дыхательную  гимнастику. Эта гимнастика основана на получении массажного эффекта при помощи струи воздуха, получаемой при применении короткого и активного вдоха.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

При изучении математики приходится много заниматься отработкой вычислительных навыков, решением уравнений, заучиванием правил. Так как тренировочные упражнения часто однообразны и утомительны, то я иногда использую математические игры. Многие из них известны или слегка изменены.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

1.        Учитель показывает пальцами числа, класс хором называет число. Положение рук и пальцев меняем.

2.        На доске рисуется числовой луч, в начале отсчета сидит муха. Учитель говорит, куда она перемещается: «3 единицы вправо, 2 единицы влево, 6 единицы влево ...» и так далее. После нескольких перемещений надо назвать где находится муха. Можно проводить игру вслепую. Можно расчертить лист ватмана на квадраты 4 на 4 и тогда муха будет двигаться в пространстве.(Ориентировка на плоскости)

Учитель не должен  допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали  бы усталость. При  планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.    Видами релаксации могут быть различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный  материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров. 1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.2.Разрядка с использованием различного вида движения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего,  на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить  личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения  можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках  технологии  уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Можно применять также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания  на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что  позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.

 Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование  компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране,  требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий  характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить  индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку и другим предметам. Использование компьютера для дополнительной работы учащихся на уроке , дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа  материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. 

 По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания,  опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский). На каждом уроке  должен рождаться интерес к предмету, захватывающий сердца и мысли детей. Каждый новый урок- это  ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры. Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  должен стремиться внести каждый учитель.

МБОУ «Бриентская СОШ»

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Выполнила учитель

                                                              «Бриентской СОШ»

Максимова И.В.

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....