СЕМЬЯ, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
статья по теме

Абросимова Светлана Александровна

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Для воспитания у младших школьников патриотического сознания и чувств,  следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной воин, в послевоенные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

        Абросимова С.А.

Семья – это слово много значит для каждого человека. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому, своим корням. Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны.

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Для воспитания у младших школьников патриотического сознания и чувств,  следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной воин, в послевоенные годы. По словам педагога В. А. Сухомлинского, никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа.

Чем глубже любовь и гордость детей за своих родителей, уважение их боевых и трудовых заслуг, тем значительнее роль этих чувств в воспитании любви к Родине. По убеждению В. А. Сухомлинского, без воспитания этих нравственных качеств, которые развиваются на основе любви к своим родителям, трудно воспитать патриотические взгляды, чувства, убеждения.

Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения.

К сожалению, в России фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери. Однако хорошо знают и охотно рассказывают родословную своей собаки.

Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Самые близкие люди в жизни объединены общими узами. А задумывались ли мы, что же нас объединяет с родственниками? Ответ на этот вопрос дает нам генеалогия. Генеалогия – это историческая наука, которая изучает происхождение и родственные связи лиц.

К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена своих предков дальше своих бабушек-дедушек, максимум прабабушек и прадедушек…  Живем, не ведая своих собственных корней? Хотя давно уже разработаны методики поиска, существует специальная литература, открываются архивы.

В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Знание истории семьи закрепляло социальный статус человека. И помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или другим недвижимым имуществом.

Ознакомление младших школьников с семьей как с явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Например, в 1-2  классах таким проектом может стать составление семейного герба, альбома. В 3-4 классах целесообразно обратиться к родословной. В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни - наши далекие предки; его ствол - старшие поколения; ветви, цветы, плоды -дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни, бытовавшее в русской традиционной культуре, составил А.Н. Афанасьев. Известная пословица иронично напоминает: «Яблоко от яблони недалеко падает». Древо жизни растет, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

В том, что знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о  том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого-девятого колена.

Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг,  знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род своих родных, проявлять к ним терпение заботу и внимание.

Детское школьное научное общество «Истоки» входит в состав НОУ МАОУ «СОШ № 16», целью которого  является  стимулирование  развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Основными формами работы стали:  теоретические и практические занятия (работа в городской и школьной библиотеках с научной литературой, работа с интернет ресурсами, выполнение эскизов, презентаций),  научно-практические конференции, участие в региональных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов для младших школьников, популяризация опыта через СМИ.

Среди проектов, вызвавших у учащихся начального звена  положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать создание родословного древа своей семьи. При организации такой работы были поставлены следующие цели:  углубление взаимоотношений детей и родителей; способствование созданию благоприятного психологического климата в семьях; закрепление связей между семьёй и школой; помощь родителям в воспитании гармонично развитой личности.

На  занятиях  секции НОУ  ребята познакомились  с такими понятиями как,  «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «предки»,

Совместно с учителем, а далее с родителями младшие школьники начинают  составление генеалогического  древа своей семьи, оформляют презентацию с фотографиями родных. После знакомства с историей генеалогии  приступаем к изучению теории семейного родства.

Первый этап составления родословных – сбор начальных сведений о семье. Ребята записывают фамилии, имена и отчества близких и дальних родственников, указывают годы их жизни, обозначают отношения родства и свойства.

Второй этап – составление родословного древа семьи. Методика работы такова: используя чистый лист бумаги, следует в центре нижней его части проставить свою фамилию, имя, отчество, дату рождения. И далее, двигаясь вверх, в виде ответвлений записать эти же данные о родителях, бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках и т. д. Это восходящий смешанный тип родословных, наиболее доступный для начальных исследований школьников.

Следующий этап – уточнение и дополнение информации. На отдельной карточке записываются подробные, насколько возможно, сведения о каждом члене семьи.

Работа по составлению родословной в секции научного общества учащихся начальных классов «Истоки» – это только первый шаг для тех, кто хочет серьезно заниматься историей своего рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание патриотических чувств - основа формирования личности"

В данном материале рассказывается опыт работы в отдельном классе по патриотическому воспитанию....

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...

Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы

В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...

Воспитание патриотических чувств младших дошкольников. (Консультация для родителей)

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо нах...

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"

Родительский лекторий на тему "Воспитание патриотических чувств у ребёнка в семье"...

Воспитание патриотических чувств младших школьников на основе отечественных традиций

Выступление воспитателя ГПД ГБОУ СОШ №493 Ксенофонтовой Татьяны Николаевны на секции Рождественских образовательных чтений в Кировском районе Санкт-Петербурга «Нравственные ценности и будущее че...