Национально-региональный компонент преподавания в начальной школе
статья (3 класс) по теме

Батяева Ирина Васильевна

В статье приведены примеры использования национально - регионального компонента на уроках и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalno-_regionalnyy_komponent.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент

преподавания в начальной школе  (Слайд 1)

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». (Слайд 2)

Д.С.Лихачёв

      В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

       В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

       На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.  

Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.

При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своей области, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные и социальные явления и процессы. Введение регионального компонента осуществляю на уроках:

- математики;

- окружающего мира;

- литературного чтения;

- технологии;

- русского языка;

Реализацию национально-регионального компонента можно осуществлять как на уроках, так  и во внеклассной работе.

Уроки математики.

Урок по теме «Симметрия». При изучении этой темы, я предложила детям рассмотреть симметрию в мордовской вышивке. Тема  представляется мне интересной для изучения культуры мордовского народа, традиций изготовления мордовского национального костюма, ведь мордовская вышивка очень красива. А симметрия является основным принципом построения орнамента, это способ создания красоты, совершенства. Это порядок и четкость в изображении. Ребята рассматривали рисунки с изображением традиционных орнаментов. Находили и показывали на них оси симметрии. (Слайд 3,4)

Хорошо проводить математические диктанты, когда используются числовые данные из сведений о республике, крае, городе, селе. Например:

математический диктант по теме «Запись натуральных чисел»: запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: Республика Мордовия образована 10 января 1930 года,  территория Республики Мордовия -26 128 км2, 7 городов, 16 поселков городского типа и 1298 населенных пунктов в нашей республике,  столица Республики Мордовия г. Саранск образован в 1641 году, всего в Мордовии насчитывается 1525 больших и малых рек, общая длина которых составляет 9238 км.  Население республики - 834 819 человек.

Потом с этими числами можно выполнять различные задания: записать в порядке возрастания, убывания, назвать соседей числа, умножить на 10, 100 и т.д.          

Хорошим примером является применение знаний о Мордовском государственном заповеднике имени П.Г.Смидовича, расположенным в Темниковском районе Республики Мордовия: Заповедник создан 5 марта 1936 года. Общая площадь заповедника 32 148 га. Общая площадь охранной зоны составляет 6 200 га. На территории заповедника зарегистрировано более 60 видов млекопитающих, 32 вида рыб, 10 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся, 215 видов птиц, около 1500 видов насекомых. В числе охраняемых видов: выхухоль, чёрный аист, бобр, лось, несколько видов оленей и другие. По этим данным дети могут составить задачи, различных видов.

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, повторения, проверки, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из различных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными, но и развивает учебные умения. (Слайд 5)

Тема

Содержание  задачи

Сложение и вычитание натуральных чисел

Наибольшей рекой Республики Мордовия является река  Мокша, протяженность которой в границах республики составляет 320 км при общей длине 656 км. Какова протяженность реки вне границ республики? И другие вопросы.

На  территории республики насчитывается 1525 больших и малых рек общей протяженностью 9238 км. Самые крупные из них:

р. Сура 841 км (в пределах Мордовии 120 км);

р. Мокша 656 км (в пределах Мордовии 320 км);

р. Алатырь 296 км (в пределах Мордовии 130 км);

р. Инсар 168 км (в пределах Мордовии 168 км);

р. Пьяна 436 км (в пределах Мордовии 28 км);

р. Сивинь 124 км (в пределах Мордовии 124 км);

р. Исса 149 км (в пределах Мордовии 98 км);

р. Вад 222 км (в пределах Мордовии 114 км);

р. Парца 117 км (в пределах Мордовии 92 км);

р. Выша179 км (в пределах Мордовии 24 км).

Различные вопросы.

Длина Мокши 656 км, Сура –  841 км, а Алатырь  на 1201 км короче, чем Мокша и Сура вместе. Какова длина Алатыря? На сколько длиннее Сура, чем Мокша?

Площадь

Длина  самого крупного озера в Мордовии Инерка 3350 м, ширина 150 м. Найти площадь озера.

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.

С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью. Стало традицией проводить экскурсии в лес, школьный и городской музеи, экскурсии по городу, подготовка презентаций  и сообщений по различным темам. (Слайд 6, 7, 8, 9)

Введение регионального компонента на уроках повышает интерес к предмету. Дети учатся работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой, с сетью Интернет.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература. На уроках литературного чтения мы знакомимся с пословицами, поговорками, приметами о своём крае, мордовскими сказками.

Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:

- составление и написание предложений на тему «Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.:

- письмо по памяти;

- орфографические минутки на основе краеведческого материала.

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с внеклассными мероприятиями.

Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Введение регионального компонента на уроке – одно из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего и любящего свой край, город и умеющего сохранить и приумножить их богатые культурные традиции.

Национально – региональный компонент реализуется и во внеклассной работе. Традиционной стала неделя национальной культуры, в рамках которой проходит очень много различных мероприятий: классные часы на различные темы, конкурсы – путешествия, стихов, рисунков, экскурсии в музеи, библиотеки и многое  другое. Но с культурой мордовского народа, и его традициями, природой родного края знакомлю детей не только на неделе национальной культуры, а в течение всего учебного года. Это экскурсии в различные музеи Саранска и Мордовии. (Слайды 10 – 21)

В заключении хочу вашему вниманию предложить анализ анкет для учеников и родителей по данной теме. Всего на анкету отвечали 26 человек родителей и  29 детей из моего 3 класса. (Слайды 22 – 26)

Род.

Дети

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

1.

Р.

Есть ли в вашей родословной

мордовские корни?

(А в классе по данным родителей всего 4 ребёнка мордовской национальности)

17

8

1

Д.

15

9

5

2.

Р.

Знаете ли вы историю возникновения своего места рождения?

19

3

4

Д.

Знают ли ваши родители мордовский язык?

4

23

2

3.

Р.

Рассказываете (ют) ли вы детям об истории того места, откуда ваши корни?

16

9

1

Д.

16

5

8

4.

Р.

Проводятся ли дома беседы о культуре родного края?

13

11

2

Д.

11

14

4

5.

Р.

Посещаете ли мероприятия республиканского или городского уровня национальной направленности?

10

5

1

Д.

11

16

2

6.

Р.

Рассказывают ли дети о том, что узнают в школе о культуре мордовского народа?

21

4

1

Д.

27

2

7.

Р.

Считаете ли нужным, важным преподавание мордовского языка в школе?

8

10

8

Д.

Нравится ли тебе, что в школе изучаешь мордовский язык?

23

(Из них 5 татар)

-

6

8.

Р.

Хотели бы вы рассказать о вашей родословной или о вашей малой родине детям класса, где учится ваш ребёнок?

5

12

9

Д.

Нравится ли тебе, что в школе проходит неделя национальной культуры?

26

-

3

9.

Р.

Предложения по вопросу преподавания нац. культуры в школе.

Мордовский язык преподавали как факультатив и без оценок.

 

Д.

Что бы хотели узнать о культуре мордовского народа?

О традициях, праздниках, мордовских богах.

Используя в своей работе национально – региональный компонент я

стараюсь приобщать своих учеников к национальной культуре, воспитывать у ребёнка чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства Мордовии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а

Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и  схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс....

Преподавание в начальной школе.

Преподавание в начальной школе. Цели, задачи, перспективы....

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)

коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...