Обобщение опыта работы
(4 класс) на тему

Маслова Лариса Андреевна

   Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom.docx64.2 КБ

Предварительный просмотр:

   Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников».

В Федеральных Государственных Общеобразовательных Стандартах второго поколения указано, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе.

             Наибольшими возможностями  реализации образования в новых условиях обладает метод проектов. Он реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

            На протяжении последних 3 лет в своей педагогической деятельности я использую метод проектов, считаю, что его использование может эффективно применяться в начальных классах, применяю его как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Но, исходя из своего опыта, считаю, что полноценная работа над проектом наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности.

Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.

На мой взгляд, метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

                           

                                               


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Проектно-исследовательская деятельность: сущность и содержание.

Модель реализации в начальной школе.

  1. Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности.
  2. Педагогические условия организации исследования младших школьников.
  3. Формы организации проектно-исследовательской деятельности.

Заключение

Библиография

Приложение


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Введение

С расширением сферы действий и интенсивности научно-технического прогресса очень быстро растет количество связей и между людьми, и особенно между различными областями знаний. Учителям  приходится сталкиваться с все увеличивающимся объемом информации, чтобы успеть за развитием науки, представленной учебным предметом или специальностью. Основной проблемой образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации и  производство знания, которого нет, но потребность  в котором человек ощущает.  В самом деле, ведь никто из нас не может сказать, какие конкретные знания понадобятся нашим ученикам  в стремительно меняющемся мире через 15-20 лет. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Переход от «знаниевой» к информационной парадигме образования порождает практический вопрос расширения содержания образования.

Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Еще Ж. Пиаже, говоря о традиционных способах обучения, подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, взрослые лишают их шанса сделать собственное открытие. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Исследование ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то, и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

Цели работы можно сформулировать следующим образом:

  • выявление склонностей детей к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
  • пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
  • обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
  • активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из поставленных целей, определила следующие задачи:

  • воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

Таким образом, изучая данную проблему и реализуя её на практике, мы убедились, что организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, возможности обмениваться накопленным опытом с другими педагогами, и, вообще, большого желания углубленно работать с учащимися.


  1. Проектно-исследовательская деятельность:

сущность и содержание

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

  • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  • Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  • Подготовка и защита презентации;
  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.


Модель реализации исследовательских проектов в начальной школе

Этапы проектной деятельности

Примерные виды проектной деятельности

Подготовительный этап проекта

Создание замысла проекта и разработка структуры

Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы, ход проекта)

Разработка и создание организационного материала

Разработка маршрута исследования; оформление пригласительных билетов для родителей и педагогов, дипломов (почетные грамоты, медали и т. д.)

Разработка и создание дидактического материала

Разработка: входной и выходной анкеты для первичного 
и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т. д.), контролирующих материалов; шаблонов (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.); раздаточного материала (инструкции к заданиям, памятки, бланки для рефлексии), рабочей тетради, дневника проектной деятельности

Разработка и создание методического материала

Создание учебной презентации по теме исследования, web-сайта проекта; определение критериев оценивания проектов учащимися, родителями, педагогами

Этап реализации проекта

Организационный (подготовка)

Демонстрация на уроке презентации проекта; создание визитки исследовательской группы; заполнение входной анкеты; проведение первичного среза знаний по теме исследования

Текущая рефлексия

Заполнение шаблонов рефлексии

Планирование

Корректировка маршрута исследования учителем совместно с учащимися

Поиск

Поиск информации в мультимедийной энциклопедии, справочнике, сети Интернет, электронном каталоге

Промежуточные результаты и выводы

Обработка информации, полученных данных с использованием электронных шаблонов; создание отчета о проделанной работе (презентация, стенгазета, альбом и др.); заполнение выходной анкеты, итоговый срез знаний по теме исследования

Текущая рефлексия

Заполнение шаблонов рефлексии

Защита проекта

Демонстрация отчета о проделанной работе; вручение грамот, дипломов

Рефлексия результатов проекта

Заполнение шаблонов рефлексии


Что такое исследования для маленького ребёнка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослому, но неизвестных конкретному малышу. Важно не пропустить ни одной активности ребёнка, ни одного нового для него навыка. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Проекты в младшей школе должны отличаться несложностью, простотой. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути её решения;  уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). Приступая к проектированию с младшими школьниками, приходится считаться с тем, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, то мы немедленно приступаем к ее разработке, пока не угас интерес. Из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении,  выполнять исследование надо «на одном дыхании».

Все проекты проводились внутри класса, как правило, - между группами учеников. На первоначальном этапе использовала игровые и творческие проекты: «Моя  любимая игрушка», «Моя любимая игра», «Домашние животные».

В 3 классе учащиеся с интересом выполняли проектно-исследовательские работы, такие как: «Почему меня так назвали», «Профессии моих родителей», «Деревья земли костромской», «Государи «Дома Романовых». Две работы были представлены на районный конкурс среди читателей библиотек, где заняли 1 места. В областном конкурсе, исследовательская работа «Государи «Дома Романовых» была отмечена I местом.

Таким образом, успех исследования во многом зависит от его организации.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка. Важно, чтобы он понимал возможность использования полученного результата не только в прикладных целях, но и в практическом плане.


  1. Основные этапы организации

проектно-исследовательской деятельности

  1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  4. Подготовка и защита презентации;
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Классификации проектно-исследовательской деятельности

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

Определены следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе.

Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей в исследовательской деятельности. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья и т.п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и фантастические  экспресс - исследования. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего, неземные цивилизации и др.

 Оперативно собранные материалы обобщались, и авторы делали  краткие сообщения.  

Долговременные исследования. Эта работа  проводилась нами  в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

  • ребенок выделяет  и ставит проблему (выбор темы исследования);
  • предлагает возможные варианты решения;
  • собирает материал;
  • делает обобщения;
  • готовит проект (доклад, макет и др.);
  • защищает проект.

 Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.Рассмотрим эти этапы подробнее.

Выбор темы исследования

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования?  От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы.  Темы можно объединить в три основные группы:

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку  несуществующих,  фантастических объектов и явлений;
  • теоретические  – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей., это то, что  написано в книгах,  и  др.;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.  

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам проекта. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, учителю необходимо  держаться той сферы, в которой сам компетентен. Увлечь другого  может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, особенно в 1-2 классах. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить до 1 месяца.  В 3- 4 классе  возможны долгосрочные проекты.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы проекта, но и формулировки и отбора материала для получения продукта проектной деятельности. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.  Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Поиск вариантов решения и сбор материала

Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Выбор источников для сбора материала во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

На этом этапе исследования, как показала работа, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.

 Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

 Защита результатов исследования.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, состав которого  должны войти люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники.

При оценке следует учитывать, что:

  • Учащиеся должны чувствовать себя  успешными;
  • Учащиеся лишь учатся проводить исследование, любое их достижение является движением вперед;

Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь новых знаний, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах.

Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, заключающаяся в следующем:

  • сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения;
  • интеллектуальная зрелость;
  • опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

Формирование данных показателей готовности младших школьников к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности ученика в процессе обучения.


  1. Педагогические условия организации исследования

младших школьников

  • Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так  и во внеурочной   деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  • Творческая среда.  Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
  • Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  • Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий  определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне,  само исследование быть посильным, интересным и полезным
  • С целью активизации познавательной деятельности учащихся на    занятиях по исследовательской деятельности,  соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
  • загадок, ребусов, шарад,  задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,
  •  игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
  • связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
  • игр – исследований, фантастических исследований;
  • ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);
  • игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

Таким образом, можно отметить, что данная педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.


4.Формы организации проектно-исследовательской деятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию  интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам (кружок «Краевед- исследователь»), конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся.

В настоящее время можно выделить следующие организационные уровни учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  • уровень образовательных учреждений
  • муниципальный;
  • региональный;
  • межрегиональный;
  • всероссийский.

Важно помнить, что  формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.


Заключение

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • содержательной организации свободного времени детей.

Обладая свойствами как научной, так и учебной деятельности, УИД требует специальной организации, интегрированной в базовом и дополнительном образовании.

Описанные организационно – педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Особую важность в данной форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Мы проводили его в виде круглого стола, где каждый ребенок мог продемонстрировать результаты своих исследований и ознакомиться с работами одноклассников. Формой презентации результатов учебной исследовательской деятельности учащихся младших классов являются различные конкурсы.

Плюсы и минусы метода проекта в начальной школе
                 
Плюсы проектной деятельности:
+ развиваются навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка:   задача-результат;
+ формируются навыки групповой деятельности;
+ обеспечивается индивидуальный подход;
+ повышается интерес к познавательной деятельности.
                 
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
-ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей,                                   технические накладки);
- возникают психологические коммуникативные проблемы;
- имеет место проблема субъективной оценки.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества обученности;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • содержательной организации свободного времени детей.

Подводя итог, отметим, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


Библиография

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006
  2. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
  3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
  5. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
  6.  Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
  7.  Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
  8.  Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
  9.  Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

Полат Е.С. Метод проектов

Хуторской А.В.

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

http://schools.keldysh.ru/labmro 

 — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                         Примерные темы

  • Что означает наши имена?
  • Математические развлечения.
  • Нумерация вокруг нас.
  • Измерения (что меряют, чем меряют).
  • Создание сборника пословиц и поговорок.
  • Создание сборника загадок.
  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
  • Создание собственных сказок.
  • Создание коллажа «Моя Родина».
  • Составление Толкового словарика.
  • Сезонные явления природы.
  • Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида).
  • Домашние животные вокруг нас.
  • Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене).
  • Единицы измерения в Древней Руси.
  • Единицы измерения в других странах.
  • Числа в спорте.
  • Математика в Древнем мире.
  • Создание сборника произведений о войне.
  • Подготовка сборника произведений о Родине.
  • Викторина по произведениям любимых писателей.
  • Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина.
  • «Улицы нашего села» (установление истории названия).
  • Автомобили современные и старинные.
  • Профессии нашей мечты.
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка.
  • Мое увлечение
  • Аквариум и его обитатели.
  • Полезная вещь для дома.
  • Профессии наших родителей.
  • Мой город.
  • Мальчики и девочки.
  • Символика нашего класса.
  • Хлеб – всему голова.
  • Далеко ли от нас до солнца.
  • Новогодняя красавица.
  • Птицы – наши друзья.
  • Здоровый образ жизни.
  • Наш дом. Наш двор.
  • Праздники моей семьи.
  • Генеалогическое дерево моей семьи.
  • Награда в нашем доме.
  • Лента времени моей семьи.
  • Семейные традиции.
  • Семейные реликвии.
  • Как мне выбирали имя.
  • Спортивная жизнь семьи.
  • Мои земляки в истории России.
  • Мои земляки в культуре России.
  • Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.
  • Секреты здоровья.
  • Из истории вещей.
  • Самое умное животное в мире.
  • В защиту сорняков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                Виды презентаций проектов
- деловая игра;                                                                                                                                            - демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе ИКТ или литературных персонажей;                                                                                                                                                          
- игра с залом;
- иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
- инсценировка реального или вымышленного исторического события;
- научная конференция;
- отчет исследовательской экспедиции;
- пресс-конференция;
- путешествие;
- реклама;                                                                                                                                                                     - ролевая игра;
- соревнование;
- спектакль;
- спортивная игра;
- телепередача;
- заочная экскурсия;                                                                                                                                   - праздник;

- устный журнал;                                                                                                                                     - фестиваль проектов;                                                                                                                            - концерт


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                         Требования к буклету

  • Содержание должно раскрыть цель и задачи исследования.
  • Размещать следует наиболее важные сведения.
  • Излагать информацию кратко и чётко, т.е. лаконично.
  • Информацию использовать достоверную и доступную.
  • Должен иметь ссылки и  сведения о происхождении информации.
  • Текст должен быть завершённым.
  • Должен содержать название проекта, учебного заведения, населенного пункта.
  • Указать автора и руководителя проекта.
  • Оформить работу  эстетично.
  • Разумно использовать эффекты для привлечения внимания.
  • Правильно подбирать шрифт для печатания.
  • Использовать дополнительные заголовки для легкости чтения.
  • Приветствуется наличие иллюстраций по теме.
  • Не допускать орфографических и пунктуационных ошибок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                                     Памятка для родителей

  • Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  • Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  • Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям.
  • Не оставляйте их вопросы без внимания.
  • Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  • Меньше наставляйте, не давайте прямых инструкций.
  • Не сдерживайте инициативу, исходящую от детей.
  • Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  • Не раздражайтесь.
  • Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  • Учите доводить дело до конца.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рекомендации для учителей

  • Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.
  • Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  • Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  • Обеспечить психологический комфорт:
  • а) дети не должны бояться совершить ошибку;
  • б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
  • в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.
  • Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  • Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности.
  • Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  • В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Отчёт о выполнении проекта

Фамилия, имя____________________________________________________

Название проекта_________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему я начал работу над проектом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего я работал над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой продукт я хочу получить?

__________________________________________________________________

Как я работал над проектом:

Дата

Что делал

Сколько времени затратил

Вопрос/ затруднение

Консультант

Помощь

Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________

Что нового я узнал, чему научился?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои впечатления от работы над проектом

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Памятка для подготовки публичного выступления

  1. Общие рекомендации.
  • Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.
  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Употребляйте только понятные вам термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Подумайте и составьте возможные вопросы.
  1. Техника подготовки.
  • Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  • Начните свое выступление с приветствия.
  • Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  • Старайтесь ответить на все вопросы.
  1. Вопросы оппонентов.
  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  • Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
  •  После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Самооценка успешности участия в проекте

Фамилия, имя___________________________

Замечательно

        

Хорошо

Я мог бы сделать лучше

Я подобрал интересную информацию к  проекту.

Я учусь задавать вопросы

Я представил доказательства, опираясь на приобретенные знания

Я  выбрал интересную форму отчета

Я учусь говорить четко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта

Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики

Я ответил на вопросы проекта

Я наблюдал за собой и понял, что поможет мне стать успешным учеником

Я заранее готовлюсь к выступлению.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Памятка для учителя по подготовке к презентации

 

  • Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
  • Почему начали работу над проектом?
  • Решили ли вы проблему?
  • Как оценили вашу работу?
  • Что не доделано, а может быть можно изменить?
  • Помогите учащимся оценить процесс проектирования.
  • Помогите  подготовить проект к презентации, разработать план выступления.
  • Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  • Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  • Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование, лучше выделить номинации.

     

                                  Номинации проектов:

  • Проект-открытие
  • Проект-удивление
  • Проект-уникальность
  • Проект-размышление
  • Проект-эрудиция
  • Проект-гармония
  • Проект-исследование
  • Проект-обозрение
  • Проект-панорама
  • Проект-творчество
  • Проект-сюрприз
  • Проект-свободный выбор
  • Мини-проект
  • Глобальный проект
  • Универсальный проект
  • Забавный проект
  • Академический проект

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....