Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
    статья на тему

    Орлова Марина Юрьевна

    В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc541 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы

    Соловьёвой Марины Юрьевны

    по теме

    «Система работы с родителями в начальной школе»

      На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха  - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

    Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?

          Придя работать в школу,  на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.

    Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются участия в процессе обучения и воспитания.

    Думаю, можно выделить этому несколько причин:

    • нехватка времени ;
    • «старое» отношение к учёбе;
    • низкий уровень семейного воспитания;
    • несоответствие требований родителей и возможностей детей.

         Одним из способов решения этой проблемы  в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

    Мы живём в провинции.  «Оазисом» называет наше маленькое село отец Максим, настоятель нашего храма. Многие воспитательные проблемы крупных городов пока обходят нас стороной. Я считаю, что мне очень повезло и с ребятами и с их родителями. В моём классе все семьи полные, что сейчас большая редкость. Только один ребёнок находится под опекой.  Но многие родители работают в других регионах, часто оставив детей на бабушек и дедушек. 6 детей из многодетных семей, 11детей из семей, где 2 ребёнка и 6 детей – единственный ребёнок в семье.

    Рисунок 1 Социальный фон класса.

    Для  того, чтобы родители стали активными участниками  учебно – воспитательного процесса, я решила действовать в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

    Рисунок 2 Система взаимодействия учителя начальных классов и родителей.

            Всем известно, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Почему? Я поняла,  что,  не ответив на этот вопрос, не смогу добиться необходимых результатов. Проведя анкетирование, общаясь с родителями, я поняла, что им просто не интересно. Ведь в основном родительские собрания сводятся к ознакомлению с успеваемостью и беседам о ремонте и оборудованию кабинета. Я решила пересмотреть свои подходы к подготовке родительских собраний – одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой. Хотелось сделать их такими, где не поучают и не ругают, а предлагают задуматься о судьбе детей, их счастье и благополучии. Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако  роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. Проанализировав влияние семей на успешность обучения младших школьников, получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на три группы:

    Таблица 1 Влияние семей на результаты успеваемости детей.

    Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

    Результаты успеваемости детей (уровни)

    Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей)

    Низкий

    Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

    Достаточный

    Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

    Высокий

              Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему.

    Приглашаю на собрание заранее, сообщая тему, но всегда оставляя небольшую интригу. («И другие важные вопросы»). Темы мы определяем вместе, на первом в году родительском собрании.

    Например, в этом году определены следующие темы:

    Темы классных родительских собраний

    4 класс

    Тема 1.  Защитим права детей. (информационно-аналитическая беседа)

    (сентябрь).

    Тема 2.    Дети глазами родителей, родители глазами детей (диспут) .

    (ноябрь).

    Тема 3. Переход на обучение на новые образовательные стандарты.

    (февраль)

    Тема 4.   Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали (практикум). Уроки этики поведения для детей и родителей.

    (март)

    Тема 5.   Разговор на трудную тему. Профилактика вредных привычек у младших школьников. (мастерская общения)

    (май)

    Проведение родительских собраний планирую на один день недели (у нас это пятница. Так родители имели возможность заранее распределить своё время. Чтобы общение проходило в форме диалога, использую разные формы работы: круглые столы, обучающие тренинги, обмен мнениями.  Из пассивных слушателей родители учащихся должны стать активными участниками дискуссий.  Родители моего класса знают, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

         В ходе подготовки родительского собрания часто обращаюсь за помощью к родителям, особенно многодетным, с просьбой поделиться своими методами решения проблемы.

         Например, многодетная семья Колосовых поделилась с родителями стилем общения в семье, созданием  семейных традиций. Семья Соболевых – семейными увлечениями. Серьёзные разногласия возникли у родителей по вопросу наказания детей. Мнения разделились: сторонники «кнута и пряника» и сторонники упражнения в правильном поведении. Очень интересные аргументы приводились обеими сторонами. Хотелось бы надеяться, что многих пап и мам этот разговор заставил задуматься о правильном  и адекватном наказании ребёнка.

          Многие педагоги, для большей эффективности привлечения к воспитанию обоих родителей, проводят родительские собрания для пап. Такое собрание «Мужская рука» прошло у нас в форме дискуссии. Цель была показать отцам роль полноценного общения детей и родителей в получении положительных результатов воспитания и развития детей.

    Из предварительного анкетирования мы выяснили, что большинство отцов (97%) свою роль, как отца, видят в материальном обеспечении семьи. И только 58% считают необходимым своё участие в воспитании. 100% отцов считают, что помощниками в воспитании являются и строгость и доброта. 72% пап не могут себе позволить отругать ребёнка при посторонних, а 28 % - иногда.

    Рисунок 3 Роль отца в семье.

                В результате совместной работы было выработано решение: в основу воспитания положить свой жизненный пример, достойный подражания.

    Каждый папа оценил себя, как родителя, ответив на вопросы теста.

        Сейчас мои дети в 4 классе. И все эти четыре года родители приходят на родительские собрания практически все, причём некоторые стали ходить вдвоём: и мама, и папа.

         Конечно, работу с родителями нельзя сводить только к родительским собраниям. Мне очень хотелось, чтобы эти люди, объединённые общей целью, постепенно образовали коллектив единомышленников. Совместно  мы разработали кодекс общения, где главными стали правило «одного микрофона» и обращение друг к другу по имени, отчеству. Для этого я использовала такую форму взаимодействия как  проведение семейных гостиных. Доброй традицией стало проведение Дня семьи в нашем классе. Это настоящий праздник для всех. В этот день, а это всегда выходной, отстранившись от суеты, дети  их родители погрузились в атмосферу добра и любви. Праздничный концерт «Мы вместе» объединил родителей и ребят. Причем концертные номера готовят и родители и дети. Какой гордостью горят глаза ребёнка, когда он выходит на сцену с мамой или папой! Для участия в конкурсах ребятам не приходилось тянуть родителей за руку. Дети смогли убедиться, какие талантливые их родители: могут и петь, и сказки рассказывать, и спортом заниматься. В заключение праздника было чаепитие. Родители признавались, что сама подготовка к празднику явилась мощным фактором сплочения классного коллектива. А один ребёнок сказал: «У меня есть семья – мама, папа, сестра и я. А ещё есть семья – школа.»

    В системе образования за последнее время произошли огромные изменения. Поэтому ещё одним важным аспектом в работе  является просвещение родителей. Здесь использую такие формы работы как педагогические консультации, лектории, работа с группами родителей и индивидуально. Приглашаю родителей на открытые уроки.

           Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был  успешным. Только такой человек может достичь высот в какой-либо сфере деятельности. Для этого нужно уметь самостоятельно определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать,  что удалось и что нет. Поэтому мы занялись совместной с родителями проектной деятельностью. Этот вид работы мы используем на всех уроках, но особенно удачными были проекты по окружающему миру и православной культуре. Родители и дети получают возможность не только создать продукт совместного труда, но и продемонстрировать его, да и просто удовольствие от хорошо сделанной совместной работы.

           Часто возникает необходимость пообщаться индивидуально с родителями, прояснить тот или иной вопрос. Но я, конечно, понимаю, что времени часто просто не хватает. В этом случае выручает общение по телефону, взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). В этом году мы стали пользоваться электронными дневниками и поняли, как это удобно и для учителя и для родителей. Можно не только проконтролировать выполнение домашних заданий, но и познакомиться с комментариями к оценкам учителей, получить индивидуальные задания, узнать рейтинг своего ребёнка по каждому предмету.

            Мои родители – главные помощники во всех начинаниях. Сколько совместных праздников, поездок, походов было за эти 4 года! И всегда я чувствовала их помощь и поддержку. Об этом  можно рассказывать бесконечно. Поделюсь наиболее интересными направлениями в работе.

              Все ребята нашего класса заядлые театралы. Вместе с родителями мы побывали на многих премьерах детских спектаклей в театре г. Кинешма, ДК «Контакт», где традиционно нас приглашают на кукольные спектакли.

    Родители в этом году помогли нам организовать поездку в музей валенок в г. Кинешма, музей – театр «Истоки»  г. Юрьевец. Практически все классные мероприятия  мы проводим совместно с родителями. Они и артисты, и зрители, и судьи. Всем запомнился праздник для пап к 23 февраля  в 3 классе. Папы соревновались с детьми, а мамы были судьями и группой поддержки.

            Много внимания стараюсь уделять формированию здорового образа жизни. Незаменимыми помощниками были родители и в походах, и на Днях  Здоровья, и в поездках на природу.

                   Заканчивается четвертый год обучения. Время подводить итоги. Проведя анкетирование, я сделала следующие выводы: все родители объективно оценивают  своих детей, видят их успехи и проблемы, заинтересованы в дальнейшем успешном обучении.

    Результаты анкетирования родителей 4 класса

    Анкета «Школа глазами родителей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

    Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

    Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

    Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

    Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...

    Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

    ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...

    Обобщение опыта работы "«Использование инновационных технологий обучения в начальном курсе математики»

    Существует большое количество инновационных педагогических технологий, обеспечивающие решение задач обучения и развития личности учащихся. Использование инновационных технологий при изучении математик...

    Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

    Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....