Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".
материал по теме

Захарова Елена Ивановна

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в начальной школе Захарова Е.И МОУ «Третьяковская СОШ» 1

Слайд 2

Преимущества перед стандартной системой обучения: - повышается интерес, мотивация учебной деятельности; - осуществляется дифференцированный подход; - каждый ученик становится субъектом процесса обучения; - за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший; - облегчается процесс контроля и оценки знаний; - развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль). 2

Слайд 3

Внедрение компьютеров перспективно: *повышает эффективность проведения урока; *организует режим индивидуального опроса; *усиливает интерес учащихся к уроку 3

Слайд 4

Почему именно компьютер? *Фактор привлекательности, передача информации в понятной форме, новизна работы. *Младший школьный возраст – время, когда происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта. *Повышенный статус ученика. *Возможность организовать обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. 4

Слайд 5

«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». 5 *Очень интересно было читать по компьютеру. Я сразу узнала, сколько слов в минуту прочитала. * Компьютер нужен на уроках окружающего мира. Нам показывают картинки животных, растений. И даже фильмы, как в кино. * На уроке русского языка нам надо было объяснить значения слов, и мы нашли их в электронном энциклопедическом словаре.

Слайд 6

Компьютер. Что это: угроза для здоровья или друг и помощник? 6 * Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера уже не удастся, да и не нужно. * Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. * Детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы ребёнок выполняло правила работы, сидя за компьютером.

Слайд 7

При разработке презентации учитывается: 7 быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Слайд 8

Совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности *ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране; *обсудить просмотренный материал с классом; 8 *совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике; *индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме; *выполнить некоторые задания в группах или парах.

Слайд 9

ЧТО? КТО? Игра «Рассади пассажиров»

Слайд 10

Гараж 12 11 8+4 7+5 3+8 9+2 6+6 4+7 3+8

Слайд 11

Где чья пристань? 2 10 6 12 8 16 20 10 : 5 16 : 2 12 : 1 8 · 2 3 · 2 10 · 2 2 · 5

Слайд 12

12 9 - 4 6 + 2 3 + 3 9 – 2 7 + 2 5 + 5 5 6 7 8 9 10

Слайд 13

Разложим помидоры в тарелки поровну 11 : 3 = 3 (ост. 2)

Слайд 14

Что попало Каю в глаз? Сказки Ганса-Христиана Андерсена ОСКОЛОК ЗЕРКАЛА ПЫЛИНКА СНЕЖИНКА

Слайд 15

Испарение Конденсация пара Осадки – дождь Осадки – снег Ветер Круговорот воды в природе – всемирный процесс Подземные воды Грунтовые воды Ледники Родник Реки Океан Суша

Слайд 16

ка ло ж д ребус

Слайд 17

17

Слайд 18

Положительные стороны использования компьютера на уроке: 18 *повышается интерес к предмету; *каждый ученик работает в своём темпе; *обучение идёт индивидуально; положительное воздействие рисунков, анимации, звука; *сочетается контроль и самоконтроль; *появляется возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика; *неуспевающие дети чувствуют себя свободнее, не испытывают чувства неловкости и замешательства.

Слайд 19

«Скажи мне – и я забуду Покажи мне – и я могу запомнить Вовлеки меня – и это станет моим навсегда» 19



Предварительный просмотр:

                Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ в начальной школе».

(СЛАЙД 1}В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей "индустриальной эпохе'' называют "информационной эпохой". Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: (СЛАЙД 2}

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.

Внедрение компьютеров перспективно, так как: (СЛАЙД 3)

- повышает эффективность проведения урока;

- организует режим индивидуального опроса;

- усиливает интерес учащихся к уроку.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать   познавательные   и   игровые   потребности   учащихся   для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Всматриваясь в лица своих учеников, каждый пытается найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Почему именно компьютер я решила привлечь в качестве союзника и помощника? (СЛАЙД 4)

Во-первых, наиболее важен для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения.

Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта.

В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.

В-четвёртых, используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.

И, наконец, самая главная причина заключается в том, что компьютер — это машина, которая может отвечать разным интересам школьника: к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер - это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка'.

А что об этом думают сами дети? (СЛАЙД 5)

Вот только некоторые из их высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

- На уроке чтения Стёпка нас знакомил с буквами, учил читать. Я хорошо всё поняла и запомнила.

- Компьютер нужен на уроках окружающего мира. Нам показывают картинки животных, растений. И даже фильмы, как в кино.

- На уроке русского языка нам надо было объяснить значения слов, и мы нашли их в электронном энциклопедическом словаре.

(СЛАЙД 6) Родителям моих учеников были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».

И вот к каким выводам они пришли:

1. Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.

2. Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

3. Детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы ребёнок выполняло правила работы, сидя за компьютером.

Удобнее всего проводить занятия с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру.

Следует помнить, что использование компьютера учителем - это лишь часть работы по медиаобразованию, предусматривающая системную постоянную работу учителя в избранной области, будь то работа со словарями, с телепередачами или материалами газет и журналов, фотографией. Преимущество же компьютера состоит в том, что он объединяет в себе эти виды работ - наличие специальных компьютерных программ: электронных энциклопедий, словарей, учебников, альбомов и т.д.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление0. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятий и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она: (СЛАЙД 7)

•   быстро   и   доходчиво   изображает   вещи,   которые   невозможно передать словами;

•   вызывает  интерес  и  делает  разнообразным  процесс  передачи информации;

•   усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении.

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Программное обеспечение позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности: (СЛАЙД 8} ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;

обсудить просмотренный материал с классом;

совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике; индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме; выполнить некоторые задания в группах или парах. Мультимедийную презентацию можно использовать на  разных этапах урока. (СЛАЙД 9 - 16)

Необходимо уже в начальных классах приучать школьников использовать компьютер, установленный в классе или имеющийся дома, для поиска информации к различным урокам и внеурочным мероприятиям. (СЛАЙД 17)

В своей работе я использую диски серии «Уроки Кирилла и Мефодия», «Обучение с приключением», различные детские энциклопедии. Диски помогают в конструировании уроков и формировании электронной поддержки для них. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.

Значительно    интереснее    проходят    классные    часы,    праздники, родительские собрания с использованием ИКТ.

Это могут быть аудио и видеозаписи, мультимедийные презентации к урокам, конспекты уроков с использованием ИКТ. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала необходимо соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия. Эти основные условия, определяющие эффективность использования медиаобразовательного материала в начальных классах можно свести к следующим положениям: (СЛАЙД 18) используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;

для достижения педагогического эффекта использование дидактического материала на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение всего года;

•   использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной работы;

•   учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму.

Детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету:

•   каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял;

•   обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности;

•   материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика;

•   сочетается контроль и самоконтроль;

•   появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить успехи ученика;

•   неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение. В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.

Для младших школьников компьютер - объект новый, необычный.

Анкетирование среди учащихся показало, что большинство детей хотят научиться рисовать, печатать на компьютере. Второе место после общеучебных умений занимает игровая деятельность, просмотр кинофильмов.

Задача учителя - всемерно поощрять стремление детей использовать компьютер как средство самообучения, воспитывать ценностное, уважительное отношение к такой деятельности. Необходимо познакомить младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве, это - достоверность, полезность,

актуальность, полнота информации. Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается отношение к компьютеру либо как к средству развлечения, либо как к средству творческого саморазвития.

В заключение хочется сказать, что применение компьютера учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму.

(СЛАЙД 19) К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я могу запомнить.

Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по созданию валеологической службы в школе

На основании Федерального закона от 24.06.1999 года №120 –ФЗ «Об основах системы  профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в целях профилактики  распрос...

Обобщение опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности....

обобщение опытом "АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В своей работе учитель выявляет методы и приемы организации проблемного обучения в  начальной школе на примере уроков математики. Учитель показывает применение проблемного обучения в практике для...

Обобщение опыта на тему "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС".

Современный урок –урок действенный,имеющий непосредственное отношениек интересам, личности ребенка,его родителей, общества, государства. Структура урока в начальной школе:I этап. Организация клас...

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД в начальной школе при помощи современных образовательных технологий »

В работе описаны приемы и задания, используемые для формирования УУД. Методики для отслеживания сформированности УУД...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе". К конкурсу "Учитель года - 2016"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме: Проектная деятельность в начальной школе.

В работе говорится опроектах над которыми я работаю с детьми  в начальной школе. Уделяется внимание педагогическому проекту....