Обобщение опыта по теме: Проектная деятельность в начальной школе.
учебно-методический материал

Красовская Елена Александровна

В работе говорится опроектах над которыми я работаю с детьми  в начальной школе. Уделяется внимание педагогическому проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект"Использование проектной деятельности как метода формирования интеллектуально - творческой личности"

Актуальность. Работая в школе, я пришла к выводу, что ученик, обладая хорошими знаниями, зачастую не может применить их в реальных жизненных ситуациях. 
В российском образовании долгое время упор делался на приобретение знаний, на их накопление. Однако, современным обществом сегодня востребован не просто образованный человек, а личность, обладающая целым набором качеств: 
• самостоятельностью в принятии решений и умением за них отвечать; 
• готовностью быстро мыслить и действовать в нестандартной ситуации; 
• способностью к сотрудничеству. 
Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Поэтому для современного человека очень важным является умение найти необходимую информацию и использовать в определенных целях. 
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Решение этих задач вызвало необходимость поиска новых, более эффективных технологий.

 Этим и обусловлена актуальность моего проекта, поскольку существует 
противоречие между новыми требованиями общества к формированию самостоятельной творческой личности, и устаревшим репродуктивным характером обучения. И вот с 2009 года я начала работу над реализацией педагогического проекта, тема которого «Использование проектной технологии как метода формирования интеллектуально – творческой личности». 


Объект исследования – процесс развития интеллектуальных и творческих способностей младшего школьника. 
Цель проекта: использование проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы с целью раскрытия и поддержки интеллектуально – творческих способностей учащихся.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие
задачи: 
1. Изучить специфику метода проектов как одного из эффективных методов формирования интеллектуально – творческой личности. 
2. Выявить педагогические условия, при которых метод проектов оказывает эффективное влияние на личностное развитие учащихся. 
3. Повысить уровень познавательной, информационной, коммуникативной и других компетенций ученика.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей, умения презентовать продукт своей деятельности. 
5. Способствовать развитию интеллектуально – творческих возможностей учащихся через участие в сетевых проектах, школьных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, викторинах, фестивалях. 
В основу идеи моего проекта была положена
гипотеза: включение младших школьников в проектную деятельность можно рассматривать в качестве одного из путей формирования интеллектуально – творческой личности. 
Тип проекта
По характеру доминирующей в проекте деятельности: 
• исследовательский 
• творческий 
• практико-ориентированный проект 
• информационный. 
По предметно-содержательной области: 
межпредметный проект 
По характеру контакта: 
• открытый 
По характеру участия: 
• ученик – участник 
По продолжительности: 
• долгосрочный 
По характеру охвата: 
• фронтальный 
Осуществляя реализацию моего проекта, я пришла к выводу: проектная технология не может существовать отдельно от других новых педагогических технологий. Поэтому вместе с проектной технологией я использую: 
-развивающее обучение; 
-проблемное обучение; 
- личностно – ориентированное обучение; 
- технологию использования в обучении игровых методов; 
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; 
-компьютерные (информационные) технологии; 
-здоровьесберегающие технологии. 
Прогноз  ожидаемых результатов
• повышение мотивации к учебной деятельности и воспитание потребности в самообучении и саморазвитии; 
• развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; 
• выполнение проектных работ; 
• активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах и проектах. 

Методы исследования
•Анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме 
 Диагностика (анкетирование, наблюдение, беседа, анализ проектов) 


Описание опыта 


Китайская мудрость гласит: самая длинная дорога начинается с первого шага. 
Ей вторит русская поговорка: велика беда – начало. 
Так вот в начале для себя я чётко определила, что такое технология проектов(ТП), учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе. 
По определению доктора педагогических наук Евгении Семёновны Полат 
ТП – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 
Проектная деятельность – это метод, который 
- раскрепощает ребёнка, 
- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, 
- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. 
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Сегодня данный метод успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. 
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, как использование разнообразных методов, так – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект – это всегда творческая деятельность. 
Любой проект имеет практически одинаковую структуру. 
Проект – это “пять П”: 
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 
Но и есть шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. 
Стратегия достижений поставленных целей .На первом этапе, который назывался «Пилотный» проводился анализ психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы. Была утверждена тема самообразования, определена цель, объект и предмет исследования, а также сформулирована рабочая гипотеза, конкретизированы задачи исследования и пути их решения. Затем уже пошли пробные проекты. Важным фактором на 1 этапе стала разъяснительная работа с родителями. 
На втором этапе (это уже был 2010 - 2011 уч.г.) проводилась опытная проверка гипотезы исследования, отработка информационного и практико-ориентированного типов проектов. 
Третий этап (2011-2012 уч.г.)был посвящён изучению Федеральных государственных образовательных стандартов и реализация мини – проектов в урочной и внеурочной деятельности. 
На четвёртом этапе (2012 – 2013 уч. г.) – осуществляется реализация различных типов проектов с целью внедрения проектной деятельности в классно-урочную систему( мини-проекты, краткосрочные и недельные проекты), участие во всероссийских дистанционных и сетевых проектах. Подведение промежуточных итогов. 
Сейчас мой педагогический проект находится на основном этапе работы. 
Практическая часть: 
Проектная деятельность – вещь необыкновенно увлекательная, как для учителя, так и для учащихся. За почти 4 года нами выполнено много проектов. Наиболее значимые из них: 
Проект по теме «Моё село», созданный в рамках  внеурочной деятельности. Мы с ребятами дали ему творческое название «Милая сердцу сторона». 
В ходе работы над проектом был изучен интересный материал о прошлом нашего села о его жителях ,о природе. Защита проекта была представлена в виде  заседания круглого стола.
 
На уроках литературного чтения в 3 классе был реализован межпредметный, краткосрочный, информационный проект «Устное народное творчество». 
Ребята подготовили проекты о жанрах устного народного творчества и оформляли в виде книжек – малышек: ягодок, грибочков, орехов, которые складывались в общую корзину. После коллективного анализа и оценивания работ каждый участник получил одну из памятных медалей: «За самый интересный проект», «За самый занимательный проект», «За самый весёлый проект», и др 
Проект «Мы и наши имена». Это проект: информационный, межпредметный, средней продолжительности. Один ученик моего класса с этим проектом принимал участие в конкурсе детских исследовательских работ  ЮНИС.
В процессе четырёхнедельной работы над проектом каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал, почему его именно так назвали. В результате деятельности учащиеся приобретали навыки работы с текстовыми и электронными источниками информации, а в процессе поиска исторических фактов формировалось критическое мышление детей. 
 
Проектная деятельность по силе и учащимся первого класса. В период обучения грамоте мы с ребятами и их родителями разработали проект»Азбука вежливости». Детям было предложено на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово. В изготовлении азбук участвовали и родители первоклассников. Итогом работы стал праздник «Прощание с Букварём», где на «суд» были представлены «Азбуки вежливости» учащихся. Каждый из которых был награжден памятной медалькой «Ты молодец», «Ты умница». 
Вашему вниманию предлагаю ещё проекты, выполненные учащимися 1 а класса. На уроке обучения грамоте детьми был осуществлён проект «Небылички» сочинёнными ребятами с помощью родителей. На уроках изобразительного искусства были реализованы коллективные проекты «Натюрморт» и «Дерево дружбы». 
Проект «Синичкин день» был выполнен на уроке окружающего мира .Работы ребят удивляли своей оригинальностью и качеством исполнения. 
Огромное поле для проектной деятельности даёт внеурочная работа. В рамках предметной недели начальных классов по теме «Активизация творческих способностей учащихся» был создан проект «Есть здорово!».  
Также на занятии по внеурочной деятельности мы с ребятами занимались выгонкой гиацинтов. В ходе выполнения проекта учащиеся искали интересный, занимательный материал о цветах и трудились над выращиванием растений, как научные работники. Каково же было удивление родителей, когда к празднику Пасхи ребята принесли домой выращенные цветы .
Идея следующего проекта возникла на классном часе во 2 а классе « Мир профессий». В ходе которого ребята пытались ответить на проблемный вопрос «Какая профессия сама важная?» Мнения разделились. Ответ был найден в ходе работы над проектом «Все профессии нужны, все профессии важны!». Выполнение проектной работы велось по группам, каждая из которых работала в своём направлении:

1 группа - Узнать об истории профессий и профессиональных праздниках 
2 группа - найти информацию и редких и новых профессиях; 
3 группа – взять интервью у родителей и рассказать об их профессиях. 
Эта проектная работа расширила представления о разнообразии профессий, способствовала развитию познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве. 
 
В этом учебном году мы приступили к освоению проекта » Если хочешь быть здоров». Цель проекта: снижение отрицательного влияния гиподинамии на организм учащихся 6-10 лет; гармоничное развитие двигательных умений, навыков и физических качеств детей; формирование коммуникативных компетенций.. 
Плюсы и минусы проектной технологии в начальной школе 
Плюсы: 
• позволяет развить творческие возможности и способности учащихся; 
• развиваются навыки самообразования и самоконтроля; 
• приобретаются навыки групповой работы; 
• развивается коммуникабельность и чувство ответственности; 
• учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, сделанная своими руками. 
Минусы: 
• возрастает нагрузка на учителя; 
• ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); 
• психологические коммуникативные проблемы. 
Как видите - “плюсов” больше! 

Работа над проектами продолжается. 
Вывод: промежуточные результаты моего проекта подтвердили выдвинутую мной гипотезу: использование проектной технологии способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. 
Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. 

Использованные ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2009г 
2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6. 
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9. 
4. Симененкова Т.Д. «Проектная деятельность учащихся» //Завуч. – 2007. - №8. 
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. 
6. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. 
7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7. 
8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4 
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998 
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. 
Интернет ресурсы 
1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе". К конкурсу "Учитель года - 2016"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе"...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...