Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"
на тему
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
г .Гуково
Обобщение опыта по теме:
«Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной
активности обучающихся»
Подготовила: Ю. С. Серова
учитель начальных классов
2013 год
«Начальная школа - это, прежде всего,
творческий труд одного учителя.
Я всегда считал необходимым стать
в какой — то мере ребенком,
иметь доступ в сказочный дворец,
имя которому - Детство.
Только при этом условии дети
не будут смотреть на вас как на человека,
случайно проникшего за ворота их
сказочного мира, как на сторожа,
которому безразлично, что делается
внутри этого мира».
В. А. Сухомлинский
Введение
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
Актуальность темы
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
• низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
• неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Вовлечь детей в проектную деятельность
2. Научить представлять продукты проектов
3. Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на
• получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий;
• оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов;
• использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время.
Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.
Познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека общению. Под мотивами общения мы понимаем те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним и выделяем три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.
Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно – познавательных приѐмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять еѐ результаты, а главное – применять на практике.
Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы.
Технология работы
На первом этапе мною велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.
Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.
Интерактивные задания на моих уроках предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Основное значение таких заданий состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные формы и методы организации обучения использую на уроках окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения. (См. приложение №1, №2)
В 3 классе были первые пробы учащихся в проектной деятельности. В течение года были реализованы следующие проекты: «Берегите природу!» (творческий проект), «Моя семья» «Правила дорожного движения» (творческий проект).
(См. приложение №3, №4, №5)
Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать большое количество учащихся:
проект «Моя семья» - 87%
проект «Берегите природу!» - 65%
проект «Правила дорожного движения» - 73%
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями
- работали с дополнительной литературой
- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)
- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.
В 3 классе под моим руководством были созданы и реализованы следующие проекты:
«Наш малая родина» (долгосрочный проект), экологический проект « Мое деревце» (см. приложение № 6)
Участие обучающихся в проектной деятельности
3 класс 2011-2012 учебный год
Ф.И.учащихся | Проект №1 «Береги природу» | Проект № 2 «Мой край» | Проект №3 «Словарные слова» | Проект «Моя семья» | Проект «Наша малая родина» | Проект «Мое деревце» | |
1 | Абузерова С. | + | + | + | |||
2 | Белошенко А. | + | |||||
3 | Воробьев Е. | + | + | + | + | ||
4 | Голубов Н. | + | + | + | |||
5 | Груздева О. | + | + | + | + | ||
6 | Диденко Н. | + | + | + | + | + | |
7 | Конкина О. | + | + | + | |||
8 | Ковалев.М. | + | + | + | |||
9 | Курченко Э. | + | |||||
10 | Максименко М. | + | + | + | + | + | |
11 | Манько В. | + | + | + | + | ||
12 | Мелехина Я. | + | + | + | + | + | |
13 | Морозов С. | + | + | + | |||
14 | Рябцев Д. | + | + | + | + | ||
15 | Рамеев И. | + | + | + | |||
16 | Слесарев С. | + | + | + | |||
17 | Татарина А. | + | + | + | + | ||
19 | Фетисова К. | + | + | + | + | + | |
20 | Щетинина А. | + | + | + | + | + |
Вывод: Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2011-2012 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 93% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов.
В 2012-2013 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.
В процессе проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю анализу проделанной работы. В 3 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку давал весь класс, высказывая свое мнение, оценивал учитель, оценка давалась по 5 бальной шкале.
В итоге заполнялась следующая таблица:
ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТА
Класс: 3
Ф.И.О. участников проекта _________________________________________
Тема проекта: « Наша Малая родина»
Достигнутый результат | Оформление | Представление проекта | Ответы на вопросы | Творчество | Практическая ценность | Умение работать в команде | Итог | |
Самооценка | ||||||||
Учитель | ||||||||
Учащиеся класса | ||||||||
Итог: |
Шкала оценки: 10 баллов
В 4 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя следующую анкету:
САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
учащегося 4 класса ________________________________
1. Тема проекта ________________________________________________
2. Участники проекта ___________________________________________
3. Распределение ролей:__________________________________________
4. Что я использовал в работе?
информация____________________________________________________
инструменты___________________________________________________
5. Чему я научился? _____________________________________________
6. Что было наиболее интересным? _______________________________
7. Что было самым сложным? _________________________________
8. К кому обращался за помощью? ________________________________
Приложение
Памятка начинающему исследователю
1.Выбери тему исследования.
2.Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3.Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4.Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
6.Сделай выводы.
7.Оформи результаты своей работы.
План доклада: (доклад в сопровождении презентации)
1.Введение.
2.Основные требования к проекту.
3.Процесс реализации и жизненный цикл проекта.
4.Алгоритм создания проекта.
5.Ошибки и причины неудачи реализации проекта.
6.Требования к оформлению проекта.
7.Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
Использование СОТ в процессе обучения в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников.
педагогический проект...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся общ...
Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»
Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....