Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме : Развитие речи учащихся начальной школы на уроках
    методическая разработка (4 класс)

    Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.
    Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
    .Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi.odt22.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс представлен на районном семинаре для учителей начвльных  классов.

    Обобщение опыта по теме : Развитие речи учащихся начальной школы на уроках

    «…Слово – самый тонкий и самый острый 
    инструмент, которым мы, учителя, 
    должны умело прикасаться 
    к сердцам наших питомцев».
    В.А.Сухомлинский

    Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.

    Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
    .Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
    С первых дней обучения в школе провожу целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
    За 30 лет работы в школе я сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей 6-7 лет. С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
    1. Фонетическая зарядка.
    Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )
    2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
    Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.Ло-ло-ло - на улице тепло.Лу-лу-лу - стул стоит в углу.Оль-оль-оль - мы купим соль.Ра-ра-ра - начинается игра.По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.Скороговорки: Лара у ВалиИграет на рояле.
    Лена искала булавку,А булавка упала под лавку.Под лавку залезть было лень,Искала булавку весь день.
    В поле полет Фрося просо,Сорняки выносит Фрося.
    3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…    

     Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
    По мере развития навыка устных рассказов следует вводить письменные творческие работы - сочинения

    Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому.

    И чтобы всё это развить нам помогает устное народное творчество. И мне хочется рассказать об одном из направлений устного народного творчества, а именно о пословицах

    Пословицы  живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Они являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны.

    Форма пословицы своеобразна, ритмична, имеет особое звуковое оформление и композиционно-синтактическое строение. За счёт этого она совершенствует общие речевые навыки школьника, уточняет, обогащает, активизирует словарь ребёнка, развивает грамматически правильную речь, её точность, полноту, эмоциональность, последовательность при изложении её смысла. Т.о., главное назначение пословиц в том, чтобы разговорной речи придать красочность, образность, усиление эмоциональной выразительности и наполнить

    Систематическая работа над смыслом пословиц используя различные способы их анализа, позволяет развивать и обогащать речь ребёнка.

     Используя в своей речи пословицы учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

    Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

    Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

    Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

    Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

    обобщение опыта по теме: "развитие речи младшего школьника"

    Во все времена любой человек владеющий грамотной речью выделяется среди людей. Это приобретается в течении всей жизни, но в большей степени на первой ступени обучения. В наше время, когда в жизни люде...

    Обобщение опыта по теме "Словарная работа в начальной школе"

    Обобщение опыта по теме «Словарная работа в начальной школе как залог успешного обучения русскому языку». Тема по самообразованию учителя начальных классов МБОУ Калиновская сош Кулешовой Елены Михайло...