Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»
статья

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom_patrioticheskoe_vospitanie.docx124.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с.Смородинка

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Обобщение опыта по теме:

«Патриотическое воспитание

учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов

Зеленская Н.В.

2016-2020 гг.

                                                   

Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное  детское сообщество он может создать из класса. Только развитый и сплочённый коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей. Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.

Актуальность проблемы  патриотического воспитания

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

   Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории, данная проблема становится особенно актуальной.      

Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

          Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

        Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Цель и задачи

               Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

        1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и           гражданином своей страны.

2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре,  святынях России.

5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.

6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности    боевым и трудовым традициям старшего поколения;

7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Описание опыта

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

       Содержание понятия патриотизма включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

            Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.

Привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятным и местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

               Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть  много  материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они -  один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя.                                                                                                                                                                   Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.                                                  

Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков  А. А.Изучая тему «Полезные ископаемые» мы гордимся, что наша страна, село богаты полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот  ещё пример. В учебнике для 2 – го класса  мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и  Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу  так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к  прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.                                                                                                                                                                Для воспитания патриота можно использовать  материал любого учебника. Возьмём теперь учебник по литературному чтению, авторы  Климанова, Горецкий. В нём  много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая  почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.                                                                                                                

Возьмем рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» (урок внеклассного чтения). Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы  он  ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи  настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.

                                                                                                                                                                               

             Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения  таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.                  

Для работы с детьми в школе использую различные формы работы: 

  • классные часы;
  • деловые игры;
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • беседы, диспуты, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • соревнования;
  • экскурсии, походы;
  • трудовые дела;
  • сочинения и диспуты
  • уроки мужества, гражданственности.

Дети ежегодно принимают  участие в выставках рисунков и поделок:

День Победы (макеты, рисунки); День защитника Отечества;

Работа в классе по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:

• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.  

     Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музей боевой славы, в Парк Победы. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.

• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у школьников  высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций, пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традиции

В преддверии 75- летия Победы дети  готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему  « По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему, проведена беседа « Это надо  не мёртвым, это надо живым…»  Были проведены тематические классные часы. Класс принимает участие в митингах, посвященных Дню Победы. Учащиеся возлагают к подножию памятника цветы.

В преддверии празднования Защитника  Отечества ребята класса собрали информацию о своих родственниках: братьев, отцов, дедов. Каждый  рассказал о прохождении их службы.  

В рамках празднования Дня космонавтики прошли единый классный час «Звёздный поход»

• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Мероприятия

1 класс – «С чего начинается Родина»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Символы России»

Классный час

«Мое село»

Экскурсия в музей, Конкурс рисунков

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час – вернисаж

Февраль

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

Апрель

«День космонавтики»

Конкурс стихов и рисунков

Май

«День Победы»

Устный журнал

2 класс – «Моя малая Родина»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Село, в котором я живу»

Классный час, конкурс рисунков

Октябрь

«История моего села»

«Посмотри, как он хорош, мир, котором ты живёшь!»

Экскурсия в музей,

Конкурс стихов и рисунков

Ноябрь

«Летопись природы родного края»

Классный час

Январь

Праздник песни

Фольклорный праздник

Февраль

«Они защищали Родину»

«Честь имею»

Экскурсия в музей

Игровая программа

Май

«За мирное детство – спасибо»

Лит-муз. композиция

3 класс – «Россия – Родина моя»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

Обычаи и традиции русского народа

Утренник

Ноябрь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

Апрель

«День космонавтики»

Классный час

Май

«Подвигу народа жить в веках»

Литературно – музыкальная композиция

4 класс – «Я – гражданин России»

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

Ноябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

Февраль

«Герои Советского союза – наши земляки»

Урок Мужества

Февраль

«Защитникам Отечества»

КВН для мальчиков

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

Результаты работы

В начале учебного года (4 класс) на классном часе я провела опрос. Результаты тестирования определили дальнейшую работу по духовно-нравственному и патриотическому направлению. Ребятам был предложен опросник «Личностный рост», из которого были взяты вопросы по 3 шкалам:

  • Отношение к малой Родине.
  • Отношение к Земле (природе)
  • Отношение к культуре.

Результаты данного исследования представлены в следующих диаграммах.

hello_html_m20055cdd.png

Вывод: по данной шкале вопросов выделилась проблема: 12 человек класса переживают чувство Родины как чувство родного дома, однако им кажется: то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Над этим придется работать, корректировать свои действия в воспитательном процессе. Два человека из класса, стараются открыто не проявлять свое отношение к стране, они могут «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма. Моя задача как классного руководителя в первую очередь вовлекать ребят в мероприятия, чтобы они поняли то, что происходит со страной и с ними, имеет между собой много общего.

hello_html_m72bbe59e.png

Вывод: из диаграммы видно, что большая часть класса заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат именно им. Экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них. В классе не могут не обратить внимание на такие мелочи, как брошенный мусор.

hello_html_6b7f1c1f.png

Вывод: ребята признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни. Они все хотят выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневно усилия к этому. Цикл бесед о поведении, взаимоотношении между людьми помогают моим ребятам изменить свою точку зрения на культурные ценности.

При проведении диагностики даже наличие отрицательной тенденции имеют положительные моменты. Большинству моим ребятам естественно чувство жалости к людям и животным. Моя задача вовлечь во все мероприятия ребят, помочь разобраться в вопросах, вызывающих сомнения. Я не должна потерять этих детей, чтобы у них не сложилось мнение, что все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна.

Готовясь к проведению военно-патриотического месячника  я провела среди учащихся 4 класса мини-опрос из трех вопросов:

Что такое патриотизм?

Кто такой патриот?

Считаешь ли ты себя патриотом?

Ответы учащихся превзошли мои ожидания, рассеяли опасения, что  дети не имеют представления о патриотизме.

Почти все учащиеся 4-го класса, ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь.

И многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину. Вот ответы некоторых ребят:

Патриотизм - любовь к родине, когда человек, несмотря ни на что, способен совершить подвиг на благо Родине своей.

Патриотизм - это любовь всего народа к Родине, и не просто любить надо, но и какой-то вклад вносить

Патриот - это такой человек, который свято верит в свою Родину и никогда ее не предаст.

Патриот - это человек, любящий свою родину, и человек, который болеет за национальную сборную России по футболу.

Я считаю себя патриотом, потому что я живу на своей Родине. Я люблю свою Родину, если бы я не жила здесь, я бы очень скучала. Я патриот, потому что готов защищать свою родину.

Для проверки эффективности гражданско-патриотического воспитания проводилось анкетирование

- знание символики  края, страны  76%

         -  знание истории села 83%

         -  знание истории края 68%

Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.

Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.

 

Сотрудничество с семьёй - залог успеха в воспитании детей

Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос есть у В.А.Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

В своей педагогической деятельности стремлюсь устанавливать тесный контакт с семьями учащихся, вовлекать их в совместную деятельность по воспитанию учащихся.

Родители являются активными участниками и помощниками всех классных и школьных мероприятий. Постоянно ведется работа с родителями: проводятся родительские собрания по темам, направленные на воспитание  патриотизма и духовно–нравственного развития: «Роль игры в школьном возрасте», «Принципы семейного воспитания», «Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста», «Товарищество и дружба».

Справка:

Удовлетворенность родителей жизнью класса

86,4% - высокая

13%- средняя

0,6 – не удовлетворены

Удовлетворенность родителей работой классного руководителя

92% - высокая

8%-средняя

 В содержание сотрудничества с родителями следует включить следующие направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • участие родителей в управлении делами класса.

Тематика родительских собраний, запланированных на 4 класс:

  • Роль семьи в формировании мотивации ученика;
  • Вредные привычки в детском возрасте;
  • Способность и одаренность;
  • Радость коллективного труда. Формирование навыков совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Основная воспитательная ценность  информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период  в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нра...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Обобщение опыта по теме : Развитие речи учащихся начальной школы на уроках

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где ...

Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...